Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КАВАЛЕРГАРДЫ А.Бондаренко.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
03.01.2020
Размер:
3.59 Mб
Скачать

Пётр Петрович Ланской

1799- 1877

Был младшим из четырёх братьев, одновременно служивших в кавалергардах. Получив домашнее образование, он поступил юнкером в полк в 1818 г. Всю свою службу, до чина полковника включительно, он провёл в Кавалергардском полку.

Ревностной и образцовой службой он удостоился милостивого расположения императора Николая I, который неожиданно для всех и для самого Ланского назначил его в апреле 1834 г. флигель-адъютантом. В октябре 1843 г. Ланской произведён в генерал-майоры с назначением состоять при гв. кирасирской дивизии, через полгода был назначен командующим лб.-гв. Конным полком и ещё через два года утверждён командиром. Вскоре за тем назначен в свиту Его Величества с оставлением командиром.

Привязанность его к кавалергардской семье была так велика, что, несмотря на отменную царскую милость, ему было тяжело надеть конногвардейскую форму, являвшую в ту пору особые, отличные от кавалергардской, традиции. Дело в том, что в Конном полку со времён Анны Иоанновны держались немецкие традиции, в Кавалергардском же под влиянием Екатерины II пробудилось русское самосознание. По счастью, почти одновременно с Ланским его товарищ и лучший друг барон И. А. Фитингоф получил родной полк, и они дали друг другу слово приложить все старания к уничтожению постоянного антагонизма, что им отчасти и удалось. Через несколько лет командования Ланского сложилась уже поговорка, что он принял от Эссена регимент, а сдал графу Ламберту полк.

Его строгое отношение к службе и цельность характера способны были порождать недовольство между подчинёнными, но все единогласно признавали в нём и высоко ценили редкую справедливость и нелицеприятие. Следующий факт служит лучшим тому доказательством: в Конном полку открылась вакансия полкового адъютанта; при всем известном благоволении императора Николая Павловича к своему шефскому полку это считалось верным обеспечением вензелей, и честолюбцы пустили в ход все интриги, чтобы добиться этого назначения. В течение полугода эту должность примерно исправлял Альбединский, и Ланской, считая его вполне достойным офицером, решился утвердить его полковым адъютантом. Альбединский имел очень мало средств и никакой протекции. Кружок богачей-аристократов имел своего кандидата – Черткова, сильного своими связями, и всячески агитировал, чтобы сломить твёрдое решение командира полка.

Однажды, во время приёма с глазу на глаз, государь, любивший входить в разные подробности, спросил Ланского: "У тебя очищается адъютантская вакансия?" "Так точно, Ваше Величество". "Я слышал, ты избираешь Черткова?" "Ваше Величество! Должен ли я считать этот вопрос изъявлением вашего желания?" – почтительно спросил Ланской. – "Это почему?" "Потому что оно для всякого становится законом, и только в силу его я имею право обидеть офицера". "Нет, Ланской, всегда поступай по совести. Тебе это ближе и лучше знать, – ответил государь и, милостиво потрепав его по плечу, уже с лёгкой усмешкой добавил: – Взялся поинтриговать, и не выгорело, а тебе за правду большое спасибо! Я люблю, чтобы мне так служили".

Благосклонность императора отзывалась и на его частной жизни. Когда в 1844 г. Пётр Петрович Ланской женился на Наталье Николаевне Гончаровой, вдове Пушкина, Николай I, взявший осиротелую семью поэта под своё высокое покровительство, отнёсся очень сочувственно к этому браку и сам вызвался быть посаженым отцом. Но невеста настояла, чтобы свадьба совершилась как можно скромнее; сопровождаемые самыми близкими родственниками, они пешком отправились в Стрельнинскую церковь и там обвенчались. Поэтому Ланскому не пришлось воспользоваться выпадавшей ему почестью. Государь понял и оценил мотивы этого решения, прислал новобрачной брильянтовый фермуар в подарок, велев при этом передать, что от будущего кумовства не дозволит так отделаться; и в самом деле, год спустя, когда у них родилась старшая дочь Александра, государь лично приехал в Стрельну для её крестин.

В день освящения полкового Благовещенского собора (6 апр. 1849 г.), постройкой которого Николай Павлович живо интересовался, Ланской был назначен генерал-адъютантом и получил право быть погребённым в самой церкви. Одно место предназначалось князю А. Ф. Орлову, заложившему первый камень, другое – П. П. Ланскому как полковому командиру, при котором церковь была освящена. Сын князя Орлова воспользовался для покойного этой привилегией, а Ланской сам отказался от неё: пережив обожаемую жену, он заблаговременно приготовил себе место рядом с нею в Александро-Невской лавре.

Прокомандовав Конным полком девять лет, Ланской был произведён 6 декабря 1853 г. в генерал-лейтенанты, и при сдаче полка ему сохранён мундир.

В самый разгар Крымской войны он был командирован в Вятскую губернию для сформирования ополчения. Пожертвования лились щедрой рукой, и по распущении ополчения (заключение мира остановило вятское ополчение на пути в Крым) в безотчётном ведении П. П. Ланского оказался капитал, достигавший 100 тыс. руб. Этот избыток был единственным примером во всей обширной России. При докладе императору Александру II Ланской заявил об остатке, испрашивая указание, куда представить эти деньги. Государь весьма удивился, спросил, как поступили в других губерниях, и, удостоверившись в исключительности факта, промолвил: "Так ты один возвратил их, Ланской! Да, с тобою иначе и быть не могло" – и приказал всю сумму передать военному министру Сухозанету; затем она быстро испарилась по разным инстанциям.

Вскоре после этого случая, в день коронации 26 августа 1856 г., Ланской был назначен начальником 1-й гв. кавалерийской дивизии и оставался в этой должности до апреля 1861 г., когда расстроенное здоровье жены вынудило его взять годовой отпуск, с отчислением в свиту, чтобы увезти жену за границу.

С этого времени деятельность его переходит из фронтовой в административную сферу: в ноябре 1864 г. он назначен председателем высочайше учреждённой в Петербурге следственной (о петербургских поджогах) комиссии и в апреле 1865 г. на время отсутствия петербургского генерал-губернатора для сопровождения государя за границу назначен исправлять эту должность...

П. П. Ланской оставил после себя трёх дочерей, вышедших замуж за кавалергардов. Все внуки Петра Петровича служили в рядах кавалергардов, являясь последними отпрысками, по женской линии, ещё в начале столетия столь многочисленного рода Ланских.