
Урок семнадцатый
Гипнотизм в зубоврачебном деле. Теперь каждый из читателей легко может себе представить, какую неоценимую пользу мог бы принести гипнотизм в повседневной практике дантиста в качестве средства для устранения боли во время операций над чувствительным нервом. Сила воли, способная унять боль, лежит в самом человеке, поэтому и следует по возможности избегать вводить в организм сильнодействующие средства, которые рано или поздно дадут о себе знать. ,
Блестящий предмет. В каждом зубоврачебном кабинете име ется достаточное количество отлично отполированных, посеребря-ных или никелированных различных предметов и инструментов. Блестящий предмет более способен служить в целях привлечения внимания пациента, чем тусклый. Для ослабления боли при 'зубной операции, а иногда и заглушения ее совершенно, дантист может применить к своему пациенту сильное словесное внушение, прося последнего в то время, как он начнет производить внушение, устремить взгляд на блестящий предмет, помещенный перед ним приблизительно в двух футах и имеющий около одного - двух дюймов в диаметре.
Избегайте слова -«гипнотизм». Здесь опять нет необходимости и было бы даже ошибочно упоминать слово «гипнотизм» в связи с тем, что дантист будет делать. Ему следует лишь внушить своему пациенту, что, если последний будет следовать его указаниям, он в действительности не почувствует никакой боли
53
при операции. Затем дантист может приступить к усыплению при посредстве тех же формул, какие были предложены в предшествующих уроках, и встретить очень немного заструднений, чтобы добиться глубокого сна. Тогда ему следует обратиться' к спящему, как бы си обращался к лицу вполне бодрствующему. Он должен сказать: «Когда я проведу рукой перед вашим лицом, вы откроете рот и будете держать его открытым до тех пор, пока я не скажу закрыть его. Вы совершенно не будете чувствовать ни боли, ни неловкости, ни нервного состояния, пока я буду пломбировать этот'зуб, и когда я скажу вам встать и выполоскать рот, вы не проснетесь. Вы будете делать все, что я вам скажу, не просыпаясь. По окончании операции вы ничего о ней не будете помнить, вы не почувствуете никакой боли, никакого бы то ни было другого неприятного ощущения». Хотя дантисты вообще не ценят значения гипнотического внушения в своей ежедневной практике в качестве болеутоляющего средства, однако уже сейчас найдется немало дантистов в Соединенных Штатах, которые с успехом применяют это средство.
Урок восемнадцатый
Гипнотизм как болеутоляющее средство. Открытие- свойства хлороформа и эфира удалять жестокие .страдания при хирургических операциях совпало с тем временем, когда доктора Эсдэль в Индии и Эллнотсон в Англии оперировали больных, успешно анестезируя их с помощью гипноза. И это открытие оставило на время гипнотизм в тени, и он перестал быть помощником хирурга. Хотя хлороформ обладает не одними только положительными качествами и немало унес человеческих жизней, как и сама болезнь, все-таки мы не можем не признать за ним роли благодетельного помощника при умелом пользовании им. Но это не должно скрывать- того факта, что в самом человеке есть сил;' которая может подавить боль и не допустить ее повторения,
Сила в человеке. Сила внутри, и нужно ТОЛЬКО уметь привести ее в действие. Вызывается она лучше всего внушением другого, сделанным во время гипноза. Внушение: «Вы не будете чувствовать боли» равносильно тому, что сам пациент действительно не будет чувствовать. Это его собственная сила, вызванная к действию другим. Он может этого не знать, он может этому не верить, возможно, что вам так и не удастся убедить его в том, что сила эта находится внутри его самого. Но все-таки так логически объясняется этот факт.
54
Двойное свойство „силы. Человеком управляют два противо-шжных явления; они протекают по параллельным направлении. Одно из них влекущее вперед, другое задерживающее. ремление действовать и стремление задержать действие. Способность страдать протекает параллельно способности подавлять ||)адания. Итак, способность пациента чувствовать боль служит достаточным доказательством того, что он может ее и не чувст-иовать, т. е. побороть.
Религиозный экстаз. Состояние умственной экзальтации, увенчиваясь больше и больше, может довести человека до такого состояния, что он делается нечувствительным к физическим I фаданиям. Мы. наблюдаем это явление у первых христиан-мучеников. Оно протекает при полном бодрствовании всех способностей и не может никоим образом быть подведено под состояние гипноза. Но человек не чувствует прикосновения раскаленного железа, удары плетей или розг, физические страдания как бы превращаются в экстаз ликования. Мы не допускаем, что люди эти были охвачены религиозным безумием и потому ничего не чувствовали. Нет, истина заключается в том, что природа дала человеку силу подчинять себе тело, преодолевать страдания, и эта сила может быть и нами приведена в действие; коль скоро мы найдем ее настоящего возбудителя. Случается, что этим возбудителем ^.служит потрясение от неожиданных известий, что лица, пораженные сильными недугами, вдруг исцеляются, узнав какую-либо потрясающую неприятную новость; или же он применяется под видом гипнотического внушения, например, когда гипнотизер внушает, что боль исчезнет. .
Священные места. Иногда таким средством могут быть чтимые священные мест.а., Примером чего может служить знаменитая пещера Св. Анны де Бопрь из Квебека, где ежегодно исцелялось много больных, пораженных хроническими .недугами. Им же может быть самовнушение или сильная вера во что-либо, например, в христианские истины, вообще в Новый Завет. Итак, вы должны запомнить, что сила всегда существует и чем бы она ни была вызвана к действию, остается все той же силой.
Применение пассивного сомнамбулизма для облегчения страданий. Если вас позовут к больному, которому предстоит тяжелая хирургическая операция, то для того, чтобы сделать его не-
55 ,
чувствительным к боли, вы должны ежедневно в продолжение двух недель, подвергать его гипнозу. Причем, полезно повторять каждый день одно и то же внушение, приблизительно в такой форме. Когда ваш пациент заснул глубоким сном, вы говорите ему: «Я думаю, вы не откажетесь прокатиться со мной по окрестностям. Мы спустимся вниз и сядем в экипаж, который нас ожидает. Мы оставляем позади нас длинные улицы города, кругом нас поля; мы далеки от шума и суеты. Теперь мы выезжаем на опушку великолепного леса. Вы видите перед собой деревья, вы слышите пение птиц, перед вами цветы, растущие- по опушке леса, и вся эта сцена успокаивает вас своей чудной красотой. Выходите из экипажа и идете наслаждаться, бродя по лесу. Идите по этой тропинке налево, я возьму направо, затем мы встретимся. Тогда вы расскажете мне, где вы были и что видели во время вашей прогулки. Все время вы будете ощущать большое удовольствие, счастье и чувство свободы, как будто вы только что освободились от всех страданий и болей, и . теперь вполне наслаждаетесь. Ничто не будет беспокоить вас. Вы не будете испытывать решительно никакой боли. Вы даже неспособны чувствовать какую бы то «и было боль в течение всего этого времени».
Действие гипнотических сновидений. Теперь вы ввели своего пациента в состояние пассивного сомнамбулизма, и в таком состоянии он вполне верит, что бродит по лесу. Для него это не сон, а сама действительность, и восклицания восхищения, которые срываются с его уст, его оживление показывают, как крепко охватила его идея, осуществление которой он видит перед собой. В настоящее время он совершенно счастлив, как вы ему внушаете. В таком состоянии можно подвергать его различным незначительным испытаниям; например, сильно ущипнуть, убеждая в то же время в том, что он далеко в лесу, и настойчивее повторяя внушение, что боли испытывать он не может, ему хорошо, и он счастлив.
Повторение сна. И вот, вселяя в него ежедневно те. же самые видения, с теми незначительными изменениями, которые могут представиться вам нужными, мы связываете в его представлении две идеи — прогулки в лесу и удовольствия. Когда же придет время операции, нужно настойчиво повторить внушения, которые вы делали ему в течение двух недель, предшествовавших последней. Усыпите его раньше, чем его возьмут аа операционный стол. Конечно, в случаях, когда операция' предстоит серьезная, полезно иметь под рукой опытного ассистента
56
| ш применения хлороформа, если нервность пациента так вели-что сила внушения окажется недостаточной.
Идиосинкразия пациентов при гипнозе. При гипнотической ик'стезии, конечно, нет двух субъектов, которые были бы в со-гршенно одинаковом состоянии. Одни впадают в такую глубо-| \ ю летаргию, что не обращают никакого внимания на операцию. Другие бодрствуют и присутствуют' при операции, следя за ениями своего оператора и ходом всей операции, как будто пни простые наблюдатели. Еще бывают случаи, когда страх опе-рации настолько силен, что уничтожает действие гипноза, и больниц просыпается с наступлением боли. И вот, чтобы победить и у нервозность, у хирурга должен быть под рукой хлороформ,' : 1бы употребить его в случае необходимости.
Коматозное состояние. В прежнее время, когда доктор Эе-I | и, делал опыты над глубоким животно - магнетическим сном, I го пациенты впадали в коматозное состояние, похожее на полную летаргию, продолжавшееся от пяти до семи часов. Редко | ручалось, чтобы кто-нибудь из его пациентов приходил в сознание во время операции, но когда это и случалось, достаточно оыло простого внушения доктора, чтобы пациент снова погрузил-141 в прежний глубокий сон. Старайтесь поэтому, чтобы ваши пациенты впадали от ваших внушений все в более глубокий сон. '•I не согласен с гипнотизерами настоящего времени, которые, на-одя, что усыплять слабым гипнозом легко, вывели непонятное заключение, что в громадном большинстве случаев легкий гип^ поз благоприятнее для удаления боли, чем глубокий.
Необходимость глубокого гипноза. Я утверждаю, что ни одна из самых незначительных операций, совершенных под легким гипнозом любым из наших известных операторов, не была безболезненна для пациента. Достоинство глубокого гипноза заключается в том, что сознание пациента находится в полном подчинении у оператора и внушение, что боли не будет, принимается больным за истину. В легком же гипнозе такому внушению не будет дано веры, и оно бесполезно. '