Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лингвистика текста - курс лекций.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
06.01.2020
Размер:
2.08 Mб
Скачать

3. Риторика в России

Идеи риторики проникли в Россию в XVII в. и нашли здесь достаточный отклик. Самая ранняя из дошедших до нас отечественных риторик — это «Риторика» вологодского епископа Макария, написанная предположительно в 1617-1619 гг. В основу первой русской «Риторики» был положен учебник немецкого гуманиста Филиппа Меланхтона, напи­санный на латинском языке и изданный в 1677 г. во Франк-

36

фурте. При переводе на русский язык были сделаны неко­торые отступления от оригинала: снята фамилия автора, опущены некоторые примеры, латинские имена заменены русскими, в отдельных случаях введены новые примеры. Это рукописный учебник, до наших дней дошло 34 рукописи.

«Риторика» Макария состоит из двух частей. В первой части излагаются основы пяти основных этапов классичес­кого риторического канона. Риторика именуется в ней «крас-нословием или сладкогласием», а ее части соответственно называются: «изобретение дела» (инвенция), «чиновное раз­личие» (диспозиция), «соединение слов с пригодными словы» (олокуция), «память» (запоминание), «гласомерное и вежли­вое слово» (произнесение).

Во второй части «Риторики» Макарий выделяет три стиля, три «рода глаголания»: 1) «смиренный», относящийся к обиходной речи и не поднимающийся «над обычаем по­вседневного общения»; 2) «высокий», представляющий собой образную речь; 3) «мерный», характерный для письменной и деловой речи, — соединение «смиренного» и «высокого» стилей,

«Риторика» Макария переписывалась и изучалась в те­чение всего XVII в. До петровского времени она являлась основным учебником риторики в России (Кохтев 1992: S2).

Другими памятниками раннего периода развития рито­рики в России являются «Поэтика» и «Риторика» Феофана Прокоповича, написанные на латинском языке. В основе этих наставлений лежат курсы по риторике, которые Феофан Прокопович читал в Киево-Могилянской академии в 1705 и 1706-1707 гг. (там же).

Знаменательным этапом развития риторической науки в России было учение М. В. Ломоносова. Учебник риторики М. В. Ломоносова был напечатан в 1748 г. под названием «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в ко­торой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки». Однако это был уже второй вариант учебника, а первый вариант риторики (менее пространный) под названием «Краткое руководство к рито­рике на пользу любителей сладкоречия» был написан в

37

1744 г. и остался в рукописи. «Краткое руководство к крас­норечию* М. В. Ломоносова только при жизни ученого пере­издавалось трижды: в 1748, 1759 и 1765 гг. (там же).

М. В. Ломоносов дает следующее определение риторики: «Риторика есть наука о всякой предложенной материи крас­но говорить и писать, то - есть оную избранный речьми представлять и пристойными словами изображать на тот конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости ее удовлетворить. Кто в сей науке искусен, называется ритор* (Ломоносов 1953: 23).

Уже в самом названии учебника М. В. Ломоносов раз­граничивает собственно риторику, т. е. учение о красноре­чии вообще, касающееся прозы и стихов; ораторию, т. е. наставление к сочинению речей в прозе; поэзию, т. е, на­ставление к сочинению поэтических произведений.

Риторика М. В. Ломоносова состоит из трех частей: «О изобретении*, «О украшении» и «О расположении». В § 2 книги первой «Краткого руководства к красноречию* он пишет: «В сей науке предлагаются правила трех родов. Первые показывают, как изобретать оное, что о предложен­ной материи говорить должно; другие учат, как изобретен­ное украшать; третьи наставляют, как оное располагать над­лежит, и посему разделяется Риторика на три части — на изобретение, украшение и расположение* (там же: 99). Очевидно, что эти три раздела соответствуют трем ча­стям классического риторического канона (с перестановкой двух последних компонентов), затрагивающих непосредст­венную работу по подготовке и формированию текста: ин­венции, элокуции и диспозиции. Правда, в первом (руко­писном) варианте «Руководства» М. В. Ломоносов упоминает также четвертую часть риторики — произношение и дает ей краткую характеристику (там же: 78-79), однако в окон­чательный (напечатанный) вариант книги этот раздел не включает.

Идеи М. В. Ломоносова на многие годы определили развитие риторики как науки в России. По мнению специ­алистов, все последующие русские риторики основывались на творчестве этого великого мыслителя (Кохтев 1992: 36; 1994: 28).

38

В начале XIX в. в России происходит разграничение понятий «общей риторики* и «частной риторики*. Автором двух наставлений под названием «Частная реторика» (1832) и «Общая реторика» (1854)7 был преподаватель русской и латинской словесности в Царскосельском лицее доктор фи­лософии Н. Ф. Кошанский. Каждая из этих риторик имеет свою цель, свой предмет и свои границы. Общая риторика содержит главные, общие правила всех прозаических произ­ведений. Частная риторика обращается к конкретному про­заическому произведению, к его основным достоинствам и недостаткам (Кохтев 1994: 32).

Похожие взгляды высказывает А. И. Галич в своей «Теории красноречия для всех родов прозаических произве­дений», изданной в 1830 г. «Теория красноречия» А. И. Га­лича состоит из «Части общей, или чистой* и «Части особенной, или прикладной». Он выделяет четыре главных момента, лежащих в основе искусства красноречия: счастли­вое изобретение мыслей, приличных предмету; благоразумное расположение мыслей и умение воздействовать на слушате­лей так, чтобы они могли легко воспринимать идею в целом и по частям; изложение или выражение мыслей словами; провозглашение, т. е. произнесение, ораторской речи (Кохтев 1992: 49-51; 1994: 31-32).

В этой связи интересно отметить, что аналогичный под­ход, только уже по отношению к определению направлений современной лингвистики текста, демонстрирует Т. М. Ни­колаева, выделяющая два возможных способа описания текс­тов — с акцентом на общие / более частные моменты текс­товой организации (подробнее см. гл. 5).

При характеристике риторического наследия XIX в. нельзя обойти своим вниманием также книгу М. М. Сперан­ского «Правила высшего красноречия» (1844), отражающую философское направление в риторике. М. М. Сперанский был преподавателем словесности в Санкт-Петербургской ду­ховной академии и читал в ней курс риторики. Книга

7 В XIX в. встречаются два варианта написания - риторика и реторика; в последнем случае русское написание почти полностью повторяет греческое rhStorike".

39

написана ярко и образно. Она обращена не только к разуму, но и к эмоциям читателя. Ср., например, правила располо­жения мыслей в интерпретации М. М. Сперанского:

«1. Все мысли в слове должны быть связаны между собой так, чтоб одна мысль содержала в себе, так сказать, семя другой.

Есть понятия, по естеству, своему тесно связанные между собой, но сия связь не для всех и не всегда бывает примет­на — надобно открыть, надобно указать путь вниманию, проводить его, иначе оно может заблудиться или прерваться.

В жару сочинения все кажется связано между собой; воображение все слепляет в одно. Приходит здравый холод­ный разум — и связь сия исчезает, все нити ее рвутся, сочинение распадается на части, и на месте стройного целого видна безобразная смесь красот разительных.

2. Второе правило в расположении мыслей состоит в том, чтоб все они подчинены были одной главной.

Во всяком сочинении есть известная царствующая мысль, к сей-то мысли должно всё относиться. Каждое понятие, каждое слово, каждая буква должны идти к самому кон­цу, иначе они будут введены без причины, а все излиш­нее несносно» (Сперанский 1844) — цит, по (Кохтев 1994: 33-34).

Книга М. М. Сперанского, несомненно, признается одной из самых ярких риторик в России XIX в.

Мы рассмотрели лишь несколько образцов риториче­ской мысли в России XVII-XIX вв. За рамками нашего рассказа остались другие опыты теоретического осмысления античной риторики. Кроме того, в истории России можно встретить настоящие шедевры практического применения искусства красноречия: замечательные образцы академиче­ского красноречия демонстрировали историки Т. Н. Гранов­ский, В. О. Ключевский, филолог Ф. И. Буслаев, физио­лог И. М. Сеченов, химик Д. И. Менделеев; блестящими су­дебными ораторами были В. Д. Спасович, Ф. Н. Плеваво, А. Ф. Кони и др.; замечательных высот в духовном крас­норечии достигли митрополиты московские Платон и Фила­рет и многие другие (подробнее см. (там же)).

40

В настоящее время во всем мире наблюдается значитель­ный рост научного интереса к риторическому наследию. Многие положения античной и более поздней риторики на­шли свое отражение в работах современных авторов, разра­батывающих актуальные вопросы построения текстов. Совре­менное направление риторики получило название неорито­рики или неориторической теории аргументации (или просто теории аргументации). Подробнее о современной теории ар­гументации см. гл. 16.