
Румыния (Трансильвания)
В средние века Трансильвания обладала автономией в составе Венгерского королевства. Ею управлял воевода, происходивший, как правило, из числа секеев или саксов — этнических групп, которые защищали южные рубежи королевства, подобно казакам в России. В феврале 1438 года был узаконен союз трёх наций (мадьяры, саксы, секеи) по совместному управлению Трансильванией.
Битва при Мохаче (1526), в ходе которой Османская империя нанесла сокрушительное поражение объединённому венгро-чешско-хорватскому войску, отрезала Трансильванию от венгерских владений и превратила её в самостоятельное княжество.
В 1687 г княжество было занято войсками Габсбургов и до 1918 года принадлежала Австро‑Венгрии, с 1919 по 1939 год — Румынии, с 1940 по 1945 год — Венгрии, а с 1945 года — снова Румынии, доля этнических венгров превышает 45 %. «Союз за возрождение Венгерской Трансильвании», существующий ещё с социалистических времён, требует максимальной автономии региона и права на его самостоятельные взаимоотношения с Будапештом.
В сентябре 2009 года было провозглашено создание Секуйской автономии («секуи» — самоназвание трансильванских венгров), в марте 2010 года венгерскому языку был придан официальный статус на региональном уровне, а в мае 2011 года при Европарламенте было открыто представительство Секуйского края. Власти Румынии не признают этой автономии и упрекают официальный Будапешт во вмешательстве в свои внутренние дела.
Венгерские власти оказывают румынским венграм-секуям поддержку на высшем государственном уровне; в частности, с начала 2011 года венгерское гражданство предоставляется потомкам подданных Венгерского королевства (фактически — всем представителям диаспоры) и, по данным венгерских властей, к середине 2011 года за получением этого гражданства обратились уже тысячи граждан Румынии.
Дания (Гренландия)
Гренландию открыл в 875 году исландский викинг Гунбьерн, а в 982 году его земляк, знаменитый моряк Эрих Рыжий. Через год викинги основали на юге острова первые поселения, просуществовавшие там до XV века. В XI веке население Гренландии приняло христианство. С 1262 года и до начала XVII века она принадлежала Норвегии. В 1721 году остров перешел под контроль Дании, и до 1953 года, когда ее объявили частью Датского королевства, он оставался его колонией.
В наши дни эта «безлюдная» ледяная земля может стать ареной жесткого спора между коренным населением острова эскимосами (инуитами) и датчанами. На его шельфе нашли большие запасы нефти, и это подтолкнуло аборигенов к активным действиям. Многие вспомнили и дела «давно минувших дней».
В мае 1953 года Копенгаген выселил 187 эскимосов за 150 км к северу от Туле, в гораздо более суровое место Каанак. Причем датчане даже не задумались спросить на это одобрения у аборигенов и компенсировать им потерю своей среды обитания, хотя во время депортации скончались три человека. Охотничья община так и не смогла освоиться на новом месте, поскольку условия для занятия традиционным промыслом там были гораздо хуже и эскимосы были вынуждены жить за счет нищенской милостыни от Копенгагена. Это переселение было сделано, чтобы в Туле оборудовать американскую базу бомбардировщиков В-52, которые в случае начала войны должны были ударить по северу СССР. Таким образом, в разгар «холодной войны», Дания подтвердила свою верность США.
С 21 января 1968 года эскимосы активно протестуют против американского военного присутствия. Тогда в море у берегов Гренландии упал бомбардировщик В-52 с атомными бомбами на борту, одна из которых раскололась, а ее остатки не найдены до сих пор. Сами господа американцы пачкаться при устранении последствий аварии не стали и через датчан пролоббировали, чтобы власти направили на обеззараживание местности аборигенов, многие из которых впоследствии умерли от лучевой болезни.
В августе 1999 года эскимосы выиграли первый судебный процесс, добившись признания незаконности депортации, однако сумма компенсации была смехотворно мала: менее 200 евро на человека. Но аборигены не ограничиваются одними только судебными исками, И к этому их подстегивают сами датские власти.
Это стало поводом для дальнейших действий против придерживающегося двойных стандартов датского правительства, которое оценивало депортацию чеченцев Сталиным как геноцид и тут же поддерживало миф о добровольном переселении эскимосов. Более того, датский премьер-министр и социал-демократ Пол Нюруп Расмуссен демонстративно не пожелал принести от имени Дании извинения за геноцид эскимосам.
Пока Канада и Дания дерутся между собой за еще не добытые арктические нефть и газ Гренландии, на рассмотрение парламентов двух стран поступил выработанный комиссией по гренландскому самоуправлению проект нового соглашения между метрополией и автономией. В этом проекте впервые обоснованы права местного населения на свои природные ресурсы. Комиссия по гренландскому самоуправлению была создана в 2004 году для подготовки к полному ее отделению от Дании. Важным этапом на этом пути стал закон о расширенном самоуправлении. Представители Гренландии добиваются права распоряжаться своими недрами «на все времена», исходя из соглашения, заключенного Данией с другой автономией — Фарерскими островами в 1992 году.
Гренландцы хотят использовать Косовский прецедент для того, чтобы самим забрать энергетические ресурсы Арктики и не делиться ими с датчанами. Если немного переиначить старую русскую пословицу, «дружба дружбой, а нефть — врозь». Между тем, не дожидаясь решения Копенгагена, гренландское самоуправление уже выдает иностранным нефтяным компаниям лицензии на нефтеразведку. И с какой стати гренландцы должны делиться с Данией своими энергоресурсами?
Кроме того, в смысле нападения на нас Гренландия представляет для США огромную ценность: сегодня «Ледяному острову» отводится роль еще одного опорного района ПРО, который должен прикрыть США от ракетного удара, через Северный Ледовитый океан. Но когда гренландцы будут вести свою независимую политику, они ликвидируют надоевшие им базы.