
- •Деторождение, репродуктивные технологии и роды
- •Оплодотворение и развитие плода
- •Имплантация эмбриона
- •Репродуктивные и фетальные технологии
- •Генная инженерия и генная терапия
- •Депонирование гамет и эмбрионов
- •Оплодотворение in vitro
- •Что не следует говорить супружеской паре, страдающей бесплодием
- •Микроотсос сперматозоида из придатка яичка
- •Сбор незрелых ооцитов
- •Выбор пола плода
- •В основе спора о «правилах» материнствалежитсексизм
- •Клонирование человека
- •Требования к проведению исследований эмбрионов
- •Суррогатное (заместительное) материнство
- •Эмбриональные технологии
- •Бесплодие и сексуальность
- •Беременность и роды
- •Биология беременности
- •Альтернативные роды
- •Краткое содержание главы
- •Вопросы, касающиеся здоровья
- •Вопросы для повторения
Выбор пола плода
Людям обычно интересно, кто родится — мальчик или девочка. Некоторым бы хотелось выбрать пол ребенка заранее. В разных культурах существует множество народных приемов еще до рождения определить пол ребенка, но репродуктивные технологии пока не в состоянии предложить простые и надежные методы. Данные нескольких лет доказывают, что социальные и психологические факторы в состоянии повлиять на пол потомства. Например, во время и после больших войн чаще рождаются младенцы мужского пола, чем женского, что иногда называют «эффектом возвра-
1. Микроскопическая пипетка диаметром
60 микрон слегка засасывает яйцеклетку, чтобы
удержать ее на месте.
2. Здоровый сперматозоид берут пипеткой еще меньшего диаметра — 7 микрон.
3. Пипетку со сперматозоидом осторожно вводят в яйцеклетку и выпускают сперматозоид.
4. Пипетку вынимают, давая возможность произойти оплодотворению. Затем оплодотворенную яйцеклетку имплантируют в матку женщины.
Рис. 8.5. Инъекция сперматозоида в цитоплазму
Инъекция сперматозоида в цитоплазму, в отличие от обычных методов оплодотворения in vitro, заключается в размещении сперматозоида внутри яйцеклетки с помощью микропипетки. Этот метод приводит к оплодотворению яйцеклетки в 60% случаев.
щения солдата». Согласно статистике, у мужчин определенных профессий вероятность появления дочерей больше: например, у военных летчиков, водолазов и анестезиологов. У пожилых мужчин больше вероятность иметь дочерей, тогда как у женщин более зрелого возраста — сыновей (М. Ridley, 1993).
Что вы думаете о возможности выбрать пол своего будущего ребенка? Воспользовались бы вы для этого искусственными методами?
Современные технологии предоставили несколько способов выбрать пол младенца. Методы определения пола плода спустя несколько недель после зачатия заключаются в получении клеток плода путем взятия пробы ворсинчатого хориона или с помощью амниоцентеза с последующей идентификацией половых хромосом. Можно просто узнать пол ожидаемого ребенка, а можно пойти на ранний аборт, если ребенок такого пола родителей не устраивает. Это стало распространенной, но все еще незаконной практикой в Китае, где супружеским парам обычно позволяется иметь только одного ребенка (Gillis, 1995). Другие способы дают возможность выбрать пол ребенка до его зачатия. Существуют методы, с помощью которых отбирают сперматозоиды, содержащие либо X, либо Y хромосомы, до искусственного осеменения или оплодотворения in vitro с целью повысить шансы рождения девочки или мальчика. Сложные и дорогостоящие, эти методы способны привести к успеху в 80% случаев. Предлагают и другие методы, включая особые диеты до зачатия, соотнесение времени полового акта с менструальным циклом — чуть до или чуть после овуляции, а также изменение
В основе спора о «правилах» материнствалежитсексизм
Почему, думаю я, ни у кого не вызовет недовольства 63-летний мужчина, прошедший лечение у уролога и ставший отцом здорового ребенка?
Почему, думаю я, никто не назовет «аморальным» джентльмена лет этак 60, мечта всей жизни которого — стать отцом — в конце концов осу-* ществилась? Почему я не могу себе представить бурное «ток-шоу», обвиняющее старика, имеющего ребенка-подростка, в безответственности.
Потому что я вижу, что существует двойной стандарт. И именно двойным стандартом определяется отношение к ныне печально известной Ар-селии Кех, которая стала матерью за 3 месяца до своего 64-летия.
Пожилые мужчины вольны стать отцами в любое время, и западная культура не считает это «этической дилеммой». Напротив. Кем бы он ни был — ХьюХефнером,Уильямом О.Дугласом, Стро-мом Турмондом или живущим по соседству трижды женатым членом республиканской партии, — пожилого мужчину, ставшего отцом, восхищенно поздравляют: «Молодчина!»
А бездетная Кех должна солгать о своем возрасте, чтобы ей разрешили подвергнуться процедуре искусственного оплодотворения. Она проходит по всем физическим показателям, до конца вынашивает оплодотворенную яйцеклетку донора и в возрасте 63 лет и 9 месяцев производит на свет чудесную здоровую девочку.
И тут вдруг нация встает перед этической дилеммой. Большинство взрослого населения «терзают страшные сомнения». Они заглядывают в мрачное будущее и видят совершенно невероятную картину: кругом одни старые матери. Всех видов, особенно много — нищих. Возникает необходимость превентивных мер морального характера.
Хуже того, с сарказмом, который следовало бы приберечь для отъявленных мошенников, комментаторы берут на себя смелость обвинить женщину виновной во всех грехах, начиная с утраты в будущем навыков воспитания — «Как 78-летняя женщина сможет справиться с подростком?» — и кончая безответственностью в денежных вопросах — «Кто будет содержать ребенка в случае смерти матери?»
И неважно, что мы сидим по уши в «моральной грязи», если наше поклоняющееся золотому тельцу общество, признавая за женщиной право родить ребенка, исходит из «целесообразного» годового дохода.
И неважно, что у Кех и ее мужа было достаточно средств, чтобы выплатить за 16 лет 50 000 долларов за лечение. И неважно, что никто и не взглянул на их пенсионный полис.
И неважно, что с подростками всем трудно справляться.
Этот спор не столько о воспитании, деньгах и морали, сколько о сексизме.
«New York Times» привела высказывания двух ученых мужей — «специалиста по вопросам этики» и «профессора социального мышления», — возмущенных беременностью Кех. Одного беспокоило, что случай с Кех и ее ребенком указывает на отрицание людьми границ на жизненном пути, установленных самой природой. Другой выдвинул следующий аргумент: «Мы несем ответственность за симметрию в жизни и за соблюдение ряда законов природы».
Ряд законов природы? Каких именно? А как насчет восстановления деятельности сердца и легких и возможности поддержать в людях жизнь, вводя им питание через трубки и подключая к аппаратам искусственного дыхания?
Как насчет законов, которые дают мужчине возможность восстановить эрекцию лечением методами имплантации или инъекциями? А миллионы женщин Запада, проходящих курс заместительной гормональной терапии с использованием эстрогена? Или законы, которые позволяют молодым и средних лет супружеским пэрам, страдающим бесплодием, прибегать к любым методам, которые им может предложить медицина?
А что касается людей, «не признающих естественных границ жизни», — ну и ну! Да люди никогда и не признавали этих границ! Вы думаете все эти поиски Источника молодости были просто предлогом сбежать из дома?
Кроме того, беременность Арселии Кех — вовсе не страстный и безответственный отказ стареть.
Один из врачей рассказывал, что после родов Кех пожимала ему руки, плакала и благодарила. Как врач, чье предназначение давать и сохранять жизнь, он сказал, что «это заставило его ощутить радость».
Меня тоже.
Благослови Бог эту «старую» женщину за ее ложь. Благослови ее Бог за непогасший огонь материнства. Благослови ее Бог за отказ вести себя соответственно возрасту.
Другими словами: молодчина!
Источник: Stephanie Salter. Watertown (NY) Daily Times. May 2.1997, p. 5/ Originally published in the
рН влагалища. Исследователи обычно подчеркивают, что такого рода методы не дают статистически валидных результатов и, вероятно, особого смысла не имеют (Wilcox, Weinberg&Baird, 1996).
По данным опроса, более половины генетиков США хотели бы либо сами проводить дородовое тестирование для определения пола плода, либо направить пациента к специалисту, который может выполнить такой тест. Согласно данным одного опроса, более 10% гинекологов считают аборт по причине выбора пола допустимым с точки зрения морали. В медицинском сообществе превалирует мнение, что пациенты должны иметь право выбора там, где речь идет об их интересах (Wertz & Fletcher, 1991). Однако возможность выбрать пол ребенка ставит перед родителями и обществом ряд сложных этических вопросов. Среди них вопрос об этичности аборта по той лишь причине, что у ребенка «не тот» пол. Данные опросов, проводимых в Соединенных Штатах, говорят о том, что родители обычно предпочитают иметь сына, особенно если это первый ребенок. Когда у них уже есть двое детей одного пола — женского либо мужского, — больше вероятность того, что они захотят иметь ребенка противоположного пола (Yamaguchi & Ferguson, 1995). Фактически во многих культурах отдается предпочтение мальчикам, что можно объяснить предрассудками и сексизмом. Это вызвало опасения, что, определяя пол ребенка заранее, можно создать общество, состоящее в большинстве из мужчин, хотя некоторые признают за супружескими парами право воспользоваться имеющимися технологиями для выбора пола своих детей.
В Китае, где рост населения строго регулируется социальными и экономическими мерами, а для выбора пола идут на аборт, доля младенцев мужского пола относительно младенцев женского пола возросла и составляет 114 к 100, а в ряде сельских районов — 140 к 100. Теперь все больше тревожит тот факт, что к 2010 году на брачном рынке, по оценкам специалистов, «излишек» лиц мужского пола будет составлять порядка миллиона. То же самое происходит в Индии, Бангладеш, Пакистане и Южной Корее. Такой результат может иметь огромное социальное значение и, в конечном итоге, потребовать изменения моделей супружеских отношений с целью приспособиться к нарушению равновесия (Gillis, 1995;Tuljapurkas,Li&Feldman, 1995).
Этические проблемы возникли и в связи с использованием дорогостоящих медицинских препаратов и операций по причинам, которые могли показаться незначительными и не имеющими отношения к медицине, в то время как многие женщины не в состоянии позволить себе действительно важного для них лечения. Считают, что если создать прецеденты оправдания выбора пола ребенка, родители могут затем начать отбор по другим характеристикам, таким как рост, вес, цвет кожи и т. д. Сегодня сами методы выбора пола редко используются в Северной Америке, так как они ненадежны и дороги. У некоторых специалисты по проблемам медицинской этики все большую тревогу вызывает возможность появления, в конечном итоге, недорогих и широкодоступных методов (М. Ridley, 1993).