Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Диагностика Внутренних болезней животных Васил...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
5.12 Mб
Скачать

Исследование зоба у птиц

Зоб представляет собой выпячивание нижней стенки пищевода и встре­чается только у чисто зерноядных птиц. В зобу происходит мацерация, раз­мягчение и переваривание корма и, кроме того, он служит органом, подаю­щим пищу в желудок в соответствии с потребностью. Когда мышечный желу­док пуст, он посылает возбуждение к зобу, движения желудка в это время прекращаются, а зоб начинает сокращаться. При поступлении пищи в желудок он начинает сокращаться, а движения зоба останавливаются.

Исследование зоба производится путем осмотра, пальпации и перкуссии. Осмотром определяется объем, пальпацией—консистенция содержимого и чув­ствительность к давлению, а перкуссией—изменение звука при наличии газов или уплотнении содержимого. При метеоризме зоба перкуссия пальцем дает тимпанический звук, а при высыхании содержимого звук получается тупой. Мягкий зоб характеризуется набуханием и чувствительностью к давле­нию. Содержимое зоба можно размять и, наклоняя птице голову вывести его вон. При выдавливании выделяется жидкое или полужидкое содержимое с неприятным кислым запахом. Выделяющиеся газы также имеют кислый запах (катаральное воспаление).

Твердый зоб, напротив, имеет твердую, иногда камнеподобную консистен­цию содержимого. При выдавливании выделяется непереваренный корм, или же слежавшиеся пищевые массы. Закупорка инородными телами выявляется пальпацией, которая дает возможность определить даже природу инородного тела. В ряде случаев возмржна закупорка зоба паразитами.

Отвислый зоб характеризуется громадным расширением, что может явиться следствием закупорки и воспалительного процесса.

Исследование преджелудков у жвачных

Физиология пищеварения у жвачных животных. Рубец, сетка и книжка представляют собой расширение пищевода, появившееся в результате эволю­ционного развития.

Сычуг рассматривается как настоящий желудок, в который пища посту­пает непрерывно и очень хорошо переработанной. Желудочный сок выде­ляется непрерывно, даже при отсутствии аппетита.

Исследования рубца с помощью фистулы и рентгеноскопии показывают, что рубец производит медленные тонические сокращения то в верхнем, то в нижнем слепых мешках, вследствие чего пища перемешивается. Вначале сокращается верхний мешок и в этот момент расслабляется нижний, затем наоборот. Сокращение слепых мешков производится от их каудальных концов в краниальную сторону, вследствие чего они укорачиваются в продольном направлении. Кроме тонических сокращений, по обоим мешкам проходят перистальтические сокращения в каудальном направлении по дорзальному мешку и в краниальном—по вентральному.

Химус движется, повидимому, по дорзальному мешку в каудальном на­правлении, затем переходит вниз в вентральный мешок и движется по нему в краниальном направлении. В вентральном мешке химус имеет более жидкую консистенцию, чем в дорзальном. Жидкое содержимое стекает дальше и напол­няет сетку, в которую попадают и мелкие частицы химуса.

Сетка сокращается периодически и быстро выбрасывает содержимое в сто­рону продолжения желоба в дне книжки. Она сокращается в два приема в виде двойной волны. Вначале сокращение бывает неполное, а затем быстрое и полное. Этим путем содержимое перебрасывается в сычуг, причем эта переброска начинается через час после приема пищи и происходит независимо от перио­дов жвачки.

Книжка, судя по строению листов, служит дополнительным органом для растирания грубых и волокнистых частей химуса. Жидкость поступает непос­редственно по пищевому желобу в сычуг.

Исследование преджелудков и сычуга у жвачных животных. Болезни преджелудков у жвачных встречаются часто. При заболевании преджелудков отмечается потеря продуктивности животных, а в ряде случаев заболевания могут заканчиваться смертельным исходом. Из заболеваний особенно часто встречаются метеоризм, расширение пищевыми массами, атония, высыхание содержимого книжки и травматический ретикулит.

Преджелудки исследуются раздельно. В основе диагностики заболеваний преджелудков лежит местное исследование, причем наиболее полное пред­ставление получается со стороны рубца.

Исследование рубца. Внешний осмотр левой голодной ямки и левого под­вздоха дают ценные данные для суждения о состоянии рубца. Изменение объе­ма и формы живота в сторону увеличения возникают на почве метеоризма и переполнения пищевыми массами при перекармливании животных, а умень­шение встречается при голодании и длительном покосе.

Наиболее ценные показатели дает пальпация. Ощупывание рубца через брюшную стенку дает довольно точное представление о моторной функции рубца, количество и качество содержимого и о его чувствительности. Если производить исследование рубца перед приемом корма, то можно обнаружить, что голодная ямка на ощупь мягкая и дряблая. Можно установить также, что в нижней части рубца находится плотное содержимое, отделенное от верх­ней стенки небольшой прослойкой газа. Для этого рука вдавливается толчко­образно в области голодной ямки в направлении сверху вниз. В нижних отде­лах левого подвздоха брюшная стенка в области рубца обычно бывает плотной и не поддается давлению.

После приема корма, особенно большого количества, при давлении на рубец в области голодной ямки ощущается тестоватая консистенция, вслед­ствие чего, после давления на рубец кулаком остается след в виде вдавления, которое удерживается некоторое время (10 секунд). В процессе дальнейшего пищеварения верхний отдел рубца заполняется довольно значительным коли­чеством газа. Голодная ямка в этом случае выравнивается и при пальпации становится эластичной. Сильная пальпация толчком дает возможность пройти слой газа и ощутить плотное содержимое рубца.

При метеоризме рубца, возникающего на почве брожения принятого корма, получается резкое выпячивание левой голодной ямки, которое дости­гает верхней точки маклока и даже линии спины. Брюшная стенка в области рубца и стенка рубца становятся напряженными и эластичными. Слой газа, находящегося в рубце, настолько значителен, что даже сильное вдавливание руки не дает возможности прощупать плотное содержимое, находящееся в ниж­ней части рубца.

Переполнение рубца плотными пищевыми массами обусловливает напря­жение стенок, которые становятся твердыми как дерево. Напротив, скопление жидких и полужидких масс, перемешанных с газами, обусловливает появ­ление флюктуирующей консистенции.

Пальпацией определяется моторная функция рубца. Сокращения рубца, распространяющиеся волнообразно по его поверхности, перемещают кормовые массы из одного отдела в другой. Корм вначале поступает в дорзальный мешок, а затем перемещается в вентральный. Перемещение корма в дорзальном мешке вызывает выпячивание голодной ямки, которое может быть подмечено глазом, а еще лучше при пальпации. Во время перемещения корма из одного отдела в другой рука ясно ощущает выпячивание брюшной стенки в области голод­ной ямки, с последующим медленным западением ее.

У здорового крупного рогатого скота число сокращений рубца колеблется в пределах 2—5 в течение 2-х минут, у коз за тот же отрезок времени коли­чество сокращений бывает 2—4 и у овец 3—6. При известном навыке нетрудна выяснить быстроту, силу и ритм сокращений рубца у здоровых животных.

При патологических состояниях количество сокращений рубца или умень­шается или же исчезает совсем. К таким процессам можно отнести атонию рубца, заболевание сетки и общие лихорадочные процессы, при которых сокра­щение рубца становится вялым, коротким и в меньшем количестве, чем у здо­ровых животных.

Высшей степенью расстройства считается полное исчезновение моторной функции рубца. Это служит указанием на потерю сократительной способ­ности стенки рубца на почве растяжения газами или кормовыми массами.

В начальной стадии метеоризма рубца, переполнения его кормовыми массами, при отравлении чемерицей и морским луком, а также при введении препаратов, усиливающих моторную функцию рубца, перистальтика рубца становится продолжительной и сильной. Усиление сокращений рубца сопро­вождается резкой отрыжкой и сильным беспокойством животного.

При наружной пальпации можно обнаружить, кроме того, болевую реакцию.

Для рубца характерной болезненностью следует считать такую, которая получается при глубоком и сильном давлении на брюшную стенку.

Рубец можно исследовать и аускультацией. У здоровых животных можно слышать периодически возникающие своеобразные звуки, напоминающие шум приближающегося издали экипажа. Шумы эти совпадают с сокращениями рубца. Он постепенно нарастает и достигает наибольшей интенсивности в мо­мент затвердения стенки рубца и выпячивания голодной ямки. Затем шум постепенно ослабевает и замирает. В промежутках между сокращениями рубца можно прослушать единичные звуки, напоминающие хруст или слабое потрески­вание. Аускультация дает возможность установить силу, частоту и продол­жительность шумов и в сочетании с пальпацией судить о моторной функции рубца. Изменение характера шумов в сторону усиления или ослабления рас­ценивается так же, как и изменения, обнаруживаемые при пальпации.

У здоровых животных перкуссия голодной ямки дает тимпанический звук с различными оттенками, в зависимости от перемешивания кормовых масс с газами, содержащимися в рубце. При патологических состояниях изменение звука становится более стойким, резко выраженным и захватывающим боль­шую область. При метеоризме рубца слышится атимпанический звук с метал­лическим оттенком; при переполнении рубца кормовыми массами звук стано­вится притуплённым или же абсолютно тупым.

Исследование сетки. Сетка располагается в передне-нижней части брюш­ной полости и в передней части прилегает к диафрагме. Внизу расстояние от сетки до брюшной стенки равно приблизительно 5—7 см. Исследование сетки представляет известные трудности, так как непосредственная пальпация невозможна. Этому препятствует реберная стенка и толстая брюшная стенка, к тому же значительно напряженная.

У ценных животных с целью диагностики может быть использована эндоскопия диафрагмы лапороскопом Гетце. Делается небольшой разрез брюш­ной стенки между диафрагмой и наружной поверхностью сетки. В разрез вводится инструмент, с помощью которого возможно установить наличие соединительнотканных тяжей между диафрагмой и сеткой, изменение по­верхности диафрагмы и сетки и наличие жидкости в брюшной полости.

Некоторыми авторами рекомендовалось введение средств, усиливающих сокращение сетки и рубца (эзерин, ареколин, вератрин, пилокарпин). При травматическом ретикулите у животного наступает резкое ухудшение, что и рассматривается как положительная реакция. Однако этот метод иссле­дования небезопасен и в последнее время не применяется. Кроме того, ана­логичную реакцию можно отметить у животного при других заболеваниях, например при тяжелом туберкулезе и паратуберкулезе.

Несмотря на значительное количество методов исследования сетки, ре­зультат при травматическом ретикулите бывает не всегда положительным, и только развитие осложнения в виде травматического перикардита дает возможность диагносцировать заболевания почти наверняка. Следовательно, ранние стадии развития процесса выявляются с трудом и должны исследо­ваться всесторонне. Отрицательные данные одного метода не дают права исключить заболевания. Применение нескольких методов нередко позволяет поставить точный диагноз в ранней стадии течения процесса.

Исследование книжки. Книжка располагается с правой стороны за реберной стенкой, в области 7-го и 10-го ребер. Расстройства сократительной функции книжки возникает при ряде лихорадочных заболеваний и сопро­вождается высыханием содержимого книжки. Это приводит к тяжелым воспа­лениям книжки и нередко к гибели животного. Своевременное распознавание и устранение высыхания содержимого книжки дает возможность спасти жи­вотное от смерти. Заболевания книжки иногда возникают рефлекторно при поражении других преджелудков, усугубляя тем самым тяжесть развиваю­щегося процесса.

Исследование книжки производится путем аускультации и пальпации. Наиболее эффективным методом является аускультация. Выслушивание с пра­вой стороны, на линии лопатко-плечевого сустава, между 7-м и 10-м ребрами, дает возможность выявить у здоровых животных негромкие крепитирующие шумы, которые становятся более частыми после приема корма животным. Шумы книжки значительно слабее шумов рубца, слышатся отдельно и не сливаются с ними в общий шум. Шумы книжки не совпадают с сокращениями рубца.

При усиленной деятельности книжки шум становится более сильным, а при засорении книжки и высыхании содержимого отсутствует совсем.

Пальпация области книжки производится сильным давлением на меж­реберные промежутки с помощью пальцев, исследование возможно также перкуссией реберной стенки. Местная чувствительность отмечается при вос­палении стенок книжки, возникшем вследствие давления высохших масс, с последующим некрозом стенки. Иногда чувствительность к давлению зависит от повреждения стенки книжки инородным телом или же вызывается гнойно-гнилостным воспалением в окружности книжки.

По данным некоторых авторов, накопление высохших пищевых масс обусловливает усиление сопротивления под правой реберной дугой в области книжки и сопровождается болезненностью при давлении.

Исследование сычуга. Сычуг, или собственно желудок, жвачных живот­ных прилегает непосредственно к брюшной стенке и доступен исследованию при помощи пальпации, перкуссии и аускультации. Затруднение в исследо­вании встречается только со стороны напряжения брюшной стенки и той части сычуга, которая располагается под реберной дугой. У мелких жвачных и телят исследование удается в лежачем положении, а потому оказывается более эффективным, чем у взрослых животных.

Пальпация производится концами пальцев, подведенными под правую реберную дугу. Давление должно быть значительной силы. В случаях, когда имеется воспаление слизистой оболочки сычуга, при язвах и катаральных состояниях, при пальпации выявляется болевая реакция. Болезненность отмечается также при расширении сычуга и, в редких случаях, при пере­кручивании его.

Перкуссия сычуга здоровых животных дает притуплённый звук с тим-паническим оттенком, который становится ясно тимпаническим в случаях бро­жения содержимого и скопления газов в сычуге.

При аускультации сычуга обнаруживаются слабые крепитирующие шумы, несколько напоминающие перистальтику кишечника. При катаральных и вос­палительных состояниях сычуга шумы значительно усиливаются, при высы­хании пищевых масс и нарушении сократительной способности преджелудков шумы, напротив, становятся редкими и слабыми.