Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Общая суицидология. Бузук.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
189.16 Кб
Скачать

4.4 Суицидальное поведение при синдроме зависимости от психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков)

Тенденция к саморазрушению часто связана с алкогольной и наркотической зависимостью. Суицидальный риск больных алкоголизмом и наркоманиями в десятки раз превышает риск самоубийства в общей популяции. Три четверти покончивших с собой мужчин и две трети женщин в возрасте 30 - 39 лет на момент совершения попытки находились в состоянии алкогольного опьянения. Каждый пятый больной алкоголизмом

совершает суицидную попытку или самоуоииство в состоянии депрессии.

По наблюдениям Б. Любан-Плоцца с соавт. (2000), среди госпитализированных суицидентов пациенты с химическими зависимостями составляют 17%, занимая, таким образом, третье место после депрессивных пациентов (49%) и психопатических личностей (18%). Наибольшую суицидную опасность составляет сочетание злоупотребления алкоголем с дисгармоничными чертами характера и органической мозговой патологией. Максимум самоубийств среди больных синдромом зависимости от алкоголя приходится на возраст 25-49 лет [13].

Как отмечают А.Г.Амбрумова и В.А.Тнхоненко (1980), между приемом алкоголя и суицидальным поведением существуют два основных типа взаимоотношений:

1. Первый тип взаимоотношений:

При данном типе взаимоотношений первоисточник проблем связан непосредственно с аддитивным потенциалом человека, с тем, что его привело к зависимости. В этом случае алкоголь является объектом аддикции и способствует снижению напряжения и ухода человека в забвение от существующих проблем. Регулярное употребление химического вещества приводит к закреплению и стереотипизации «легкого» способа решения жизненных трудностей, при отсутствии их реального решения. Как видно, алкоголь принимается до появления суицидальных мыслей. Однако предъявляемые жизненными обстоятельствами требование приводят к необходимости их решения, что уже не может осуществиться адаптивными путями. Это приводит к фрустрационным переживаниям, росту внутреннего напряжения и депрессии. В таких случаях в состоянии опьянения вначале усугубляются конфликты, затем появляются суицидальные тенденции, которые в течение короткого и острого пресуицида достигают максимума и реализуются в суицидальных действиях.

2. Второй тип взаимоотношений

При данном типе алкоголь принимается после появления суицидальных мыслей с целью облегчить реализацию своего намерения Несомненную роль в появлении конкретного намерения прекращения собственной жизни играет наличие алкогольного oпьянения во время самоубийства. В таких случаях алкоголь играет роль «катализатора»» либо «спускового крючка» при длительно существовавшем эмоциональном напряжении, связанным с неразрешимым личностно-значимым конфликтом. Суицид в таких случаях нередко приобретает характер «молниеносного», во всяком случае, неожиданного и малопонятного для окружающих. При этом алкогольное опьянение в одних случаях может предшествовать появлению суицидальных замыслов, в других - он принимается для того, чтобы облегчить реализацию намерений («напиться для смелости»).

У многих людей риск суицида не обязательно возникает как итог тяжелой зависимости. Следует отметить, что при чрезмерном употреблении алкоголя и состоянии опьянения повышается риск несчастных случаев, агрессии и суицида в силу снижения способности к контролю своих побуждений и конструктивному мышлению. Алкоголь способствует краху когнитивных способностей, утрате гибкости мышления и возможности принимать альтернативные решения. Алкоголики, как правило, совершают самоубийство, если находятся в состоянии опьянения при наличии множества накопившихся проблем.

Самоповреждения и некоторые виды передозировок из группы несуицидального поведения весьма существенно отличаются от собственно суицидальных проявлений - попыток самоубийства и его намерений. Это отличие состоит в отсутствии желания лишить себя жизни, равно как и а отсутствии демонстраций этого намерения, что позволяет их выделить в несуицидальные формы аутоагрессивного поведения. К ним относятся самоповреждения путем самопорезов и некоторые виды передозировок, которые наблюдаются на высоте интоксикации и характеризуются утратой количественного контроля. Эти передозировки обозначаются как аутоагрессивные, в отличие от случайных, возникающих вследствие незнания фармакологических свойств лекарственных препаратов. В состоянии опьянения легко возникают конфликты, либо актуализируются и принимают гротескные формы, что приводит к формированию суицидальных мыслей и их быстрой реализации, чаше в виде суицидальных попыток и самоповреждений, но не исключаются и истинные. Нередко алкоголь принимается, так сказать, для, храбрости, чтобы облегчить акт самоубийства. Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению "депрессии, чувства вины и психической боли, которые, как известно, часто предшествуют суициду.

При хроническом злоупотреблении алкоголем, наркотиками и лекарственными препаратами формируются стойкие изменения личности, так называемая вторичная наркотическая психопатизация. Эго проявляется в эмоционально-волевых расстройствах с бесконтрольностью влечения; «недержанием» аффекта и склонностью к девиантным и делинквентным формам поведения. Частая алкоголизация, залой приводят к распаду семьи, теряются друзья и работа. Для больных алкоголизмом неразрешенные микросоциальные конфликты в сфере семейных, профессиональных и межличностных отношений нередко приобретают характер суицидогенных. Во время межличностного кризиса больной алкоголизмом отличается особенно высоким суицидальным риском. Алкоголь также усиливает агрессивность, которая может привести к саморазрушению, если оборачивается на самого себя. Для больных с синдромом зависимости от алкоголя суицидогенными факторами служат неразрешенные микросоц- нальные конфликты; в качестве антисуицидалъных факторов выступают чувства долга, ответственности, привязанности, любви и т.п. У наркозависимых суицидогенными факторами являются невозможность удовлетворить потребность в наркотике, выраженность абстиненции, глубина наркотической психопатизации.

Анализ разных типов взаимоотношений суицидального поведения и психоактивных веществ, а также особенности формирования суицидальных намерений у лиц, злоупотребляющих ПАВ, показал, что практически во всех случаях приём ПАВ можно отнести в разряд дополнительного в отягчающего фактора (провоцирующая роль алкоголя, алкоголь «для смелости», снятие напряжения и т.д.). Как бы то ни было, основная роль в формировании суицидального поведения у данных лиц принадлежит личности.