
Глава 2. Мифологическое сознание. Агон в древнегреческой поэзии.
Мифологическое сознание - это сознание, которое «имеет характер инстинктивного, некритического отношения к достоверности отражения мира», то есть иррациональное видение бытия. «Для мифического субъекта это (миф) есть подлинная жизнь, со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаянием, со всей ее реальной повседневностью и чисто личной заинтересованностью».
Весь мифологический эпос жителей Древней Греции был пронизан противостоянием, т. е. агоном: боги противостояли своим прародителям, друг другу; люди состязались с богами. И мифологическое сознание способствовало проникновению агона не только в повседневную жизнь древнего грека, но также в политику и искусство.
В труде «Теогония», где Зевс свергает своего прародителя Крона3, Гесиод пишет: «Перехитрил он отца, предписаний послушавшись Геи:
Крон хитроумный обратно, великий, извергнул потомков,
Хитростью сына родного и силой его побежденный…»
«Гневом, душе причиняющим боль, пламенея друг к другу,
Десять уж лет непрерывно они меж собою сражались,
А разрешенья тяжелой вражды иль ее окончанья
Не приходило, и не было видно конца межусобью.»
Ужасна и упорна была эта борьба. В конце концов, могучие титаны дрогнули. Их сила была сломлена, они были побеждены. Олимпийцы сковали их и низвергли в мрачный Тартар, в вековечную тьму.
Греки относились к богам как к себе подобным, почти родственникам, чему способствовал антропоморфный образ богов. Они приносили им жертвы, но общение иногда происходило почти на равных: с ними можно было спорить. И таких примеров в древнегреческой поэтике множество:
Овидий в своей поэме «Метаморфозы» рассказывает читателю о споре Арахны и Афины-Паллады4:
"Пусть поспорит со мной! Проиграю - отдам что угодно". – говорит Арахна, славившаяся ткацким искусством.
«Не отвергай мой совет. Ты в том домогаешься славы,
Что обрабатывать шерсть всех лучше умеешь из смертных.
Перед богиней склонись и за то, что сказала, прощенья,
Дерзкая, слезно моли. Простит она, если попросишь», – отвечает ей на гордое заявление сама богиня в образе дряхлой старухи.
Но не захотела Арахна принять этот совет и вызвала Афину на состязание. Богиня рассердилась, и, рассерженная дерзостью смертной, превратила её в паука. С той поры висит паук-Арахна в своей паутине и вечно ткет ее, как ткала при жизни.
Агон, атлетический или мусический, является постоянным элементом греческих мифов: Марсия и Аполлона5, Зевса и Прометея6, Пана и Аполлона7.
Глава 3. Агон в искусстве.
Ни одно известное сегодняшней науке общество не было в такой степени ориентировано на агон и не придавало такого большого значения разного рода состязаниям, как древнегреческое. Стремление обладать славой, «всегда первенствовать и превосходить других» побуждало греков к состязаниям.
Помимо состязаний в атлетике, греки боролись друг с другом в музыкальных и иных видах искусства. Помимо общеизвестных Олимпийских игр проводились также Пифийские, Истмийские и Немейские игры.
Пифийские Игры были посвящены Аполлону Мусагету и проводились на Киррейской равнине около Дельф. Согласно преданию, Пифийские Игры основал сам Аполлон после победы над драконом Пифоном.
С 590 г. до н. э. программу Пифийских Игр дополнили по примеру Олимпийских Игр гимнастическими и конными состязаниям. Однако первое место в программе Пифийских Игр по-прежнему оставалось за музыкальными агонами. С 586 г. до н. э. к состязаниям кифаредов прибавляются состязания авлодов (певцов, поющих под аккомпанемент авлоса) и авлетов (музыкантов, играющих на авлосе). С 8-ой Пифиады (558 г. до н. э.) в программу Пифийских Игр были введены состязания кифаристов (музыкантов, играющих на кифаре). В V-IV вв. до н. э. на Пифийских Играх появляются состязания трагедов.
Каждый участник Игр долгое время готовился к состязаниям. Покупался инструмент, составлялся специальный репертуар, который бы соответствовал традициям Пифийских Игр. Конкурсанты также могли исполнять старые произведения или новые композиции. Особое значение отводилось пифийскому ному — композиции, исполняемой на флейте. Ном состоял из 5-ти частей и должен был представить этапы борьбы Аполлона с Пифоном.
Подобно симпосию или агону театральное представление было в Греции одним из способов приобщения человека к миру высокой или, по словам Хейзинга, «серьезной игры», участвуя в которой он как бы на время переносился в иную реальность, совершенно не похожую на то, что окружало его в его повседневной жизни.
Театральные представления, обычно продолжавшиеся во время общенародных государственных праздников три дня и длившиеся от восхода до заката солнца, носили характер соревнований. К состязаниям допускались три трагических поэта и три комических, причем каждый трагик должен был представить три трагедии и одну так называемую сатировскую драму. Каждое утро, захватив с собой еду и подушку для сидения, в театр собирались все, чтобы своей реакцией вдохновлять исполнителей и сопереживать им, тогда как победителей определяли специальные судьи.
Агон в быту проявлялся в виде коллективных развлечений. На пирах – состязания в остроумии, шарады, загадки, апории (вопросы, на которые нет однозначного ответа). Даже начальное образование Древней Греции было проникнуто соревновательным началом.
Раз в год на празднике Деметры проводился конкурс младенцев: все дети, рожденные в течение года, выносились на суд жюри, маме самого красивого присуждался приз. Состязания среди мужчин в красоте происходили в Афинах во время Великих Панафиней и празднеств в честь Тесея. Имели место и состязания в красоте среди женщин, и «Суд Париса» в мифе о Троянской войне, может являться их отражением. Более того, мы знаем о других конкурсах такого рода, устраивавшихся на Лесбосе.
Для античной культуры характерна борьба двух начал, двух тенденций - "дионисийской" и "аполлонической", как впервые назвал их Ницше. Первая связана с поклонением Дионису - богу виноделия. Греки, научившись делать вино, считали опьянение божественным даром. Поклонение Дионису (Вакху, Бахусу) сопровождалось вакханалиями и оргиями, разгулом и чувственными наслаждениями.
Вторая, аполлоническая тенденция влекла античных людей к светлому, спокойному, рационалистическому мироощущению. Она воплотилась в присущей им любви к гармонии, порядку, законности, в почитании здравого смысла, логики, нравственной добродетели, в развитии философии и науки. Дионисийское искусство - искусство ночи, удачнее всего выражается в музыке и танце. Аполоническое - искусство дня, выражается в литературе и, особенно, в пластическом искусстве. Аполонническое начало в античной культуре превалирует, а дионисийское выступает скорее как варварский бунт против осуществляемого культурой подавления инстинктов.