Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
семинар по ОП мышление.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
07.01.2020
Размер:
518.66 Кб
Скачать

1. Развитие мышления в филогенезе. Основные направления исследований мышления животных.

Филогенетический аспект (либо филогенез мышления) предполагает изучение того, как мышление человека развивалось и совершенствовалось в истории человечества.

Эволюционно-биологическими аспектами психики занимается зоопсихология. Впрочем многие изучаемые ею вопросы связаны с фундаментальными методологическими проблемами общей психологии, к количеству которых относится проблема мышления.

Для того, для того чтобы понять специфику и природу продвижения мышления, ответить на вопрос, как и почему появилось и развивалось мышление, нужно рассмотреть биологическую эволюцию прихода психики в целом.

Углубление в филогенетическую историю психики неизбежно приводит к вопросу о ее объективном критерии. Т.е., наблюдая за животными, мы не можем понять их, что они переживают, что было в их биологическом прошлом и т.д. Единственно соответствующий способ на данном маршрута осознания – это найти такой объективный критерий, т.е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у этого организма есть психика.

Ясно, что в случае если будут найдены такие свойства внешнего поведения животного, которые связаны с психикой и не иначе как с ней, то возможно будет примерно сказать, где находится граница, которая разделяет непсихические (допсихические) и психические формы существования материи.

Психологической науке известно достаточное число гипотез что касается выделения данного объективного критерия психики. Впрочем среди таких гипотез есть одна, которая получила наибольшее продвижение и признание. Она принадлежит А.Н.Леонтьеву. В ней в качестве объективного критерия психики предлагается рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные влияния.

Отражение биологически нейтральных свойств оказывается неразрывно связанным с качественно другой формой активности живых существ – поведением. До того процессы жизнедеятельности сводились к усвоению питательных веществ, выделению, росту, размножению и т.п. В настоящее время начинается как бы вставленная активность. Она “вставлена” между актуальной ситуацией и биологически витальным актом – обменом веществ. Смысл данной активности состоит в том, для того чтобы обеспечить биологический итог там, где условия не позволяют реализоваться ему непосредственно, быстро.

В данный момент необходимо ввести два фундаментальных понятия, которые связаны с предложенным критерием: это понятия “раздражимость” и “чувствительность”.

Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимые влияния. Корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором данных веществ они начинают их всасывать.

Чувствительность – это способность организмов отражать влияния, биологически нейтральные, однако объективно связанные с биологическими свойствами.

Когда речь идет о чувствительности, “отражение”, в соответствии гипотезе А.Н.Леонтьева, содержит два аспекта: объективный и субъективный. В объективном смысле “отражать” - значит реагировать. Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении этого агента. Раздражимость же субъективного аспекта не вмещает.

Все сказанное ранее подготавливает ответ на вопрос, почему в ходе биологической эволюции началась психика? Потому что психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. На смертельную опасность безопаснее для жизни реагировать не после нее, а заранее, предвкушая ее, тем самым обеспечивать безопасность собственному организму.

По существу, приход и продвижение психики в животном мире подчинялось действию общего закона эволюции, в соответствии которому закреплялось то, что было биологически полезным.

Итак, психика появилась потому, что она оказалась могучим способом приспособления животных к окружающей среде.

Отвечая на вопрос, как началась психика, возможно отметить, что в соответствии предположению А.Н.Леонтьева, толчком к возникновению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов.

Таким образом, чувствительность, очевидно, возникла на базе раздражимости. Одновременно с тем она означала качественно другой тип отражения. Работа не лишь только в возникновении ее субъективного компонента: параллельно с ней впервые возникла способность организма отражать объективные связи между свойствами среды.

Затем А.Н.Леонтьев выделяет в эволюционном продвижении психики три стадии:

1) стадию сенсорной элементарной психики;

2) стадию перцептивной психики;

3) стадию интеллекта.

Для экспериментального изучения зачатков мышления животных используются достаточно многочисленные и разнообразные по своей природе тесты. Часть из них в той или иной степени воссоздает проблемные ситуации, которые могут возникать в естественной среде обитания. Их решение основано на способности животного оперировать так называемыми “эмпирическими законами”, т.е. естественно присущими среде физическими закономерностями (см. 4.6.1). Наряду с ними в экспериментах используются задачи, логическая структура которых задается произвольно и которые не имеют аналогов в природной среде (например, тест Ревеша—Крушинского, см. 4.7).

Исследования способности животных к решению новых задач в новых, экстренно возникших ситуациях,для выхода из которых у них нет “готового решения” и которые могут быть решены “за счет улавливания связей и соотношений между предметами и явлениями”, за счет “активного овладения закономерностями окружающей среды” при первом же предъявлении. Такой тип задач использовали В. Келер (см. 4.5), Л. В. Крушинский (см. 4.6), отчасти Л. А. Фирсов (1977), Е. Мен-зел (Menzel, 1979), Д. Гиллан (Gillan, 1981) и др. Следует подчеркнуть, что во всех случаях возможно логическое решение задачи на основе мысленного анализа ее условий, т.к. по своей природе она не требует предварительных “проб и ошибок”. Л. В. Крушинский называл их “элементарными логическими задачами”. Они представляют собой альтернативу ситуациям, где нужный результат не может быть достигнут иначе, чем методом проб и ошибок на основе повторения, совпадения, подкрепления стимулов и/или реакций.

Способность животных решать задачи за счет переноса ранее выработанной реакции на новые стимулы (или наборы стимулов) и в новые ситуации. В основе этого типа элементарного мышления лежит функцияобобщения, т.е. способность в процессе обучения выделять признаки, общие для ряда стимулов, или выявлять закономерности, лежащие в основе решения ряда однотипных задач.

Часть тестов в той или иной степени была заимствована из арсенала методов психологии человека и модифицирована для опытов на животных:

  • оценка способности к операциям логического вывода;

  • оценка способности к построению аналогий (см. гл. 5).

В тех случаях, когда животным предъявляют задачи, решение которых у человека связано с функцией второй сигнальной системы, их необходимо преобразовать в невербальную форму. Примером такого преобразования может служить тест на транзитивное заключение, предложенный американским исследователем Д. Гилланом (Gillan, 1981). Этот тест был разработан для опытов на шимпанзе, но оказалось, что его можно с успехом использовать для ворон и голубей.

Очевидно, сам по себе факт решения подобного теста не означает, что животные и человек решают его с помощью одних механизмов. Поэтому (как и следует по “канону К. Л. Моргана”, см. 2.3) необходимо особенно тщательно проанализировать, действительно ли в основе решения лежит предполагаемая экспериментатором логическая операция или животные используют более простой механизм, например ассоциативное обучение.

Применение “канона К. Л. Моргана” — обязательный этап анализа способности животных к мышлению.

В основе большинства элементарных логических тестов, используемых для оценки рассудочной деятельности, лежат проблемные ситуации, связанные с добыванием пищи. В одних случаях животное все время видит приманку, которая отделена от него какой-либо преградой или расстоянием (см. 4.5), в других она тем или иным способом исчезает из поля зрения (см. 4.6).

Если животное без специального обучения, без проб и ошибок, при первом же предъявлении “изобретает” способ достижения приманки, такое решение рассматривают как проявление мышления.

Следует подчеркнуть, что во втором типе задач, когда приманка исчезает из поля зрения, животное должно руководствоваться при решении не ее непосредственным воздействием на органы чувств, а ее “мысленным образом”.Такое решение еще раз свидетельствует о когнитивной природе этих явлений.

Исследование мышления животных базируется в основном на анализе таких способностей, как:

  • оценка количественных параметров среды, т.е. “счет” (см. гл. 5);

  • орудийная деятельность (см. ниже);

  • освоение языков-посредников (см. гл. 6).