
- •Русское красноречие половины 19 века.
- •Жанры судебный речей и их специфика.
- •Особенности современного судебного красноречия.
- •Композиция и логические основы судебной речи.
- •Особенности судебного ораторского искусства.
- •Судебные прения.
- •Цели судебной речи и основные средства и достижения.
- •Предмет, содержание и формы судебной речи.
- •Прения и судебные речи в суде присяжных.
- •Достоинства и недостатки речей рациональных и речей эмоциональных.
Жанры судебный речей и их специфика.
Ответ: Судебная речь носит состязательный характер, что является ее особенностью. Обвинение и защита на равных основаниях отстаивают свою точку зрения перед судом. Состязательный характер судебных прений помогает суду всесторонне и объективно проанализировать все обстоятельства дела, принять обоснованное, взвешенное решение и вынести справедливый приговор. Таким образом, чтобы оказать желаемое воздействие на судей и других участников процесса, судебная речь должна быть обязательно доказательной, и убедительной, содержать обоснованные выводы по вопросам, надлежащим разрешению судом. Речи обвинителей и защитников носят преимущественно оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью.
Для понимания определения судебной речи необходимо установить тот факт, что судебная речь бывает следующих разновидностей:
речь прокурора по уголовным делам в суде первой инстанции (обвинительная речь);
речь адвоката по уголовным делам в суде первой инстанции (защитительная речь и речи адвокатов-представителей потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика);
речь подсудимого в свою защиту;
речь потерпевшего и его представителя;
речи гражданского истца и гражданского ответчика или их представителей (в пределах гражданского иска по уголовным делам);
речи гражданского истца и ответчика, их представителей по гражданским делам;
речи прокурора и адвоката по гражданским делам в суде первой инстанции;
речи прокурора и адвоката по уголовным и гражданским делам в суде второй инстанции;
речи общественных обвинителей и общественных защитников по уголовным делам;
речи представителей общественных организаций и трудовых коллективов по гражданским делам;
реплика как особый вид судебной речи.
Каждый вид судебной речи имеет свое процессуальное и функциональное назначение, отличается особенностями построения и содержания.
Следует конкретизировать, что судебная речь прокурора и адвоката - такая разновидность публичной речи, которая охватывает довольно разнообразные по цели и содержанию речевые жанры. Публичная речь носит характер размышлений, сопоставлений; в ней рассматриваются, анализируются и оцениваются различные точки зрения, имеющиеся по данному вопросу, формулируется позиция оратора. Специфической разновидностью публичной речи является судебная монологическая речь, произносимая государственным обвинителем и защитником, представителем истца и ответчика в судебных прениях. В силу ситуативно-тематических факторов она стоит несколько особо: по тематике, а тем более по цели, смысловой направленности она отличается от других жанров публичной речи. Прежде всего, судебная речь ограничена сферой употребления: это официальная узкопрофессиональная речь, произносимая только в суде; ее отправителями могут быть только прокурор и адвокат, позиция которых определяется их процессуальным положением.
Русские судебные ораторы второй половины 19 века: Ф. Н. Плевако, П. А. Александров, С. А. Александров, С. А. Андреевский, Н. П. Карабчевский, П. Я. Пассовер, В. Д. Спасович, С. Н. Урсов, А. Ф. Кони.
Ответ: 1) Фёдор Никифорович Плевако (25 апреля 1842, Троицк — 5 января 1908, Москва) — адвокат, юрист, судебный оратор, действительный статский советник. Окончил курс на юридическом факультете Московского университета. Состоял в Москве кандидатом на судебные должности. В 1870 году Плевако поступил в сословие присяжных поверенных округа московской судебной палаты, что улучшило его материальное положение. Он приобретает в собственность дом по адресу Большой Афанасьевский переулок, 35 (дом снесён в 1993 году). Вскоре он стал известен как один из лучших адвокатов Москвы, часто не только помогавший бедным бесплатно, но порой и оплачивавший непредвиденные расходы своих нищих клиентов. Не было в России оратора более своеобразного. Первые судебные речи Плевако сразу обнаружили огромный ораторский талант. В процессе полковника Кострубо-Корицкого, слушавшемся в рязанском окружном суде (1871), противником Плевако выступил присяжный поверенный князь А. И. Урусов, страстная речь которого взволновала слушателей. Плевако предстояло изгладить неблагоприятное для подсудимого впечатление. Резким нападкам он противопоставил обоснованные возражения, спокойствие тона и строгий анализ улик. Во всём блеске и самобытной силе сказалось ораторское дарование Плевако в деле игуменьи Митрофании, обвинявшейся в московском окружном суде (1874) в подлогах, мошенничестве и присвоении чужого имущества. В этом процессе Плевако выступил гражданским истцом, обличая лицемерие, честолюбие, преступные наклонности под монашеской рясой. Обращает на себя также внимание речь Плевако по слушавшемуся в том же суде, в 1880 году, делу 19-летней девушки, Качки, обвинявшейся в убийстве студента Байрошевского, с которым она находилась в любовной связи. Нередко Плевако выступал в делах о фабричных беспорядках и в речах своих в защиту рабочих, обвинявшихся в сопротивлении властям, в буйстве и истреблении фабричного имущества, будил чувство сострадания к несчастным людям, «обессиленным физическим трудом, с обмершими от бездействия духовными силами, в противоположность нам, баловням судьбы, воспитываемым с пелёнок в понятии добра и в полном достатке». В своих судебных речах Плевако избегал эксцессов, полемизировал с тактом, требуя и от противников «равноправия в борьбе и битве на равном оружии». Будучи оратором-импровизатором, полагаясь на силу вдохновения, Плевако произносил наряду с великолепными речами и относительно слабые. Иногда в одном и том же процессе одна речь его была сильна, другая — слаба (например, по делу Меранвиля). В молодые годы Плевако занимался и научными работами: в 1874 году он перевёл на русский язык и издал курс римского гражданского права Пухты. Помощником у него был после 1894 года известный певец Л. В. Собинов. По своим политическим воззрениям он принадлежал к «Союзу 17 октября».
2) Пётр Акимович Александров (1836 год, Орловская губерния — 11 марта 1893 года, Санкт-Петербург) — русский юрист, прокурор, выдающийся адвокат и судебный оратор. Среднее образование Пётр Акимович получил в семинарии, где у него проявилась склонность к гуманитарным наукам и созрело решение стать юристом. В августе 1855 года он приехал в Санкт-Петербург и поступил на юридический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1860 году со степенью кандидата прав. Во время учёбы в университете занимался репетиторством и слушал лекции на историческом факультете. В 1860 году Пётр Акимович поступил на службу в Министерство юстиции, а 15 сентября 1860 года был утверждён в чине коллежского секретаря со стажем со дня поступления на службу. С разрешения военного генерал-губернатора Санкт-Петербурга был допущен к исполнению должности судебного следователя второго участка Царскосельского уезда (такое разрешение требовалось при назначении на любые должности в районе резиденции императора). В 1866 году П. А. Александров назначен товарищем прокурора Петербургского окружного суда, но менее чем через год назначен прокурором Псковского окружного суда. В конце 1871 года Пётр Акимович переводится в Санкт-Петербург товарищем прокурора судебной палаты, в 1872—1873 годах занимает должность прокурора судебной палаты. В 1874 году Петра Акимовича Александрова назначают товарищем обер-прокурора кассационного департамента Правительствующего сената. В 1875 году Пётр Акимович даёт заключение по делу Суворина и Ватсона, обвинявшихся в клевете в печати, и выступает в защиту прав и независимости прессы. Это вызвало недовольство руководства, в результате П. А. Александров подаёт рапорт об отставке и 16 января 1876 года он был уволен со службы.
3) Александр Васильевич Александров (1 [13] апреля 1883, с. Плахино, Рязанская губерния — 8 июля 1946, Берлин) — выдающийся советский российский композитор, хоровой дирижёр, хормейстер, педагог.
4) Сергей Аркадьевич Андреевский (29 декабря 1847, Александровка, Славяносербский уезд, Екатеринославская губерния — 9 ноября 1918, Петроград) — русский поэт, критик и судебный оратор.
5) Николай Платонович Карабчевский (29 ноября (11 декабря) 1851, военное поселение под Николаевом Херсонской губернии — 22 ноября 1925, Рим) — русский адвокат, судебный оратор, писатель, поэт, общественный деятель.
6) П. Я. Пассовер известный адвокат и судебный оратор. Известное дело «Дело о пропаганде Империи» «Процесс ста девяноста трёх» («Большой процесс», официальное название — «Дело о пропаганде в Империи») — судебное дело революционеров-народников, разбиравшееся в Петербурге в Особом присутствии Правительствующего сената с 18 октября 1877 по 23 января 1878 года. К суду были привлечены участники «хождения в народ», которые были арестованы за революционную пропаганду с 1873 по 1877 год. Был в рядах защиты.
7) Владимир Данилович Спасович (16 января 1829, Речица Минской губернии, ныне Гомельской области — 26 октября 1906, Варшава) — русский юрист-правовед, выдающийся адвокат, польский публицист, критик и историк польской литературы, общественный деятель.
8) Анатолий Фёдорович Кони (29 января 1844 года, Санкт-Петербург — 17 сентября 1927 года, Ленинград) — российский юрист, судья, государственный и общественный деятель, литератор, судебный оратор, действительный тайный советник, член Государственного совета Российской империи (1907—1917). Почётный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук по разряду изящной словесности (1900), доктор уголовного права Харьковского университета (1890), профессор Петроградского университета (1918—1922). Автор произведений «На жизненном пути», «Судебные речи», «Отцы и дети судебной реформы», многочисленных воспоминаний о писателях. В 1878 году суд под председательством А. Ф. Кони вынес оправдательный приговор по делу Веры Засулич. Руководил расследованием многих уголовных дел, например, делом о крушении императорского поезда, о гибели летом 1894 года парохода «Владимир» и других.
П. Сергеич и его работа «Искусство речи на суде».
Ответ: П. Сергеич (П.С. Пороховщиков) известный судебный деятель. Известный русский юрист. Служил ведомству Министерства юстиции кандидатом на судебные должности, после чего был определён помощник секретаря при прокуроре Московской судебной палаты. В 1894 году назначен товарищем прокурора Смоленского окружного суда. Один из самых просвещённых юристов своего времени, тонким психологом, восприимчивый и чуткий наблюдатель, выдающимся теоретиком судебного красноречия и даже … поэтом. Одно из самых лучших творений П. Сергеич книга «Искусство речи на суде». «ИСКУССТВО РЕЧИ НА СУДЕ» [1910] – классика судебного ораторского искусства. Богатейший опыт П. С. Пороховщикова по ведению уголовных процессов делает его книгу необычайно полезным практическим руководством для юристов в работе над судебной речью, а также для бизнесменов и политиков, ораторов и журналистов – всех, кто хочет точно и убедительно выражать свои мысли, строить речь целесообразно и логично.
Основанные на тонком знании психологии и многочисленных примерах рекомендации научат убеждать оппонентов и оказывать влияние на слушателей, отвечать на возражения и доказывать свою правоту.