Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
РАБОТА С АКТЕРОМ.docx
Скачиваний:
4
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
106.35 Кб
Скачать

Особенности киноэкрана

Особенности киноэкрана не ограничивают внутреннюю технику актера - его эмоций.

Что касается внешних данных актера, то экран к ним предъявляет свои особые требования. Эти требования объясняются тем, что:

кинокамера снимает часто чрезвычайно близко - круп­ным планом;

все настоящее, реальное в кино снимается легко и выходит хорошо;

все имитируемое, «бутафорское», поддельное снимается с большим трудом и часто остается на экране «бутафорским» и поддельным.

Предположим, что вам необходимо снять в задуманном вами образе актера с очень большим носом. Найденный вами актер удовлетворяет всем необходимым данным, а нос у него маленький.

В театре легко сделать искусственный нос ак­теру, а в кино чрезвычайно трудно.

Причем иногда это возможно сделать, а ино­гда совершенно невозможно, В кино нужна исключительно совершенная тех­ника грима, чтобы на крупном плане не было заметно наклеенного носа.

Положительным примером здесь может служить фильм французского режиссера Жана-Поля Раппно «Сирано де Бержерак», где блистательный актер Жерар Депардье сыграл роль длинноносого поэта Сирано. Фильм получил 10 премий « Сезар», в том числе и за грим.

Другой пример.

Вам необходимо показать на экране юношу с прекрасным молодым ли­цом, а актер, выбранный вами, не молод, его лицо покрыто морщинами.

В театре можно загримировать актера так, что зритель не заметит грима. В кино обмануть зрителя нельзя: на крупном плане свет на лице актера выдаст и морщины и слои грима, положенные на лицо.

Здесь, в качестве отрицательного примера можно привести фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», где прекрасный, но, увы, в то время уже тридцативосьмилетний актер Олег Меньшиков играет молодого юнкера Андрея Толстого, и рядом с его коллегами двадцатилетними актерами Маратом Башаровым, Артемом Михалковым, Никитой Татаренковым тоже исполняющих роли молодых юнкеров, он выглядит, по меньшей мере, странно.

Есть режиссеры, которые найдут подходящего к роли актера, но не реша­ются его снимать из-за кажущейся внешней непохожести.

Такой режиссер не хочет примениться к физическим дан­ным в основном подходящего актера, не соглашается на необходимую перемену чисто внешней трактовки образа (ко­торая иногда может оказаться еще бо­лее интересной, чем то, что было заду­мано) и готов изъездить весь свет в поисках актера «еще более подходящего к роли.

Наконец, такой актер найден. Он начинает сниматься. Результаты, в большинстве случаев получаются плачевными: режиссер, увлекаясь внешними данными актера, недооценил значения внутренних эмоциональных качеств, забыл о главном на экране, и зритель не увидел живого, правдивого образа.

Подобное фиаско потерпел и корифей советского, да и мирового, кино, Сергей Эйзенштейн. В его фильме „Октябрь“ профессиональных актёров почти не было. Ленина, например, играл рабочий цементного завода Василий Никандров, имевший с ним портретное сходство. В роли Керенского снимался также похожий на него студент Университета. Зиновьева играл его настоящий брат, а в роли Троцкого был занят какой-то зубной врач, также обладающий большим сходством с героем.

Владимир Маяковский так отозвался об «актёрской игре» Никандрова: « Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения  - и за этой внешностью чувствуется полная пустота, полное отсутствие мысли. Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него».

Вот противоположный пример, когда популярность актера и желание заманить его в свою картину приносят не меньший вред.

Великий советский актер Иннокентий Смоктуновский в середине 60-х годов был уже необыкновенно популярен. Яркий, с неподражаемой актерской индивидуальностью, он был просто нарасхват среди кинорежиссеров. Простые зрители неоднократно выбирали его лучшим киноактером года, а среди коллег артистов он имел не только очень высокий авторитет, но и массу «подражателей» стремящихся играть «под Смоктуновского».

Именно в этот период режиссер Илья Ольшвангер пригласил Смоктуновского в свою картину «На одной планете» на роль… Ленина.

Первоначально Иннокентий Михайлович просто растерялся. Затем же попытался тактично отказаться от такой «чести». Не получилось. Актера вызвали в Ленинградский обком партии, долго уговаривали, а потом заявили, что в случае отказа поспособствуют тому, чтобы «задвинуть» его кандидатуру при выдвижении на Ленинскую премию за фильм «Гамлет». Смоктуновскому пришлось согласиться.

Как и следовало ожидать, фильм получился посредственный и остался практически незамечен ни зрителями, ни критикой.

Постарайтесь правильно понять, о чем мы говорим: внешние физические данные актера в кино могут быть подвергнуты изменениям в зна­чительно меньшей степени, чем в театре, хотя эти данные позволяют талантливому актеру давать самые разнообразные образы, но на материале своих постоянных физических данных плюс помощь вир­туозного гримера.

­

Итак, тщательно выбирайте актеров для ролей, учитывая их внутренние и внешние данные, учитывайте их умение мастерски владеть своими данными, своим материалом.

ЧЕМ ВЫШЕ МАСТЕРСТВО ВЫБРАННОГО ВАМИ АКТЕРА, ЧЕМ ТОЧНЕЕ ОН ПОДХОДИТ ПО ВНЕШНИМ (ФИЗИЧЕСКИМ) ДАННЫМ, ТЕМ ЗНАЧИТЕЛЬНЕЕ БУДУТ РЕЗУЛЬТАТЫ НА ЭКРАНЕ.

Мы поговорили об исполнителях главных ролей, но подобные ошибки часто допускаются и в подборе актеров на роли второго плана.

На эти роли актеров сегодня подбирает ваш ассистент (кастинг-директор). Это тоже очень ответственный период в вашей работе. Доверяйте своему ассистенту, но, перед началом подбора, проведением фото и кинопроб, конкретно расскажите коллеге - как вы представляете тот или иной образ, кого из актеров хотели бы увидеть в вашей кинокартине.

Некоторые режиссеры утверждают актеров на роли второго плана по фотографиям. Это в корне неправильно. Только при личном знакомстве, при непосредственном общении с претендентом вы сможете определить правильность вашего выбора.

Такая же ответственность ложится на ассистента и при выборе актеров массовых сцен (статистов).

Вам необходимо показать на экране крупных, здоровых, краснощеких женщин в сарафанах. В театре можно для показа этой группы взять актрис, не считаясь с их внешними данными, потому что правильно сшитые костюмы, подложенные толщинки, красочный грим могут заменить подлинные физические данные актеров.

В кино это сделать невозможно - на экране нужное впечатление получится тогда, когда зритель без прикрас, нату­рально увидит краснощекие, загорелые лица, реальную фактуру кожи, живые формы крепкого тела за складками сарафана.

Вспомните фильмы Тенгиза Абуладзе «Мольба» и Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин»… Насколько точно режиссеры подобрали лица актеров массовых сцен (статистов), играющих враждующих между собой хевсуров и кистинов в «Мольбе», как безупречны типажи «воровского притона» в «Лапшине».

Перед съемкой вы вместе с оператором должны лично проверить групповку, массовку и тд., то есть, всех, кто хоть мельком может попасть в кадр, утвердить их грим, костюмы, прически… Иначе во время съемок, а они могут проводиться за сотни километров от студии, вы можете столкнуться с непреодолимыми трудностями.

ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДБОР ТИПАЖЕЙ И АКТЕРОВ МАССОВЫХ СЦЕН (СТАТИСТОВ) ОДНА ИЗ ГЛАВНЕЙШИХ ЗАДАЧ РЕЖИССЕРСКОЙ ГРУППЫ.