Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
административное право рябцев.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
479.35 Кб
Скачать

5.5.2. Состав административного правонарушения

Понятие административного правонарушения (ст. 2.1 КоАП) содержит общие социально-правовые признаки, при­сущие всем без исключения административным проступкам. Так, и мелкое хулиганство, и мелкое хищение являются деяниями общественно опасными, противоправными, ви­новными и административно наказуемыми.

Однако каждый вид административного правонаруше­ния имеет свои специфические признаки, характеризующие деяние, его последствия и личность правонарушителя. Их совокупность в юриспруденции получила название состава административного правонарушения. Именно в составах административных проступков конкретизируются общие признаки понятия административного правонарушения.

Состав административного правонарушения можно счи­тать своеобразной правовой моделью проступка, включаю­щей в себя совокупность определенных признаков. Просту­пок является деянием человека, поэтому, как и любая сознательная человеческая деятельность, он представляет собой единство внешних действий (поведения) и сознания человека, т.е. объективных и субъективных факторов.

В связи с этим выделяют объективные и субъективные признаки (элементы) состава административного правона­рушения.

Объективные признаки характеризуют объект проти­воправного посягательства и внешнее выражение такого деяния. В субъективных признаках отражаются юридичес­кая характеристика личности и психическое отношение лица к содеянному и его последствиям.

Объектом административного правонарушения яв­ляются охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает правонарушение. Деяние может быть при­знано административным проступком лишь в том случае, если оно причиняет ущерб или содержит угрозу причине­ния вреда охраняемым общественным отношениям.

Государство посредством права регулирует и охраняет не все общественные отношения, а лишь наиболее важные из них, значимые для его нормального функционирования, сохранение и развитие которых отвечает интересам обще­ства, государства и его граждан.

В качестве объекта административного проступка могут выступать отношения, урегулированные нормами различ­ных отраслей права: административного, финансового, гражданского, трудового и т.д. Так, санкция ст. 9.19 КоАП, устанавливая административную ответственность за нарушение законодательства о труде, защищает от проти­воправных посягательств общественные отношения, урегу­лированные трудовым правом. Нормами гражданского пра­ва регулируются отношения собственности, являющиеся объектом административного правонарушения, предусмоТ-

ценного ст. 10.1-10.4 КоАП. Значительная часть обще­ственных отношений, выступающих в качестве объектов пдминистративных проступков, регулируется нормами ад­министративного права (гл. 17, 18 и др.).

Объективная сторона состава административного правонарушения - это совокупность указанных в админис­тративно-правовой норме признаков, характеризующих инешнее проявление правонарушения.

Любой административный проступок - акт внешнего поведения человека. Административное право, как и иные отрасли, не признает правонарушениями мысли и внутрен­ние переживания, психические состояния человека. Адми- аистративно-правовые нормы предусматривают взыскания :ia совершение запрещенных действий или за невыполнение лицом своих правовых обязанностей.

В связи с этим обязательным признаком (элементом) объективной стороны состава административного правона­рушения является деяние человека, которое может выра­жаться в действии либо бездействии.

В зависимости от конструкции состава административ­ного проступка его объективная сторона может выражать­ся в совершении однократного (простого) действия (напри­мер, срыв пломб или печати) или в совершении нескольких действий (сложное действие). В последнем случае объек­тивная сторона проступка может включать в себя два или более тождественных действия (например, систематическое без производственной необходимости использование на хо­лостом ходу электродвигателей, электропечей и т.д.). Со­вершение нескольких таких действий является обязатель­ным признаком соответствующего состава. Единичное действие не признается правонарушением.

В отличие от действий бездействие выражается в пас­сивном поведении лица, в невыполнении возложенных на него обязанностей. Причем бездействие (как объективная сторона состава административного правонарушения) не тождественно физическому бездействию человека. Уклоня­ясь от выполнения обязанностей, лицо может вести себя весьма активно. Однако если его деятельность направлена не на выполнение обязанности, а на уклонение от ее ис-

полнения, то юридически лицо признается бездействующим. Например, не выполняя законного требования работника милиции пройти освидетельствование на определение со­стояния опьянения, водитель транспортного средства убе­гает. Тем самым он уклоняется от освидетельствования, совершая административное правонарушение, предусмот­ренное ст. 18.16 КоАП.

Бездействие признается противоправным лишь в том случае, если лицо обязано совершить какое-либо действие в силу своего служебного, семейного положения либо по прямому правовому предписанию. Так, родители обязаны воспитывать своих несовершеннолетних детей. Невыполне­ние этих обязанностей образует объективную сторону со­става административного правонарушения, предусмотрен­ного ст. 9.4 КоАП. Лица, ответственные за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, обязаны отстранить от работы водителей, находящихся в состоянии опьянения. Невыполнение ими этой обязанности образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 18.25 КоАП.

Помимо названных в административном праве встреча­ются еще так называемые длящиеся правонарушения. Это правонарушения, начинающиеся с одного действия или без­действия, осуществляются потом непрерывно путем неис­полнения обязанности либо пребыванием лица в противо­правном состоянии. В случае указания в правовой норме на систематичность тех или иных действий объективная сто­рона признается выполненной при совершении, как прави­ло, третьего тождественного действия. Если после наложе­ния административного взыскания лицо не изменило своего поведения, оно совершает новое длящееся правонарушение.

Факультативными признаками объективной стороны состава административного проступка являются послед­ствия совершенного деяния, причинная связь между дея­нием и его последствиями, место, время, способ и средства совершения деяния.

Субъективная сторона правонарушения характеризу­ет внутреннее, психическое отношение правонарушителя к противоправному деянию и его последствиям.

Обязательным признаком субъективной стороны адми­нистративного проступка является вина - психическое от­ношение лица к своим деяниям и их последствиям, которое может проявляться в формах умысла или неосторожности. Эти формы вины различаются соотношением интеллектуаль­ных и волевых моментов, характеризующих внутреннее от­ношение лица к содеянному и его последствиям.

Интеллектуальные критерии отражают процессы, про­исходящие в сфере сознания правонарушителя, —- понима­ние общественной опасности совершенного деяния и пред­видение его опасных последствий.

Волевой критерий характеризует состояние воли лица - его желание (или предвидение) наступления указанных по­следствий.

Административное правонарушение признается совер­шенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознава­ло противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допус­кало наступление этих последствий.

Таким образом, умысел характеризуется осознанием ха­рактера совершенного деяния, предвидением его вредных последствий и желанием их наступления (прямой умысел) или сознательным допущением этих последствий (косвен­ный умысел ).

Административное правонарушение признается совер­шенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рас­считывало на их предотвращение либо не предвидело воз­можности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

В отличие от умысла волевой признак неосторожной формы вины характеризуется не желанием (или допущени­ем) вредных последствий, а, напротив, надеждой на их пре­дотвращение. Такая надежда основывается на реальных обстоятельствах, но является легкомысленной. В теории права она именуется самонадеянностью.

Так, водитель автомашины Т. выехал на автомобиле с неисправной тормозной системой. Рассчитывая на свое

профессиональное мастерство и учитывая хорошие дорож­ные условия, Т. предполагал, что сумеет предотвратить дорожно-транспортное происшествие. Однако его расчет оказался легкомысленным и при резком торможении впе­реди идущей автомашины Т. не сумел остановить свой автомобиль, в результате чего произошло столкновение транспортных средств.

Другой формой неосторожности является небрежность. В этом случае лицо не предвидит возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя должно было и могло их предвидеть. Предполагается, что лицо должно было и могло предвидеть наступление вредных последствий исходя из жизненного опыта или профессионального поло­жения. Возможность предвидения таких последствий осно­вывается также на оценке реальной обстановки, в которой действовало лицо.

Административному праву известны составы как с умышленной, так и с неосторожной формой вины. Причем многим административным проступкам свойственны обе формы. Так, превышение водителем скорости движения оценивается законодателем как административное право­нарушение независимо от того, умышленно или по неосто­рожности превышена скорость.

Для некоторых составов характерна только умышлен­ная форма вины (мелкое хулиганство), Для других - толь­ко неосторожная (утрата Паспорта в результате его небреж­ного хранения).

Факультативными признаками субъективной стороны состава административного правонарушения являются: цель (существующее в сознании правонарушителя представ­ление о ценности или интересе, которые он желает полу­чить, совершая правонарушение) и мотив.

Субъект правонарушения — правонарушитель (дееспо­собный индивид или организация).

Понятие субъекта административного проступка вклю­чает в себя совокупность признаков, которые должно иметь лицо, чтобы совершенное им деяние было признано адми­нистративным правонарушением.

Эти признаки подразделяются на общие и специальные.

Общие признаки являются обязательными для субъек­та любого административного правонарушения. К их числу относятся возраст и вменяемость лица.

В соответствии со ст. 4.3 КоАП административной от­ветственности подлежат лица, достигшие к моменту совер­шения административного правонарушения 16-летнего воз­раста, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 данной статьи. Следовательно, обязательным признаком субъекта административного правонарушения является до­стижение лицом, совершившим деяние, 16 лет.

Вменяемость лица - второй обязательный признак субъек­та административного проступка. Вменяемость - способность лица отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Вменяемость лица, совершившего противоправное деяние, является необходимой предпосылкой вины. Только вменяе­мое лицо способно сознавать характер своих деяний, предви­деть их вредные последствия и относиться к ним сознательно (желать, допускать или рассчитывать на их предотвращение).

Статья 4.4 КоАП определяет, что лицо, которое во вре­мя совершения противоправного деяния находилось в со­стоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности. Это значит, что совершенное таким ли­цом противоправное деяние законодателем не рассматрива­ется как административное правонарушение.

Невменяемость как юридическое понятие характеризу­ется медицинским и юридическим критериями. Медицин­ский критерий предполагает наличие у лица хронической душевной болезни, временного расстройства душевной дея­тельности, слабоумия или иного психического заболевания.

Хронической душевной болезнью признается психичес­кое заболевание, носящее затяжной, устойчивый характер (шизофрения, некоторые формы эпилепсии, прогрессивный паралич и др.).

Временным расстройством душевной деятельности яв­ляется психическое заболевание, проходящее в виде при­ступов (острый алкогольный или интоксикозный психоз, так называемые реактивные состояния, патологический аффект и др.).

Слабоумием (олигофренией) признается психическая болезнь, выражающаяся в нарушении нормальной психи­ческой деятельности. Олигофрения в зависимости от глуби­ны психического расстройства подразделяется на три вида (степени): идиотию, имбецильность и дебильность.

Под иным психическим заболеванием, о котором гово­рится в ст. 4.4 КоАП, понимается, например, психопатия, наркотическая абсистенция и др.

Юридический критерий невменяемости отражает степень влияния психического заболевания (иного болезненного состояния) на способность лица осознавать совершаемые действия, руководить ими.

Таким образом, для признания лица невменяемым не­обходима совокупность как медицинского, так и юридичес­кого критерия.

Наличие душевного заболевания фатально не предопре­деляет невменяемости лица, им страдающего. Вопрос о не­вменяемости такого лица решается применительно к конк­ретному совершенному им деянию.

Специальные признаки субъекта присущи лишь неко­торым составам административных правонарушений, поэто­му по отношению к общим признакам субъекта они могут рассматриваться как факультативные. Так, нарушение пра­вил по стандартизации и качеству продукции является пра­вонарушением в случае, если эти правила нарушены долж­ностным лицом, ответственным за выпуск продукции. Совершение того же деяния рабочим, техником, инжене- ром-конструктором предприятия не образует состава на­званного правонарушения.

Ответственность за ненадлежащее отношение к воспи­танию детей’несут родители или лица, их заменяющие (опе­куны, попечители). Уклонение иных родственников от вос­питания несовершеннолетних не образует состава этого правонарушения. Следовательно, субъектами некоторых правонарушений могут быть не любые вменяемые лица, до­стигшие 16 лет, а лишь обладающие дополнительными спе­циальными признаками.

Специальные признаки отражают либо особенности дол­жностного положения лица (должностное лицо; лицо, от­

ветственное за соблюдение определенных правил), либо се­мейное положение (родители), либо иные особенности пра­вового статуса лица, прямо указанные в правовой норме, формулирующей состав административного проступка (во­еннообязанные, иностранные граждане, лица, состоящие под превентивным надзором, и пр.).

Физическое лицо подлежит административной ответ­ственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьей Особенной части КоАП. В этом случае привлечение индивидуального предпринима­теля к административной ответственности исключает на­ложение на него административного взыскания, предусмот­ренного той же статьей Особенной части КоАП для физического лица.

Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмот­ренные статьями Особенной части КоАП.

Наложение административного взыскания на юридичес­кое лицо не освобождает от административной ответствен­ности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к адми­нистративной ответственности должностного лица юриди­ческого лица не освобождает от административной ответ­ственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Юридическое значение состава административного пра­вонарушения заключается в том, что установление в дея­нии лица всех его признаков дает основание констатиро­вать совершение конкретного вида административного проступка и позволяет дать правовую оценку (квалифика­цию) содеянного.