Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия ИЗИДО уч курс.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.77 Mб
Скачать

7.4. Свойства сознания.

Е сли мы сравним сознание и отражение вообще, как таковое, то обнаружим, что последнее выполняет определенные функции в организации материи вообще: выживание приспособление регуляция всей деятельности, при этом одно включает другое. Однако, сознание - это программа, которая РУКОВОДИТ человеческой деятельностью в силу того, что ему присущи особые свойства. И первым из свойств сознания как отражения является 1) свойство универсальности. В сознании могут отражаться любые свойства любых предметов. Это происходит потому, что труд и общение «вынуждают» вещи многогранное появляться перед умственным взором человека. Данное свойство можно образно объяснить на примере высказывания Ф. Энгельса: «орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла» (Соч. Т. 20. С. 490).

Поведение животных можно назвать «полевым», поведение же человека – социально - детерминированное. Животные реагируют на внешние раздражители всегда ограниченным образом, специфическим для данного вида. При этом не может быть и речи о понимании животным сущности процесса в целом, как такового, вообще.

Здесь мы подходим ко второму свойству сознания – это 2) обобщение. Из опытов, проведенных И.П. Павловым на обезьянах очевидно, что так называемое «мышление» (в кавычках) животных протекает в пределах первой сигнальной системы, то есть ограничено ощущениями, восприятиями, самыми простыми представлениями, неотделимо от действий животного. Отсутствие у животных понятий, обладающих большой силой отвлечения и обобщения, растягивает на непомерно долгий срок решение воистину простых детских задач: как соорудить из ящиков устойчивую пирамиду и достать приманку-банан, подвешенный под потолком клетки, где именно сооружать пирамиду и зачем и т. д. Эксперименты И.П. Павлова и др. ученых хорошо показывают, что у животных нет цельного постоянного понимания обстоятельств, нет таких чисто человеческих критериев, как «для чего это нужно? Какова цель действия?»

Теперь мы подошли к одному очень существенному отличию целеустремленной деятельности человека от инстинктивных действий животных, движимых (направляемых) биологическими потребностями. Сознанию присуща способность 3) целеполагания. Прежде, чем сделать что-то, человек создает идеальный проект будущего результата и разрабатывает план действий. Материальное производство изготавливает вещи, духовное производство - их проекты, идеи, понятия.

Вся деятельность человека, поскольку она сознательна, носит целеустремленный характер, то есть отдельные действия подчинены определенной, предварительно разработанной программе, каждый шаг которой приближает человека к определенной поставленной цели. Сознательная постановка целей, организация своих действий для достижения этих целей, постоянный контроль за последовательностью действий, внесение исправлений в раз определенную программу, так же как и возможное изменение цели в ходе продвижения к ней - все это существенно отличает сознание человека от психики животных. Разум человеческий, по словам Г. Гегеля, не только могуч, но и хитер. Его хитрость состоит в том, что человек посредством технических изобретений вынуждает предметы природы взаимодействовать, осуществляя при этом свою собственную цель.

4) свойство заключается в том, что сознание (как целое !) неразрывно связано с языком. Именно как целое, а не любой его уровень или проявление. А человеческий язык и первая сигнальная система животных различаются многим и, в первую очередь - «емкостью содержания». Животные обмениваются сигналами по поводу имеющейся в данный момент ситуации: сигнал об опасности, призыв разделить трапезу и другое. Человеческий язык же, опираясь на символы, осуществляет акт полагания некоего абстрактного смысла в качестве предмета общения. Основой и залогом этого служит слово. Слово может быть определено как внешняя материально-знаковая оболочка идеального образа. Кстати, есть страны, в которых передача знаний посредством письменности - вещь более трудная, чем посредством устного слова. В Китае каждое слово пишут отдельным иероглифом. 40 лет назад начали пользоваться магнитофонами, и сейчас наиболее удобными средствами распространения массовой информации является магнитофон, радио, а не пресса.

Согласно учебному плану студентам нужно самостоятельно определиться с такими явлениями как язык и речь (это не одно и то же, они отличаются), а также проиллюстрировать на примерах названные ниже функции языка: 1. Язык – это средство деятельности людей, 2. средство обозначение вещей, объектов, процессов, 3. средство общения, 4. хранитель и транслятор знаний, опыта, 5. орудие мышления и самосознания (выстраивает умственные коридоры, ступеньки мышления).

Очень важно умение владеть словом, ибо это оно отражается на мышлении. Важно не искривлять, не искажать язык, не загрязнять ругательствами и жаргоном. Считают, что острое слово - единственное режущее оружие, которое от постоянного употребления становится еще острее. И мы, бывает, сами не знаем, какие фатальные последствия прячутся в наших словах. Словом можно исцелить, а можно и ранить, травмировать, даже - убить. По образному выражению Г. Гейне, подобно тому, как выпущенная стрела, расставшись с тетивой, выходит из-под власти лучника, так и слово, вылетевшее из уст, уже не принадлежит произнесшему его.

Обратим внимание на точку зрения Э. Бенвениста: «языковая форма - это условие передачи мысли и, в первую очередь, условие ее реализации». Причем, сознание и язык представляют собой такое единство, в котором определяющей стороной является сознание. Оно как бы "лепит" формы и диктует законы своего языкового бытия. Сознание всегда является знаково выраженным отражением. Где нет знака, там нет и сознания как отражения. Нельзя отрывать мышления от языка, но нельзя и отождествлять мышление с языком. Говорить - это еще не значит мыслить. Однако мыслить - это значит одновременно отливать мысли в определенные речевые структуры. В речи мысли формируются и формулируются. Это процесс. Мысль не пользуется готовыми формами.

Еще одним свойством сознания выступает 5) идеальность и субъективность. Оно рельефно ощутимо при разрешении такого обыденного вопроса: Чем отличаются 100 гривен в кармане и 100 гривен в мыслях? Дело в том, что, повторимся немного, сознание, духовный мир человека - это психическое отображение действительности это образы ее, обусловленные:

с одной стороны, теми процессами, которые

Псих. протекают в мозге человека,

с другой стороны – самой жизнью,

действительностью.

ЖИЗНЬ Но это - не то, и не другое, а нечто

третье: образ, копия, «субъективный образ объективного мира» (В.И. Ленин). И совокупность этих образов - это и есть форма существования сознания, духовного мира человека. Если признаками материальных вещей служат их данность в наших ощущениях, и независимое от сознания «объективное» существование, то духовный мир и сознание как субъективная реальность - существуют только в нас, оно зависит от индивида, от нас, от наших желаний, воли, стремлений [мое сознание не такое, как у того, кто сейчас читает данный текст, или у сидящего рядом с ним индивида]. Как выразился поэт Д. Самойлов, "но разум людской - не вода, не стекло, в нем наше дыханье и наше тепло».

То есть, с одной стороны, отметим, отражения вещей, их свойств и отношений в мозге, конечно, не означает их перемещения в мозг или образование их физических отпечатков в нем, наподобие отпечатков на воске. Когда я (или кто-то) вижу березу, то в моем мозге нет ни самой березы, ни ее физического отпечатка. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет, когда на него влияют твердые, синие и холодные предметы. Пережитый мной образ внешней вещи есть что-то субъективное, идеальное, духовное.

С другой стороны, заметим, если в голове возникла мысль, то она обязательно является мыслью о чем-то. Беспредметной мысли, мысли ни о чем в принципе быть не может. Мечты и даже бред больного заимствуют свое призрачное содержание из реальности. Кроме того, идеальное есть данность объекта субъекту. И подавляющее большинство людей осознает вещи, себя, свои мысли, абсолютно не подозревая, что делается в самом мозге. И это потому, что человеку (да и животному) даны не физиологические состояния его мозга, а внешний мир - объект. Иначе, как отмечал еще Л. Фейербах, кошка бросалась бы не на мышь, а царапала бы когтями свои собственные глаза.

Отсюда вытекает завершающее свойство – 6) амбивалентность сознания [противоречивая двойственность формы и содержания сознания]. Сознание обладает свойством объективности то есть отражает вещи такими, каковы они есть в действительности. По форме сознание, духовный мир человека – субъективны, а по содержанию – объективны. Содержание - это то, что именно отражается мозгом, в конечном итоге - реальная действительность: кафедра, столы, студенты... Интересно, однако, что мысль об объекте никогда не исчерпывает всего богатства его свойств и отношений с другими объектами: оригинал богаче копии. Когда же мы говорим о субъективности образа, то имеем в виду в первую очередь не искажение действительности, а идеальность: «вещь в голове» - это образ, а реальная вещь - это ее прообраз.

Субъективность образа, за исключением случаев патологии, иллюзий и миражей, не является свидетельством слабости человеческого сознания. Именно это обеспечивает возможность познания человеком объективного мира. Если бы образ предмета не был субъективным, а был бы его материальным отображением, то никакое познание не было бы возможным.

Физиологическое, иначе, выступает субстратом психического, одним из детерминантов его. Это один аспект – естественнонаучный. Но есть еще другой аспект - философский, мировоззренческий. Идеальное есть форма и способ предметно-практической деятельности общественного человека, это скрытое, потенциальное содержание элементов культуры Оно выявляется лишь в процессе деятельности, адекватной самой действительности. Так, например: где существует скрипичный концерт Бетховена? в концертном ли зале, когда он исполняется, или в нотной записи или на магнитной ленте? На этот вопрос нельзя дать ответ, потому что сам вопрос поставлен неразумно. Вопрос о том, где находится идеальное, должен быть отведен, потому что идеальному как таковому не свойственны никакие пространственные характеристики; в том числе пространственная локализация.

Перо, чернила и бумага, посредством которых композитор написал партитуру своего концерта, «материальны» или, лучше сказать, вещественны. Но созданное им музыкальное произведение являет собой творение его духа. Своим появлением на свет идеальное обязано духовной деятельности человека. Без этого идеального содержания нет языка, нет культуры, есть лишь «колебание голоса», как отмечал средневековый философ Росцеллин.

Актуальным существование идеального становится при условии, что существует сознание, способное прочесть эту запись и увидеть в ней знаковое выражение определенного художественного образа. Э.В. Ильенков в книге "Философия и культура» (М., 1991. С. 251) очень верно высказался: «сущность предметов идеальна по происхождению; в них воплощено коллективное мышление людей, всеобщий дух человечества». Знаки (ноты), не нашедшие своего адресата-интерпретатора, перестают быть собственно знаками - символическими формами идеального. Вся прошлая культура человечества — мертвый груз, если нет сознания, которое сохраняет ей жизнь и предоставляет ей актуальное, действительное существование. Реальное, действительное бытие идеального - это бытие для сознания.