Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Гамезо. Работа надэмоциями..doc
Скачиваний:
5
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
185.86 Кб
Скачать

Для саногенного мышления характерны следующие особенности.

Во-первых, динамизм связи нашего Я с миром образов, в которых отражаются жизненные ситуации. С одной стороны, способность Я полностью срастаться с ними и заряжать энергией и активностью, когда требует­ся эффективная деятельность, полное погружение в дея

тельность, в общение, в творчество, в результате чего ис­чезает все, кроме предмета деятельности. Эта сосредото­ченность и погруженность приводят к повышению эф­фективности и устраняют побочные эмоции, вносящие помеху в деятельность. А с другой стороны, наше Я ха­рактеризуется отделением от ситуаций и образов, насы­щенных отрицательным эмоциональным содержанием. Эта особенность мышления проявляется в рефлексии или интроспекции, в которой наше Я делает объектом рас­смотрения именно сами образы и эмоциональные реак­ции на них. Субъект отделяет себя от собственных пере­живаний и наблюдает их. Это отделение Я от чувств спо­собствует ослаблению переживаний, освобождает образы от их «эмоциональной энергии». В самом деле, попро­буйте представить со стороны, как у вас протекает ра­дость, и вы почувствуете, что радость ослабела или ис­чезла вовсе. Разумеется, когда дело касается радости, мы огорчаемся тем, что она исчезла. Но важен сам факт, что переживание исчезло. Исчезает не только положи­тельное, но и отрицательное переживание, если мы сделаем его объектом умственного наблюдения со стороны.

Если мне удастся рассмотреть самого себя обижаю­щимся, представить внутреннюю структуру обиды, которая возникла в конкретной ситуации, то постепенно пережи­вание обиды исчезает. Это наблюдение со стороны и прог игрывание ситуации обиды может быть выполнено и в письменном виде, чем часто пользуются психотерапевты.

Мужчина жаловался на то, что его часто оскорбляет жена и это его травмирует. Он подолгу реагирует в вооб­ражении на оскорбления. Я ему предложил подробно за­писывать в тетради ситуации, в которых она его оскорб­ляет, и сами оскорбления, и притом как можно подроб­нее. Я сказал, что список оскорблений мне как психологу пригодится. Через некоторое время он принес тетрадь со списком оскорблений и пожаловался, что оскорбления банальные и, наверное, не будут представлять для меня интереса. «Притом,— заметил он,— они перестали на

меня действовать. Оскорбления слишком однообразны, и теперь я заранее знаю, что она будет говорить и в каких обстоятельствах». В данном случае его терпимость к этим ситуациям вызвана именно процессом угашения, кото­рый происходил, когда он их записывал и стремился, что­бы их было больше, чтобы коллекция была достаточно ре­презентативной и интересной. Ему даже показалось, что она стала его реже оскорблять, хотя, как я узнал потом, это было не так, частота оскорблений была той же, что и ранее, просто он перестал на них реагировать и стал быст­ро забывать. Тот же самый результат был получен, когда я предложил ревнивцу творчески и художественно описать свои ревнивые образы. Вначале это его трогало и было «трудно писать», но потом он вошел во вкус, и его творче­ские успехи были обратно пропорциональны тому, как он реагировал теперь на ревнивые мысли.

Почему это происходит? Ответ лежит в признании того, что переживание всегда «занимает» сознание, а в момент рассмотрения, например, своей обиды сознание направлено не на обстоятельства и образы, которые ее вызывают, а на то, как она «устроена», и, естественно, происходит ее устранение из сознания.

Во-вторых, при саногенном мышлении ин­троспекция, или размышление, направленное внутрь са­мого себя, осуществляется на фоне глубокого внутрен­него покоя, в результате чего субъект воспроизводит, «проигрывает» ситуации стресса, пережитые ранее, на фоне релаксации (расслабления). Такого рода мышление создает угасающий эффект. Образы, насыщенные аффек­том, как мы показали ранее, постепенно овобождаются от эмоционачьного содержания, и воспроизведение их в сознании не вызывает реакции стресса.

Когда мы на фоне покоя воспроизводим стрессовую си­туацию, происходит приспособление к подобным ситуациям, так что когда они повторяются, то острые и сильные чув­ства уже не возникают.

Наиболее трудным является достижение покоя и ми­ра в момент размышления над эмоциогенными ситуа

циями. Нужно научиться приводить себя в состояние по­коя и мира путем тренировки в релаксации и методами медитации. Полезно вспомнить какую-либо жизненную ситуацию, когда вам было мирно и спокойно, humcio не хотелось и было полное безразличие к настоящему и бу­дущему, представить ее в цвете и форме, в конкретности и вещественности; работать над этим представлением, подкрепляя его покоем, который желательно испытывать всякий раз, когда этот стимул мира и покоя вызывается вами в сознании. Постепенно это представление приоб­ретет релаксирующее значение. Будет полезно этому представлению в целом присвоить имя, которое вы буде­те называть про себя, вызывая этот образ.

В-третьих, саыогенное мышление основано на конкретном представлении в сознании строения тех пси­хических состояний, которые контролируются. Так. раз­мышление об обиде предусматривает знание того, как устроена обида, какова ее структура Такого рода самона­блюдение невозможно без знания основ психологии чувств и психологии личности. Чтобы думать о том, как устроена моя обида, мое тщеславие, мой стыд и мой страх, надо прежде всего знать, как вообще устроены эти психологические реальности. Поэтому мы подробно опи­сали строение основных эмоций: обиды, вины, стыда, за­висти, тщеславия и гордости, страха. Если вы снова пе­речитаете эти главы, то получите материал для интрос­пекции. Самонаблюдение предусматривает знание психо­логических механизмов объектов размышления. Тот, кто знает, как устроена его обида, может слетать ее объектом интроспекции и саногенного мышления Тот, кто не зна­ет этого, потерпит неудачу, так как будет воспроизводить в своем воображении лишь образы, вызывающие пере­живание обиды. Поэтому изучение методов интроспек­ции должно происходить под наблюдением психолога-учителя, помогающего устранить грубые ошибки, кото­рые поначалу допускает ученик. Лишь усвоив основы са­ногенного мышления, приобретая соответствующие ум­ственные навыки, человек может в дальнейшем само

стоятельно продолжать работу по самосовершенствова­нию и оздоровлению своей психики.

В-четвертых, овладение саногенным мышле­нием предусматривает расширение кругозора, внутренней культуры, которое прежде всего состоит в понимании ис­токов происхождения стереотипов, программ культурного поведения, истории культуры, особенно строения архе­типа Когда мы думаем, что «он поступил несправедли­во», то что это означает0 Что такое справедливость? От­куда в нас появляется чувство справедливости? Такого рода понимание позволяет правильно осмысливать оби­ду, которая возникает от несправедливого поступка дру­гого. Почему он так поступил? Для ответа на данный оп­рос недостаточно иметь представление о справедливом или несправедливом. Нужно знать также и то, чем опре­деляется поведение в широком смысле, чтобы понять конкретное поведение другого, который обижает вас. Ес­ли мы думаем о пороке или долге, то должны понимать подлинное содержание данных понятий, их внутреннюю структуру

В-пятых, саногенное мышление невозможно без достаточно развитого уровня сосредоточенности и концентрации внимания на объектах размышления. Процесс интроспекции невозможен, если наше внимание «плавает», рассеивается и не может сосредоточиться на умственных объектах интроспекции. Поэтому формиро­вание саногенного мышления имеет своей предпосылкой концентрацию внимания.

Для развития способности концентрации внимания полезны упражнения, практикуемые йогой на стадии пратьяхары. Способности концентрировать и вызывать необходимые образы достигаются практикой визуализа­ции объектов, как реальных, так и умственных. Если вы внимательно смотрите на стакан с водой и, закрыв глаза, воспроизводите его образ как можно точнее, а потом снова, открыв глаза, корректируете образ вплоть до иден­тификации с конкретным восприятием, и если это по­вторяется достаточно часто в состоянии покоя, то в ре-

зультате у вас постепенно и неуклонно вырабатывается способность представлять отчетливо то, что хотите и чего перед вами нет. Эта выработанная сила представления оказывается необходимым условием эффективности са-ногенного мышления.

Чем яснее и отчетливее вы представляете конкрет­ную ситуацию, которую хотите размыслить, чем она ближе к реальности, тем эффективнее осуществляется процесс угашения. Однако в этом есть и опасность. Че­ловек, слабо владеющий своими эмоциями и потребно­стями, при отчетливом представлении тех или иных об­разов может сильно вовлекаться в эту ситуацию и полу­чить патогенные результаты. Если сн размышляет кад обидой или оскорблением, то ясность представления вместо угашения приведет к подкреплению и фиксации представляемых образов и их аффективному насыщению. Мне не раз приходилось видеть молодых людей, увле­ченных йогой и практикующих пратьяхару, которые вме­сто пользы получили невроз. Это понятно, потому что сила представления может самым незначительным им­пульсам, идущим из бессознательного, придавать энер­гию, свойственную реальному восприятию объекта. Сла­бое чувство вины, например, мы довольно часто испыты­ваем при любой неловкости или неудобстве, которое не­чаянно причиняем другим. Однако оно может усилиться вплоть до симптомов невроза, если к этому присоединя­ется еще и сила специально тренированного представле­ния.

Работая над обдумыванием своих обид с соблюдени­ем принципов саногенного мышления, вы становитесь более зрелыми существами, чем были ранее. Обижаться не следует даже на любимых, а надо признавать их сво­бодными. Ведь всегда можно установить действительные причины того, что они ведут себя в рассогласовании с нашими ожиданиями. Вы же не будете обижаться на сы­на за то, что он не сходил в магазин, если заболел! Но не каждый раз эти причины нам известны. Поэтому заранее надо признать эти причины существенными, раз они

препятствовали исполнению действия, которое вызвало машу обиду. Чтобы не обижаться, надо принимать, что поведение другого определяется им, а не мной. Ведь обижаясь на любимых нами людей, близких друзей, мы рискуем потерять их люосвь, так как другой, чувствуя се­бя виноватым, связывает непроизвольно ваш образ с не-прия гным переживанием

В каждом переживании можно найти его структур­ные элементы, и знание их позволяет правильно совер­шать акты саногенного мышления. Поэтому каждому из нас, ставшему на путь самосовершенствования, необхо­димо самостоятельно и углубленно изучать психологию личности.

Процесс саногенного мышления может осуществлять­ся в одиночестве, в состоянии релаксации. Но это не зна­чит, что обдумывание своих внутренних проблем должно осуществляться только на фоне релаксации. Если вы дове­рительно обсуждаете это с товарищем и обдумываете, ска­жем, природу обиды, ревности вообще и вашей обиды, ревности в частности, то это будет способствовать их уга-шению. Самое главное яри этом — не испытывать повтор­ных переживании обиды, ревности в процессе обдумывания.

Если вы научились не обижаться, то это не может не оказать определенного влияния на ваше общение. Обид­чивый человек всегда в одиночестве, так как никому не хочется испытывать лишний раз чувство вины от того, что он непреднамеренно кого-то обидел. Поэтому пре­одоление обидчивости всегда способствует повышению уровня общения. Однако общение и само по себе высту­пает как определенная область самосовершенствования. И этому искусству тоже надо учиться (44, 230—241).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]