Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

19. Эмпириокритицизм как философская реакция

.doc
Скачиваний:
86
Добавлен:
26.05.2014
Размер:
50.69 Кб
Скачать

19. Эмпириокритицизм как философская реакция на теоретический кризис в естествознании конца XIX начала XX веков, попытка Э. Маха преодолеть его. Сущность “физического идеализма”. Взаимоотношение эмпириокритицизма и диалектического материализма.

Эмпириокритицизм как философская реакция на теоретический кризис в естествознании конца XIX начала XX веков, попытка Э. Маха преодолеть его.

Научная картина мира, созданная Контом, Спенсером, Миллем, опиралась на принцип механистического истолкования действительности. Прогресс естественнонаучного знания на рубеже XIX-XX вв., связанный с развитием квантовой физики, разрушил эту картину. В ходе исследований выявилась зависимость результатов научных опытов от приборов и органов чувств человека. Под вопросом оказалась эмпирическая методология научного познания. Это способствовало появлению второй стадии в развитии позитивизма – эмпириокритицизма (критика опыта) Эрнста Маха (1838-1916) и Рихарда Авенариуса (1843-1896).

Его представители, в отличие от своих предшественников, отказались от построения всеобъемлющей системы научного знания. Они предлагали изъять из науки такие "метафизические" понятия, как "субстанция", "причинность", "материальное", "идеальное" и др. Основную задачу философии эмпириокритики видели в создании теории научного знания. На практике разработка такой теории означала возврат философии к традиционной гносеологической проблематике в духе субъективного идеализма Джорджа Беркли и Дэйвида Юма.

Эмпириокритицизм сохранил установку первого позитивизма - тезис о том, что действительным знанием является содержание положительных наук. Более того, эмпириокритицизм попытался усилить этот тезис, поставив задачу отработки методов отбора того материала позитивных наук, который должен по праву относиться к их содержанию, критериев, способных отсеять то, что включено в состав опытного знания, так сказать, по недосмотру.

Важнейшим составным элементом философии эмпириокритицизма является программа "очищения опыта", в которой нашла специфическое выражение общая антиметафизическая направленность позитивизма.

При этом "опыт" эмпириокритики трактует, исходя из неразрывной связи субъекта с объектом. Авенариус так говорит о "принципиальной координации" субъекта и объекта: "Я" и "среда" являются не только оба первоначально находимыми в одном и том же смысле, но и всегда - оба первоначально находимыми вместе".

Для эмпириокритицизма характерно утверждение о "принципиальной координации" субъекта и объекта - не существует объекта без субъекта и не существует субъекта без объекта. По Авенариусу, мир дан нам только в "принципиальной координации", действительной или только возможной, т.е. как опыт.

Анализируя опыт, эмпириокритики вводят понятия "элементов опыта", т.е. его составных частей. "Элементы опыта", согласно эмпириокритикам, можно характеризовать и как объективное, и как субъективное в зависимости от того, в каком отношении их рассматривать. Этот принцип "нейтральности элементов опыта" составляет важный компонент эмпириокритицизма. Мах усиливает этот принцип, провозгласив "элементы опыта" "элементами мира". "Метафизическому" и потому неправомерному, как считает Мах, разделению элементов на физические и психические соответствует "функциональное различие" их в отношении к комплексу элементов, составляющих человеческое тело, т.е., поясняет он, все зависит от направления исследования.

Еще одной реакцией на кризис классического естествознания стало возникновение концепции эмпириокритицизма Эрнста Маха, также получившей название физического идеализма. Мах стремился разрешить кризис при помощи нового толкования ключевых понятий классической физики. Представлениям об абсолютных физических категориях он противопоставил их релятивистское понимание, чем оказал большое влияние на А. Эйнштейна.

Сущность "физического идеализма".

В своей философской концепции Мах настаивает на том, что не тела вызывают ощущения, а комплексы «элементов», совокупность ощущений образует тела. При этом он полагает «элементы» нейтральными, не относя их ни к физической, ни к психической сферам. Понятия Мах рассматривал как символы, обозначающие «комплексы ощущений» («вещи»), а науки в целом — как совокупность гипотез, подлежащих замещению непосредственными наблюдениями. Так, он считал, что исходные понятия классической физики (пространство, время, движение) субъективны по своему происхождению.

Итак, мир в целом и все вещи в нем — «комплексы ощущений». Задача науки — их описание (с математической обработкой), т.е. «чистое описание» фактов чувственного восприятия, к которым «приспосабливается» мысль. Такое описание, согласно Маху, и является идеалом научного исследования, из которого все лишнее (в особенности философские категории и религиозные представления) в целях «экономии мышления» следует удалить. Это надо сделать для того, чтобы наука наилучшим образом удовлетворяла необходимые жизненные потребности людей.
Если в механике Ньютона ряд физических явлений объясняется через отнесение их к абсолютному пространству, то Мах выдвигает другой принцип: все, что происходит в мире, должно объясняться взаимодействием тел. Этот «принцип Маха» (как его назвал Эйнштейн) был использован не только для критики классической физики, но и для построения новой физики крупными учеными XX в., хотя уже в работах самого Эйнштейна была обнаружена ограниченность, неуниверсальность этого принципа.

Взаимоотношение эмпириокритицизма и диалектического материализма.
Новая философская мода оказала влияние на многих, в том числе и на марксистов,  хорошо помнивших недавний тогда завет Ф. Энгельса о том, что «с каждым составляющим эпоху открытием  в естествознании философский материализм должен менять свою форму». Один из лидеров большевиков А. А. Богданов (Малиновский) выступил с предложением соединить экономическое учение марксизма с философскими идеями Маха. Именно против такой теоретической позиции, которую отстаивал Богданов, В. И. Ленин написал свою знаменитую работу «Материализм и  эмпириокритицизм» (1909). Критика Лениным путанной и противоречивой философии Богданова была во многом справедливой. Кроме того, Ленин чрезвычайно серьезно отнесся к своему философскому труду: изучил более 650 работ по философии  и  естествознанию в библиотеках Женевы,  Цюриха, Парижа, Лондона.
Ленин привнес в философскую дискуссию стиль беспощадного идейного и морального  разгрома политического противника, обратив его против, бесспорно, талантливейшего товарища по партии. Богданов проявил себя как писатель-фантаст, экономист, врач, организатор науки – после революции он создал и возглавил «Институт крови», в котором он и умер, проводя эксперимент по переливанию крови на себе самом. Его труд «Тектология (всеобщая организационная наука)» стал  настоящим научным бестселлером, предвосхитившим основные идеи теории систем и кибернетики.  А ленинский разгромный стиль «Материализма и эмпириокритицизма», к сожалению, на долгие годы стал для советских философов  образцом обращения с  идейными оппонентами.