Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Россия 19 в. Word.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
60.27 Кб
Скачать

Результат деятельности уварова:

Во времена Уварова усилился цензурный надзор, появились специальные цензоры, связанные с III отделением Канцелярии императора, самый злободневный для страны крестьянский вопрос совсем был закрыт для прессы. Значительно усилились огра­ничения в периодике, преследованиям подверглись издания как славянофилов, так и западников, даже ввоз невинных в полити­ческом отношении французских романов запрещался. На совести Уварова гонения на Пушкина.

Сословное образование насаждалось им организацией реальных классов в гимназиях, куда прием детей лиц податных сосло­вий облегчался, с целью «удержать низшие сословия в соразмерности с гражданским их бытом в отношении к образованию их детей»; с той же целью в 1845 г. был повышен размер платы с учащихся в высших и средних учебных заведениях.

Но после революции 1848 г. в Европе и эта политика, проводимая Уваровым, казалась Николаю I нерешительной и недостаточной: теперь нужно было просвещение не направлять, а искоренять, и он по­лучил в 1849 г. отставку.

Просвещение, по Уварову, явилось основной причиной «грозных общественных бурь, потрясающих Европу», неизбежно и закономерно порождало «разрушительные понятия».

В России же «порядок вещей устоял под натиском этих понятий, потому что опирался на неведомые Европе самобытные начала: право­славие, самодержавие и народность. До сих пор эти начала проявлялись в России бессознательно, инстинктивно. Необходимо вызвать эти начала к сознательной жизни, «собрать в единое це­лое священные остатки нашей народности и на них укрепить якорь нашего спасения, положив их в основу самобытного, «ис­тинно русского» просвещения».

По сути, речь шла о хорошо продуманной идеологической функции абсолютистского государства. Воспитывать новые по­коления русских людей слепыми исполнителями государствен­ной воли, лишенными способности самостоятельно, критически мыслить, искренне верящими в то, что самодержавно-крепост­ной строй есть не только наилучший, но и единственно возможный для русского народа, — такова основная задача «истинно-русского» просвещения, за которым стояли мощные консерва­тивные силы.

Видную роль в утверждении официальной идеологии в сфере юриспруденции сыграл Константин Алексеевич Неволин (1806— 1855), родоначальник философии права в России.

Он родился в городе Орлове тогдашней Вятской губернии в семье священника, учился в Вятской гимназии, потом в духовной Академии в Москве.

В числе лучших студентов Неволин был рекомендован во II отделение Собственной Его Императорского Величества Канцелярии для правового обучения.

Сильное влияние на формирование взглядов Неволина оказал Михаил. Михайлович Сперанский, в его лице Неволин получил образованного покровителя и лучшего друга. В 1829 г. Неволин был отправлен в Берлинский университет, где занимался правом под руководством знаменитых ученых — Савиньи, Гегеля и др.

Вернувшись в Россию, Неволин выдерживает экзамен на степень доктора законоведения и представляет диссертацию под на­званием «О философии законодательства у древних». Ее основ­ные положения вошли затем в неволинскую «Энциклопедию за­коноведения».

Научную славу и признание Неволин получил в 1838—1843 гг. в Киеве, где был назначен профессором и трижды выбирался ректором Университета Св. Владимира. «Именно за пятилетие управления Неволина сложился и окреп университет», — отмечал известный историк права М. Ф. Владимирский-Буданов.

Лекции Неволина с большим интересом посещали граф С. С. Уваров и знаменитый поэт В. А. Жуковский.

Переведенный из Киева в 1843 г., Неволин заведует кафедрой русского гражданского права в Санкт-Петербургском универси­тете, а в 1847 г. становится проректором Университета и деканом юридического факультета. В 1848 г., не оставляя своих занятий по университету, он начинает преподавать в императорском училище правоведения энциклопедию законоведения и историю русского законодательства.

Помимо научной и преподавательской работы Неволин зани­мался исправлением военно-уголовного устава, в 1853 г. он был пожалован в действительные статские советники, был членом консультации при министерстве юстиции, членом-корреспондентом Императорской академии наук по отделению русского языка и словесности и, наконец, в последние годы своей жизни вновь поступил во II отделение Канцелярии.

Уволенный со службы по болезни, Неволин отправился на ле­чение в Германию и в Тироле скончался. Через год стараниями учеников его прах был перевезен в Россию и захоронен в Петербурге.

Обласканный царем, Неволин всегда оставался поборником самодержавия, мечтая соединить неограниченную власть с про­свещением и законностью.

Он следовал в этом традиции защитников легитимности абсолютизма в России — Карамзина, а так­же своего наставника и друга Сперанского.

Общественный пафос благонамеренных сочинений Неволина заключался в отрицании идей революции. Революция означала для него «дух разрушения», «дух вольности», который раскрылся «со всей ужасающей его силою» в событиях во Франции.

Французская философия XVIII в., по мнению Неволина, «ниспровергает все священные истины духа человеческого».

Однако, справедливости ради, Неволин выделяет в «разрушительной филосо­фии» XVIII в. и некоторое положительное содержание: «Как единственно хорошую сторону при такой необузданности мысли у французских писателей, мы должны заметить господствующий в их сочинениях дух человеколюбия, сочувствие их к страданиям человеческим, стремление улучшить состояние своих ближних и поставить его на твердом основании».

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]