Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КАВАЛЕРГАРДЫ А.Бондаренко.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
3.59 Mб
Скачать

Сергей Николаевич Тургенев 1-й

1793-1834

Отец писателя Ивана Сергеевича, происходил из старинного рода тульских и орловских дворян. Прадед его был кавалергардом в 1726 г. и позднее бригадиром, а отец служил в Семёновском полку. Сергей Тургенев родился в родовом имении с. Тургеневе, Чернского уезда, Тульской губернии, в 18 верстах от с. Спасского-Лутовинова; у отца его было всего только 140 душ крестьян.

В 1810 г. шестнадцатилетний Сергей Тургенев поступил на службу юнкером в Кавалергардский полк, а через год был произведён в эстандарт-юнкера. Он участвовал в Бородинском бою, где "храбро врезался в неприятеля и поражал оного с неустрашимостью", причём был "ранен картечью в руку", и награждён знаком отличия Военного ордена. В кампании 1813 г. Сергей не принимал участия, он оставался в России при резервных эскадронах, которые тогда формировал генерал Кологривов. За это время он был произведён (21 окт. 1812 г.) в корнеты, а через год – в поручики.

В марте 1814 г. с резервным эскадроном Сергей Тургенев был командирован за границу для присоединения к полку. Он встретил полк только 30 июня в Саксонии на обратном походе из Франции и вместе с полком возвратился в Россию.

В ноябре 1815 г. Тургенев был уволен в отпуск в Орловскую губернию и здесь через два месяца женился на Варваре Петровне Лутовиновой, богатой владелице населённых имений в губерниях Курской, Калужской, Орловской, Тульской и Тамбовской, доставшихся ей после дяди, перед тем скоропостижно умершего, у которого она жила с 1810 г.

Сергею было в то время всего 23 года; "он был очень хорош собой: удивительные тёмные глаза, смелые и мужественные... взгляд какой-то русалочий, светлый и загадочный; чувственные губы и едва заметная усмешка". Одна немецкая владетельная принцесса высказала раз Варваре Петровне, что она "после императора Александра I не видала никого красивее её мужа".

Лутовинова была на 6 лет старше своего мужа. Невысокого роста, сутуловатая, смуглая брюнетка с большим носом, под старость сизым, с лицом, попорченным оспой, она была очень нехороша собой: большие чёрные глаза, загоравшиеся злым блеском, не только не красили её лица, но придавали ему ещё неприятное выражение. Зато она была единственной наследницей большого лутовиновского состояния, заключавшегося в нескольких тысячах крепостных душ, и хорошо понимала, что муж любил не её, а её состояние, что она была для него выгодной партией... При некрасивой наружности Лутовинова обладала ещё и очень тяжёлым характером, хотя, говорят, была "умна и обаятельна", когда этого хотела.

После женитьбы Сергей Тургенев, просрочив отпуск, вернулся в полк и 9 августа 1817 г. был произведён в штабс-ротмистры, через год – в ротмистры, а 20 октября 1819 г. переведён подполковником сверх комплекта в Екатеринославский кирасирский полк, стоявший на юге.

В 1816 г. 4 ноября родился старший сын Тургеневых Николай; 28 октября 1818 г. – второй, Иван, будущий писатель; третий и последний сын, Сергей, родился 18 марта 1821 г. (эпилептик; он умер в 18 лет). В том же году С. Н. Тургенев вышел в отставку полковником и поселился с семьёй в с. Спасском-Лутовинове Мценского уезда.

Жизнь в Лутовинове протекала так же, как и в большей части богатых "дворянских гнёзд" того времени: многочисленная дворня, свой оркестр, свои певчие и театр, частые гости со всего уезда и постоянно менявшиеся гувернёры у детей – всякие швейцарцы и немцы сомнительного качества... Иван Тургенев рано выучился у них французскому языку, но узнал и полюбил русскую литературу только благодаря крепостному камердинеру матери, с увлечением читавшему "Россияду" Хераскова. Все домочадцы, начиная с детей, много терпели от жестокости Варвары Петровны и вспыльчивости Сергея Николаевича. Долго наблюдая сцены деспотизма матери над крепостными, Иван Тургенев всю жизнь помнил впечатления молодости и сознавался, что он "вырос среди побоев и истязаний". "Драли меня, – рассказывал он, – за всякие пустяки чуть не каждый день..." Сергей Николаевич мало этим интересовался; жизнь в Спасском доставляла гораздо более удовольствий мужу, чем жене: она хорошо знала его наклонности. Иван Тургенев не часто вспоминал своего отца, но когда это случалось, с полной искренностью определял преобладавшую черту его характера: "Отец мой был великий ловец перед Господом..."

В начале 1827 г. Тургеневы переехали в Москву, где купили себе дом на Самотёке. Вероятно, здоровье Сергея Николаевича требовало постоянного лечения, к тому же дети подрастали, и их нужно было помещать в учебные заведения. Известно, что Иван Тургенев был сначала отдан в пансион Вейденгаммера, затем жил у директора института Краузе и, наконец, в 1833 г. поступил в Московский университет.

Лето этого года Тургеневы жили на даче около Донского монастыря, против Нескучного сада, по крайней мере, так говорит Тургенев в своей повести "Первая любовь"; в герое рассказа писатель изобразил своего отца, и, по словам автора, в повести этой "нет ни одной строчки придуманной".

Между тем старший сын Тургеневых Николай поступил в военную службу в Петербурге; туда же в начале 1834 г. переехала и вся семья. "Через полгода отец мой, – говорит Иван Тургенев в повести "Первая любовь", – скончался от удара в Петербурге, куда только что переселился с матерью и мною".

Кроме приведённых выше, других сведений об С.Н. Тургеневе как о человеке не имеется, а потому будет не лишним посмотреть, каким именно пытался изобразить отца сын-писатель в своей повести.

Высокого роста, красивый, сильный и смелый, презиравший робких людей, прекрасный наездник, он был человеком, полным сил, жаждущим и торопящимся жить и умеющим пользоваться благами жизни... "Сам бери, что можешь, – говорил он сыну, – а в руки не давайся, самому себе принадлежать - в этом вся штука жизни... А знаешь ли, что может дать свободу человеку? Воля, собственная воля; и власть она даст, которая лучше свободы. Умей хотеть и будешь свободным, и командовать будешь..." Если Сергей Николаевич Тургенев был действительно таким, каким изображён герой повести, – он был полной противоположностью своему знаменитому сыну, которому именно и не хватало того, в чём, по убеждению отца, была вся "штука жизни"...