
- •Диатоническая гармония
- •Мелодическое положение аккорда
- •Квартсекстаккорды тоники, субдоминанты и доминанты и их
- •Основная
- •Дополнительная
- •Письменные задания.
- •Пентатоника как основа татарской музыки.
- •Об истории пентатоники.
- •Некоторые особенности пентатонной ладовой основы.
- •Особенности аккордики в пентатонных ладах.
- •Список литературы.
Пентатоника как основа татарской музыки.
Курс гармонии наряду с другими музыкально-теоретическими дисциплинами призван содействовать воспитанию и обучению педагогов музыки для общеобразовательной школы.
Задачи предмета гармонии в программных требованиях сфор- мулированы так:
- дать студентам знания в области основных, наиболее распространенных гармонических явлений в музыке;
- научить понимать значимость гармонии во взаимосвязях с други-
ми элементами выразительности;
- воспитать у учащихся гармоническое чувство вкуса и навыка естественного голосоведения;
- дать достаточные знания и навыки по созданию аккомпанимента к заданной мелодии;
- дать необходимые знания, сведения о гармонических стилях разных эпох.
В данной программе нет положения об изучении других, кроме мажора и минора, музыкальных систем. Однако специфика обучения в республике Татарстан требует от будущих педагогов знаний, умений и навыков в системе пентатоники, которая является основой народной и профессиональной музыки для республики.
Пентатоника относится к числу древнейших ладов и лежит в основе музыки многих народов мира. Поволжье, отдельные районы Сибири и Урала, Китай, Индия, Япония, Монголия, Шотландия, Ирландия, Венгрия, некоторые районы Америки – здесь издавна развиваются пентатонные музыкальные культуры. Способность пентатонной музыки выражать чувства и переживания людей – неоспоримое доказательство жизнеспособности этой ладовой системы.
Опираясь на народно-музыкальное и композиторское творчество, позволяет более точно определить характерные черты пентатонной ладовой системы и пути ее развития.
Об истории пентатоники.
История зарождения пентатоники уходит в далекое прошлое, к древнейшей культуре Китая. Китайские ученые более 300 лет назад разработали стройную, логически-обоснованную музыкальную систему. Основываясь на законах акустики, они первыми в мире открыли возможность математического выражения соотношения звуков, а именно: деление струны или столба воздуха в соотношении 1:2 дает октаву, деление 1:3 - квинту. Путем построения цепи квинт, исходящей от основного тона (за основу приняли звук «ми» первой октавы) и сведения полученных тонов в одну октаву, был образован 12-ступенный хроматический звукоряд.
Этот квинтовый звукоряд лег в основу «системы Люй», послужившей древним китайским музыкальным теоретикам фундаментом для построения развернутого учения о ладах. (Р.Грубер «История музыкальной культуры» т.1, ч.1, М, Музгиз 1941, Г.Шнеерсон «Музыкальная культура Китая» М. Музгиз, 1952).
Из «системы Люй», пять первых звуков, которые составляют бесполутоновый пятиступенный звукоряд, стал основой для китайской музыки пентатонный лад, названный впоследствии «китайской гаммой». («Ми» – « фа-диез» - «соль-диез» - «си» - «до-диез»). Принимая каждую ступень этого звукоряда за основную, образовались пять ее разновидностей. Каждому звукоряду приписывали определенную символику, особый, лишь ему присущий смысл.
Музыка в древнем Китае наделялась магической силой, отдельные свойства музыки связывались с явлением природы, т.к. музыкальная наука древнего Китая была тесно связана с религией и философией. Разработанное китайскими музыкальными теоретиками учение о ладах - первый и древнейший этап изучения пентатоники. Далее музыкальная наука на многие века как бы забыла об этой системе. И только во второй половине 19 века вновь проявился интерес к ладам пентатоники в трудах теоретиков, как зарубежных так и русских.
Среди западноевропейских ученых следует выделить работы такого теоретика как Г.Римана. Под пентатоникой он подразумевал «древнейшие гаммы без полутонов». (Г.Риман. Музыкальный словарь. Петербург. 1896.) В истории музыкального развития Риман рассматривает пентатонику как «мелодическую систему первобытной эпохи». В теоретическом разрезе он трактует ее как мажор без IV и VII ступени или минор без II и VI, т.е. как неполную форму мажора или минора.
В работах А.Эллиса, Е.Горнбостеля, А.Лауниса, Р.Лохмана пентатоника фигурирует лишь как один из первоначальных этапов развития музыкального мышления.
Новый подход к изучению пентатоники наметился в русском музыкознании. Активное развитие русской школы выдвинуло перед исследователями задачу глубокого изучения национальных самобытных основ русской музыки, - русской народной песни, научно обосновать специфику народной русской музыкальной системы.
В работе А.Серова «Русская народная песня как предмет науки» находим его высказывания о пентатонике. Он считает, что в процессе исторического развития музыки у разных народов был выработан всего «один типический звукоряд, который существует в двух разновидностях: в своем положительном виде он - из семи ступеней и может изобразиться на наших клавиатурных инструментах рядом одних белых клавишей; в своем отрицательном виде он только из пяти ступеней и может изобразиться на наших клавиатурах последованием одних черных клавишей. Формула та же, только с минусом в двух местах».1 Высказываясь о выразительных возможностях пентатоники А.Серов пишет следующее: «Может показаться, что такого рода не полная гамма дает музыке материал крайне скудный, недостаточный. Как обойтись совсем без полутонов? Но на практике оказывается несколько иначе. Шотландские мелодии, в отношении своей гаммы тождественные с китайской музыкой, часто не лишены большой прелести, и отсутствие полутонов в их складе вовсе не порожает слуха».2 Сделав такое наблюдение, А.Серов не вышел за рамки понимания пентатоники как несовершенного вида полного семиступенного звукоряда. Если А.Серов только поверхностно коснулся вопроса о пентатонике, то П. Сокальский в исследовании «Русская народная музыка» уделил гораздо больше внимания его разработке. В построении своей теории П.Сокальский исходил из двух основных предпосылок:
1) возможность применения к русской народной музыке древнегреческой музыкально-теоретической системы;
2) теории стадиального развития и звукорядов.
П.Сокальский рассматривал историю музыки как постепенное развитие трех главных стилей - одноголосие (гомофония), многоголосие (полифония) и гармонический склад, где соблюдались определенные технические приемы и внутренние законы. То же, по мнению Сокальского, происходит и с ладами. Поэтому он находил возможным различать три главных эпохи - эпоху кварты, квинты и терции. Первообразом самой древней гаммы, считал П. Сокальский, был звукоряд «до» - «фа» - «соль» - «до». Происхождение этой квартовой гаммы он объясняет акустическим родством звуков, находящихся в квинтовом соотношении. Затем от «соль» нашли «ре» (кварту вниз или квинту вверх), от «фа» таким же путем нашли «си-бемоль». Образовалась «характеристическая гамма», составленная из двух трихордов. Заметив, что этот звукоряд и его варианты (принимая поочередно каждый звук за начальный тон гаммы, можно образовать еще несколько звукорядов) встречаются не только в китайской, шотландской музыке, но и в музыке других народов, в частности в русской народной, П.Сокальский делает вывод: «эту гамму (китайскую) следует называть не именем народа, а именем эпохи, т.е. гаммой эпохи кварты, как исторического фазиса в музыкальном развитии, через который прошла древнейшая музыка всех народов». Далее, говоря о строении мелоса древних музыкальных культур, П.Сокальский отмечает, что звуки складывались в определенные звукоряды, гаммы, но не касается теории лада. Хотя и делает очень значительный вывод, что только внутреннее содержание, внутренний склад (соотношение, местоположение и значение звуков в напеве) делает ее выразительной, а не внешняя сторона (звукоряд или комбинация тетрахордов).
Во второй половине 19 века появляются работы посвященные музыке народов Поволжья. Так, в 1889 году в работе «Древняя китайская гамма в Азии и Европе» А.Фоминцев впервые анализирует татарскую народную музыку. В области изучения татарской и башкирской музыки следует назвать труды С.Рыбакова. Наиболее значима его работа «Музыка и песни Уральских мусульман с очерком их быта» (Петербург, 1897). Анализируя пентатонику. С.Рыбаков во многом разделяет точку зрения П.Сокальского.
В 20 веке изучение пентатоники было продолжено. Среди исследователей: Н.Никольский («Конспект по истории музыки у народнотей Поволжья» - 1920г.), К.Квитка («Первобытные звукоряды» - 1926 г.), И.Козлов («Пятизвучные бесполутоновые гаммы в татарской и башкирской народной музыке – 1928 г.), М.Иванов-Борецкий («Первобытное музыкальное искусство» - 1929 г.), Р.Грубер («История музыкальной культуры» - 1941г. и «Всеобщая история музыки» -1956г.) и др.
Все эти работы в той или иной мере пересказывают уже известные сведения о пентатонике. Объединяет их всех наглядно-звукорядный подход, при котором определение закономерностей лада подменяяется выведением звукоряда и указанием на количественно-интервальные соотношения составляющих его звуков. Такое выражение лада в виде схемы ведет к статическому его пониманию, не учитывает качественной дифференциации звуков как ступеней лада, их взаимосвязей и других специфических свойств.