Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КАВАЛЕРГАРДЫ А.Бондаренко.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
3.59 Mб
Скачать

Канцелярия

Канцелярией корпуса заведовал писарь офицерского ранга. В её ведении находилось то же, что в наше время относится к обязанностям полковых канцелярий, и мы уже не видим, чтобы канцелярия Кавалергардского корпуса занималась поместными делами кавалергардов, как то было в Лейб-кампании. При канцелярии состояло двое копиистов (писарей), которые по прослужении известного числа лет и по аттестации шефа выпускались из корпуса с награждением обер-офицерским чином.

Так, в 1766 г. граф Орлов представил доклад об определении копиистов Аврамова и Лукошкова в другие места, по их желанию, с награждением обер-офицерскими чинами, и императрица собственноручно сделала на докладе надпись: Отослать их в Сенат для определения с награждением чина по местам.

Комплектование

Первые кавалергарды сформированного Екатериною II Её Императорского Величества Кавалергардского корпуса, за исключением двух, были из лб.-кампанцев, причём почти всё принадлежали по своему происхождению к родовому, а не пожалованному за 25 ноября 1741 г. дворянству.

Таковой характер комплектования корпуса одними дворянами был сохранён в течение всего царствования императрицы Екатерины. Единственные исключения из этого правила были следующие: 1) в числе первых кавалергардов было трое не дворян: капрал Преображенского полка Сергей Мерзятин, капрал Семёновского полка Алексей Толкачёв и барабанщик Лейб- кампании Иван Дьяков, но одновременно с пожалованием в кавалергарды они были возведены в потомственное дворянство; 2) в 1764 г. пять преображенцев не дворян пожалованы в кавалергарды; 3) в 1771 г. императрица пожаловала в кавалергарды трёх нижних чинов гвардии также не из дворян.

Но насколько такое пожалование выходило из ряда обыкновенных, видно из отданного по этому случаю приказа по корпусу: Её И. В-во всемилостивейшая государыня высочайше пожаловать соизволила в кавалергарды хотя не из дворян, по известной Ее И. В-ву службе, другим не во образец, лейб-гвардии полков: Семёновского каптенармуса Ивана Истомина, фурьера Алексея Шадеева на состоящие ныне ваканции, да сверх комплекта, Измайловского капрала Ивана Берсенъева. Выбор людей в кавалергарды был, согласно положению о корпусе, предоставлен шефу, но фактически выбор делала сама императрица.

В течение 34-летнего царствования Екатерины II в Кавалергардском корпусе было всего 354 человека; из них 8 офицеров и 346 унтер-офицеров и кавалергардов. Вышеупомянутые унтер-офицеры и кавалергарды распределялись так. По сословиям: дворян – 335, не дворян – 11; по национальности: русских – 289, немцев – 50, поляков – 3, сербов и греков – по 2; по первоначальной службе: из Лейб-кампании – 49, гвардии – 199, армейской пехоты и кавалерии – 75, разных частей и учреждений – 23. В кавалергарды назначались: 1) армейские офицеры – теми же чинами; 2) гвардейские унтер-офицеры – с производством в офицеры, а именно: сержанты – в поручики; каптенармусы, фурьеры и гефрейт-капралы – в подпоручики и капралы – в прапорщики.

Выбытие из корпуса унтер-офицеров и кавалергардов происходило по следующим причинам: 1) за смертью; 2) по прошению в отставку за достижением кавалергардами чина капитана и, в виде исключения, секунд-майора; 3) за преступления и проступки; 4) за недостатком средств.

В свою очередь, удаление из корпуса за проступки было троякого рода: 1) выключение; 2) перевод в армию без прошения; 3) перевод в армию хотя и по прошению, но вынужденному – так сказать, выход из корпуса под давлением.