Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Kuzeev_R_G_Proiskhozhdenie_bashkirskogo_naroda_...doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
04.01.2020
Размер:
8.03 Mб
Скачать

Тангаур

Племя тангаур родового членения не имеет. Территориально оно подразделяется на северных и южных (карта 2). Соответ­ственно первые расселяются в верховьях р. Белой и узкой полосой выходят в Зауралье; вторые— по р. Сакмаре также с выходом

111

в степное Зауралье севернее усерганской территории. Небольшая группа тангауров переселилась в XVIII в. на р. Каралык. В источ­никах XVIII в. (Рычков, 1762, стр. 95) северных тангауров назы­вают лесными (урман-тангаур), южных — степными (ялан-тан-гаур).

Основная тамга племени — фигура в виде полумесяца. Она исключительно устойчива в обеих тангаурских группах: из 160 учтенных тамг 144 оказались вариациями полумесяца (табл. 7).

Названий родовых подразделений в составе племени тангаур зафиксировано около 60, в том числе 14 — этнических и родо-пле-менных: казах (3), калмык (4); кыпчак, волк, упей (2), имес, юрми. Последние три этнонима представляют особенный интерес, так как они свидетельствуют о тесных взаимосвязях и смешении башкирских племен разных районов Башкирии. Этноним упей со­ответствует названию племени на крайнем севере, юрми — на крайнем западе Башкирии; имес — согласно башкирским преда­ниям — название неизвестного народа, который был родственным черемисам6. В этом свете приобретает интерес и сообщения С. Мирасова о подразделении бай (ср. западнобашкирское племя байлар) в составе тангауров (Мирасов, 1924, стр. 23) и П.С.На­зарова — о пребывании булгар и мишарей в этническом составе усерган и тангауров (Назаров, 1890, стр. 156).

В конце XIX в. тангауров было 6 тыс. человек, однако эта цифра, приведенная Д. Н. Соколовым (1904, стр. 48), относится только к южной группе.

Тамьян

В XVII—XIX вв. племя тамьян, как и тангаур, расселялось двумя крупными массивами (карта 2): северные тамьянцы жили в верховьях р. Белой и в Зауралье, южные — по среднему тече­нию р. Белой и в низовьях р. Нугуш. В XVI—XVII вв. земельные вотчины тамьянцев были значительно обширнее: они кочевали в долинах рек Дема, Уршак, Ток, Каралык, где тамьянские поселе­ния были еще в XIX в., и далее на западе. В бассейне р. Ик, где-то! в его низовьях, в начале XVIII в. была Тамьянская волость (МИБ,| 1936, стр. 137).

Воспоминаний о родовом членении тамьянцы, сильно смешав-1 шись'с окружающим населением, не сохранили. О тамьянских] родах имеются сведения в списке П. И. Рычкова (гл. И, табл. 4) и в публикации С. Мирасова (1924, стр. 23—24). Достоверными!

6 В исторических сказаниях башкир черемисами (сирмеш) называются] не только собственно марийцы, но и вообще народы нетюркского или [ конкретно финно-угорского происхождения.

112

являются сведения о трех тамьянских родах: мулют (молот), заяц (куян) и мясагут (мэсагот) 7. В рычковском списке, кроме того, упоминается Ик-Тамьянская тюба на западе Башкирии. Террито­риальное размещение тамьянских родов из-за их смешанности установить невозможно.

Из 92 зафиксированных тамьянских родовых подразделений 26 имеют этнические и родо-племенные названия: казах (3), кир­гиз, каракалпак, татар (2), типтяр (2), казан, сарт; кара-табын, таз, сынрян, медведь (4), тау (2), бурзян, тамьян (4). Этнонимы сынрян, кара-табын и таз соответствуют названиям башкирских родо-племенных организаций в северо-восточном (челябинском) Зауралье и в северо-западной Башкирии.

Тамьянские тамги, в отличие от тангаурских, разнообразны. Среди 46 записанных тамг можно выделить восемь типов, но не равноценных по степени распространенности. Наиболее характер­ными для тамьянцев являются три типа тамг (табл. 8).

Тамга № 1 за пределами племени тамьян не встречается, что позволяет считать ее собственно тамьянской и древней по про­исхождению. Второй тип тамги (№ 2) внешне схож с тамгой западнобашкирского племени канлы, а в некоторых начертаниях — с кара-кыпчакской. Однако вариации этой тамги у тамьянцев глубоко своеобразны и Д. Н. Соколов был, очевидно, прав, отнеся ее к числу основных (Соколов, 1904, стр. 47). Тамга № 3 в основ­ном начертании и в вариациях тождественна одной из бурзян-ских тамг (табл. 4, № 2).

Вначале XVIIIв. численность тамьянцев составляла примерно 21 тыс. человек (МИБ, 1949, стр. 484). В эпоху средневековья племя тамьян находилось в ряду наиболее мощных и многолюд­ных объединений башкир.

Кыпчак

Восстановление родового состава кыпчаков — сложная задача и не только потому, что былая структура племени давно утрачена. Кыпчаки в Башкирии устойчивую и стройную внутреннюю струк­туру никогда не имели. С момента миграции в Приуралье и на Южный Урал они представляли собой не племя, а совокупность родов и родовых групп, этническая история которых восходила к средневековому Дешт-и-Кипчаку. Установленный нами пере­чень кыпчакских родов (табл. 9) требует хотя бы краткого ком­ментирования.

7 В списке П. И. Рычкова соответственно «тюбы» Мылтицкая, Коянец-кая и Мясауцкая.

8 Р. Г. Кузеев Ш

В «Своде...» XVIII в. имеются сведения о следующих кыпчак­ских родах: бушман (пушмас, бушмас, бусмаш, бусман), суун (сугун, сунь, угун), санкем (чамкин, чанким, ченким, чемкин)т сарыш (сарыжь, сарыж, сараш, сураш), гэрэй (геряс, гарай, га­рей), карагай. Эти образования, этнически связанные между со­бой, составляют первую группу кыпчакских родов.

Самый крупный кара-кыпчакский род не упоминается ни в одном из известных нам списков XVIII в. Сопоставление архив­ных и полевых материалов показало, что кара-кыпчаки фигури­руют в источниках под другими названиями, а именно: сарыш-кыпчаки (или сарыжь) (МИБ, 1936, стр. 136; 1949, стр. 495), аслы-кыпчаки (или слы, ислы, асылы) (гл. II, табл. 6; БШ, стр. 102, 104) и сайкан-кыпчаки (БШ, стр. 104, 207). Кара-кып­чаки представляли, таким образом, не обычный род, а самостоя­тельную ветвь башкирских кыпчаков и сами имели внутреннюю родовую структуру, из которой нам известны пока три звена: сарыш, аслы и сайкан. Сложность внутренней структуры кара-кыпчаков нашла отражение в их шежере, в котором предок кара-кыпчаков Атагай-бий назван «отцом трех тюб народа» (БШ, стр. 102). Таким образом, кара-кыпчаки составляли вторую группу родов башкирских кыпчаков. В источниках XVIIXVIII вв. этно­ним «кара-кыпчак» также не упоминается, так как в различного рода земельных актах, купчих договорах и т. п. субъектами права выступали подразделения кара-кыпчаков. Однако по мере рас­селения кара-кыпчаков и их смешения с окружающим населением названия старых родов были забыты. Лишь небольшая группа кара-кыпчаков еще помнит свою принадлежность к роду сарыш; этнонимы аслы и сайкан окончательно утрачены. Древний и объе­диняющий группу родов этноним «кара-кыпчак» оказался наибо­лее стабильным.

В нашем списке имеются еще три кыпчакских рода, названия которых отсутствуют в источниках XVIII в.

Н ебольшой род ак-кыпчак не входил ни в первую, ни во вто­рую группы кыпчакских родов и представлял собой самостоятель­ное образование. Сами себя башкиры этого рода называют турк-мен-башкйрами (тврвкмэн-башкорты) (Соколов, 1904, стр. 55). Из старых преданий, однако, известно, что древнее их название ак-кыпчак (Лоссиевский, 1883, стр. 18—20). Некогда могуще­ственный и многолюдный род ак-кыпчаков играл крупную роль в этнической и политической истории Башкирии. По сообщениям шежере и исторических сказаний предки ак-кыпчаков владели совместно с ногайцами всей южной Башкирией. С этой эпохой связано еще одно название рода — ногай-кыпчак (Мирасов, 1924,

114

стр. 24). Одним из знатных предков ак-кыпчакского рода был Кузы-султан (или Кузый), власть которого простиралась до р. Зилим в центральной Башкирии 8. Часть ак-кыпчаков действи­тельно расселяется в центральной Башкирии (род туркмен в со­ставе племени кудей). С присоединением Башкирии к Русскому государству ак-кыпчаки оказались в этнически смешанном районе и постепенно растворились, главным образом в составе кара-кыпчаков.

Название рода сары-кыпчак восстановлено по сведениям кып-чакских шежере. В прошлом сильный и многолюдный сары-кып-чакский род распался, и в процессе полевых исследований удалось обнаружить лишь слабые следы его существования.

Род джете-уру в состав кыпчаков включен условно. В XVII — XIX вв. башкиры этого рода, расселявшиеся на кыпчакской земле, были настолько смешаны с кыпчаками, что неотделимы от них. В то же время род джете-уру исторически и этнически тесно свя­зан с племенами Дешт-и-Кипчака. Сами кыпчаки эту группу долгое время считали не башкирской, а казахской, хотя в XIX в. с центром в дер. Ташлы существовал смешанный татаро-башкир­ский джете-урусский кантон. В южной Башкирии широко бытует предание о существовании в эпоху ногайского господства или раньше союза семи башкирских племен — ете-ырыу. Разные ин­форматоры включают в объединение джете-уру различные пле­мена; в связи с присутствием в названии сакраментальной цифры перечисляются обязательно семь (обычно юго-восточных) племен или родов. Старое предание передает и П. Небольсин, но он в союз джете-уру включает, кроме тамьянцев, только кыпчакские роды (Небольсин, 1852, стр. 3). Судя по данным исторического фольк­лора (эпос «Бабсак и Кусяк»), племенной союз (объединявший прежде всего племена бурзян, усерган, тамьян и тангаур) в юго-восточной и южной Башкирии в XIV—XV вв. действительно су­ществовал, однако наименование «джете-уру» он получил лишь впоследствии. Народное воображение приложило к «героическим» временам своей прошлой истории привычные этнонимы, придав им совершенно новый, соответствующий историческому пове­ствованию, смысл. На самом деле этноним «джете-уру» имел смысл этнический, в том числе и на башкирской почве. Роды джеты уруу, еди-уруг или жети-урук входили в состав киргизского пле­мени сарыбагыш (Абрамзон, 1960, стр. 37), туркменского пле­мени салор (Винников, 1962, стр. 27), казахов Малого Жуза

П олевые записи 1957 г., стр. 71.

115

(Востров, 1962, стр. 81). Родо-племенные организации с анало­гичным названием имеются в составе других народов.

Башкирский род джете-уру этнически восходит к казахскому роду жетыруу Малого Жуза. П. Небольсин передает рассказ «ко­чующих на Тоболе киргизов» о том, что «башкирцы Джиди-ру... потомки нескольких семей киргизов кыпчацкого рода, с весьма давцих времен перешедших из Сибири через Урал» и «вступив­ших в родственные связи с башкирцами» (Небольсин, 1852Г стр. 17). Предки башкир рода джете-уру могли переселиться в Башкирию и с более близких земель; казахи рода Джеты-ыру, по описанию В. В. Радлова, еще в XIX в. кочевали «около Орен­бурга и Уральска» (Радлов, 1887, стр. 23), т. е. по соседству с со­временной территорией рода. Таким образом, в сознании башкир имело место смешение (перешедшее на страницы некоторых ис­следований) союза из семи или нескольких племен эпохи эпиче­ского сказания «Бабсак и Кусяк» и небольшого рода джете-уру на самом юге Башкирии, этнически тесно связанного с кыпчаками.

В XVII—XIX вв. кыпчаки, компактно или небольшими груп­пами, жили на огромной территории от верховьев р. Белой на севере до течения Сакмары на юге (карта 2). На западе и юго-западе кыпчакские аулы были разбросаны в долине рек Дема, Б. и М. Уран, Ток, Иргиз и Камелик. На Южном Урале кыпчак­ские роды образуют три группы. В северную входят роды карагай и гэрэй; расселяясь в горно-лесном районе, они несколько ото­рваны от основного кыпчакского населения. По обоим берегам р. Белой на участке, где она течет в широтном направлении, и в низовьях р. Нугуш расселены роды, составляющие центральную группу: суун, бушман и санкем. Южная группа, основу которой составляют кара-кыпчаки, но куда входят также роды сарыш, ак-кыпчак и джете-уру, занимает бассейн р. Б. Ик и прилегающие земли.

В XVII в. кыпчаки расселялись на более обширной террито­рии. Еще в конце XIX в. кыпчакские аулы встречались в северо­западной Башкирии по левобережью рек Белой и Камы до впа­дения в последнюю р. Мензели. В XVIII в. источники отмечают «Кипчацкую» или «Сарыш-Кипчацкую» волость в пределах Ка­занской дороги «по рекам Ик и Сюнь» (МИБ, 1936, стр. 136). Где-то на западе Башкирии обитал кара-кыпчакский род сайкан, один из биев которого жил и умер в Казани (БШ, стр. 104). Следы пребывания кыпчаков в западной Башкирии связаны с эпо­хой кыпчакской миграции, значение которой в этнической исто­рии башкир рассмотрено ниже.

Основными тамгами кыпчаков (табл. 10) являются «две

116 •

черты», «ворота» и «вилы» (№ 1, 2, 3). Из 400 зафиксированных тамг вариации этих трех составляют 330, из них № 1 —140, №2 — 103, № 3 — 87. У северных (лесных) кыпчакских родов (карагай и гэрэй) господствует тамга № 2. Среди трех кыпчак­ских родов центральной группы (санкем, суун, бушман) в равной степени распространены тамги № 2 и 3, но тамга № 2 является для них основной. Тамга № 3 является единственной для рода ак-кыпчак. Это было подмечено еще Соколовым (1904, стр. 55). Добавим, что многочисленные родовые подразделения с этнони­мом туркмен, зафиксированные в составе кара-кыпчаков, за ред­ким исключением, также обладают вариациями тамги № 3. Тамга «вилы», будучи в основе ак-кыпчакской, распространялась среди кыпчакских родов с юга на север, по мере их смешения с туркмен-башкирами.

Господствующей тамгой у кара-кыпчаков (и соответственно рода сарыш) была тамга № 1. Кара-кыпчакская тамга широко распространена за пределами рода — во всей северной и западной Башкирии. Тамги этого же типа характерны также для типтяр-ской этнографической группы татар. Эти факты хорошо увязы­ваются с упомянутыми известиями источников о былом расселе­нии кара-кыпчаков и сарыш-кыпчаков на реках Ик и Сюнь.

Среди кыпчаков записано около 240 названий родовых подраз­делений, в том числе патронимических — 71, тотемистических — 30, этнических и родо-племенных — 81, прочих реалий — более 30. Этнические названия: казах (4), калмык (7), татар (4), мишар, иогай (2), черемис, чуваш (2); родо-племенные: медведь, буле-кей, баймак, байулы (2), имес (3), санкем (3), сарыш, суун (4)г хуна (2), тума, таз (2), тангаур (2), тангор (3), туркмен (9), юр-маты (4), тау (4), кара или карый, юмран (4), курпес, дуван, карагай (2), сынрян, монаш, кыпчак (4) и бурзян. Перечень свидетельствует о высокой степени смешанности кыпчакских ро­дов между собой с другими башкирскими племенами, а также с соседними и пришлыми этническими образованиями. Существен­ный интерес представляют этнонимические параллели кыпчаков с отдаленными, в частности с северными, башкирскими родо-племенными группами (таз, булекей-кудей, дуван, юмран и кур-пес-табын, сынрян).

Численность кыпчаков по противоречивым данным XVIII в. установить невозможно. Однако по сообщению П. И. Рычковаг кыпчаки в юго-восточной Башкирии составляли самое крупное родо-племенное образование (1887, стр. 65—66).

117

В заключение полезно сформулировать несколько общих мо­ментов:

  1. Несмотря на этническую смешанность юго-восточных баш­ кирских племен и сложность их родового состава, отчетливо про­ слеживается общность тамг по племенам (усерган, тангаур, бурзян) или группам родов (кыпчак). Имеющиеся некоторые отклонения (юрматы, тамьян) не нарушают общей тенденции. Единство тамг племен или групп родов юго-восточных башкир невозможно объяснить внутриплеменным их смешением и инте­ грацией. Здесь мы имеем дело с явлением, которое важно учиты­ вать при изучении этнической истории. Многоступенчатая и под­ вижная родо-племенная структура тюркских кочевников, опираю­ щаяся на принципы преемственности и генеалогической связи, была своеобразным механизмом устойчивой трансляции из эпохи древности и средневековья многих атрибутов родочплеменной жизни, в первую очередь этнонимов и тамг.

  2. Смешанность юго-восточных башкир между собой и с дру­ гими башкирскими племенами чрезвычайно высокая. Об этом сви­ детельствуют взаимное проникновение этнонимии на юго-востоке, а также названия родовых подразделений, восходящих по проис­ хождению к северо-восточным (кудей, дуван, катай) или к запад­ ным (юрми, таз, байлар) племенам.

  3. В XVII—XIX вв. имело место смешение юго-восточных племен с другими народами: с ногайцами, казахами, каракалпа­ ками, калмыками, татарами — на Урале, в Зауралье и в бассейне р. Б. Ик; с татарами, мишарями, типтярями, чувашами, мари — в бассейне р. Дема, в оренбургских и саратовских степях.

О ПРОИСХОЖДЕНИИ И ИСТОРИИ РАССЕЛЕНИЯ ПЛЕМЕНИ ЮРМАТЫ

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]