Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КАВАЛЕРГАРДЫ А.Бондаренко.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
3.59 Mб
Скачать

Князъ Александр Иванович Чернышёв

1785-1857

Сын сенатора генерал-поручика Ивана Львовича и жены его Евдокии Дмитриевны, урождённой Ланской (сестры екатерининского фаворита). Ещё в детстве он был записан в военную службу вахмистром в Конную гвардию. Воспитателем его был известный в своё время аббат Перрен. Будучи пятнадцатилетним мальчиком, Чернышёв имел случай обратить на себя внимание императора Александра I, благосклонность которого к нему с тех пор не прекращалась.

В 1801 г., во время пребывания в Москве, Чернышёв, как сын сенатора, попал на один из балов, данных в честь Александра Павловича. Весёлая и приятная физиономия мальчика, отличавшегося особенной ловкостью в обращении и танцах, понравилась Александру Павловичу, и он вступил с ним в разговор. Чернышёв отвечал государю умно, смело и забавно и ещё более понравился ему. Государь пожаловал его в камер-пажи.

Через год, 20 сентября 1802 г., Чернышёв был произведён в корнеты Кавалергардского полка, а 20 июня 1804 г. назначен адъютантом к шефу полка Уварову; 29 сентября произведён в поручики. В 1805 г. он принял участие в войне с Наполеоном и за Аустерлиц был награждён орденом св. Владимира 4-й ст. с бантом. Посланный Уваровым с донесением к государю, он остался при нём и исполнял разные его поручения. 1 ноября 1806 г. Александр был произведён в штабс-ротмистры. Во время воины 1807 г. он, оставаясь всё в той же должности адъютанта, принимал участие в делах и сражениях при Ланау, Шарнике, Акендорфе, Вольфсдорфе, Гейльсберге и Фридланде. Золотая шпага с надписью "За храбрость" и Георгий 4-й ст. были наградой за эту кампанию.

В 1808 г. Александр Чернышёв был послан курьером в Париж. Наполеон, увидев на нём ордена Георгия и Владимира, сказал: "А, вы один из недавних моих врагов. Где вы заслужили эти кресты?" Александр ответил, что при Аустерлице и Фридланде. Наполеон начал разговор об этих сражениях и стал критиковать действия русских генералов. Александр оспаривал его мнение, отстаивая честь русской армии, и вынудил Наполеона согласиться с ним. Эта смелость очень понравилась Наполеону, и он с тех пор стал постоянно выказывать своё расположение к Чернышёву.

Когда началась война Австрии с Францией, Александр был послан к Наполеону с письмом государя, в котором он обещал свою помощь; Чернышёв должен был остаться в полном распоряжении французского императора и, состоя при его особе, был свидетелем взятия Вены и сражений при Асперне и Ваграме. При Асперне австрийцы одержали верх над французами.

Не желая, чтобы до Александра I прежде дошли сведения о сражении при Асперне из австрийских источников, Наполеон просил Чернышёва описать государю всё, как было в действительности. Александр написал донесение, вполне согласное с истиной, но закончил его такими словами: "Словом, французская армия была так разбита, что она теперь не существовала бы, если бы австрийскою командовал Наполеон". По всей вероятности, Наполеон прочёл это донесение, и лесть ему понравилась, так как после этого он больше обыкновенного был ласков с Чернышёвым.

Наполеон первый сообщил ему о пожаловании его во флигель-адъютанты. В 1810 г. он произведён в ротмистры. В марте он в очередной раз повёз письмо государя к Наполеону в Париж и с этих пор вплоть до весны 1812 г. прожил в столице Франции, приезжая в Петербург только на короткое время с письмами Наполеона.

Но роль Чернышёва не ограничивалась только тем, что он был посредником в переписке монархов, она была гораздо значительнее. Русским послом в Париже в это время был князь А. Б. Куракин, человек старый и не имевший никакого значения. Настоящим представителем Александра I сделался Чернышёв и, несмотря на свою молодость (ему в то время было только 25 лет), обнаружил недюжинные дипломатические способности. Всё, что Наполеон желал довести до сведения Александра I, шло через Чернышёва. В то же время молодой дипломат зорко следил за каждым шагом Наполеона и обо всём сообщал государю. Отношения между обоими монархами не имели уже тогда своего прежнего дружеского характера. В лице молодого дипломата Наполеон приобрёл опасного врага: Чернышёв постоянно старался усилить подозрительность Александра I и советовал ему не только быть готовым к отражению нападения со стороны Франции, но и самому действовать наступательно.

Несмотря на ухудшение отношений между Россией и Францией, Чернышёв был желанным гостем на всех балах и празднествах. Красивый и ловкий, прекрасный танцор, он пользовался громадным успехом у дам. Утверждали даже, что сестра Наполеона, принцесса Полина Боргезе, была более чем неравнодушна к нему. Александр умел соединять приятное с полезным и часто приобретал в дамских будуарах очень ценные для себя сведения. Это не было, впрочем, единственным источником, откуда он черпал сведения. Когда ему удавалось проникать в кабинеты представителей иностранных держав, он бросал беглый взгляд на бумаги, лежавшие на письменном столе, и кое-что подсматривал. У него были сношения даже с канцелярией военного министерства. Наполеон не видел беды в том, что Чернышёв узнаёт о его боевых силах, и не мешал ему действовать в прежнем духе. Пока он не думал ещё серьезно о войне с Россией, ему выгодно было, чтобы Россия знала о его огромных военных силах и чувствовала перед ними страх.

Но когда Наполеон приступил к приготовлениям к походу против России, тогда присутствие Чернышёва в Париже было признано неуместным. Его подвергли наблюдению, окружили сыщиками. Наблюдения были успешны: у дипломата нашли доклад государю с приложенными к нему копиями с документов, в том числе таблицу с указанием организации всей армии. Наполеон был в негодовании, но не хотел давать огласки делу до отъезда Чернышёва, чтобы не осложнить преждевременно отношений с Россией.

В начале Отечественной войны Александр Чернышёв состоял комендантом главной квартиры и заведовал конвоем государя. 31 августа он был отправлен из Петербурга в главную квартиру Кутузова, чтобы передать ему план военных действий.

В начале октября Чернышёв был командирован с конным отрядом в герцогство Варшавское для действий в тылу армии князя Шварценберга. Появление Чернышёва вызвало такой страх, что жители уходили толпами. Получив от Чичагова повеление возвратиться, он привёл с собою 200 пленных и доставил собранную им денежную контрибуцию, которая была роздана нижним чинам, участвовавшим в экспедиции.

26 октября Чернышёву было дано новое поручение – с казачьим полком разведать о направлении неприятеля и затруднить его движение. Австрийцы были остановлены, и Чичагов выиграл время для движения к Березине. 28 октября Чернышёв получил приказание идти к Лепелю для открытия сообщений с армией графа Витгенштейна. Выступив в тот же день из Зельвы, он переплыл Неман и пошёл по местности, занятой неприятельскими отрядами. По пути он захватил трёх французских курьеров, в окрестностях Минска освободил из плена генерал-адъютанта барона Винценгероде и других и с ними явился к Витгенштейну, пройдя в 4,5 суток более 350 вёрст. "За успешные действия по возлагаемым на него поручениям и благоразумное исполнение отважной экспедиции" А. И. Чернышёв 22 ноября был произведён в генерал-майоры и пожалован генерал-адъютантом.

Начало 1813 г. прошло в том, что Чернышёв со своим партизанским отрядом тревожил неприятеля на левом берегу Одера. За дела в Берлине он получил Георгия 3-й ст. После выступления французских войск из Берлина Чернышёв 20 февраля занял столицу Пруссии. В память освобождения Берлина и последовавших затем победных сражений была выбита медаль. Чернышёв с этих пор стал пользоваться в Германии большой популярностью.

Далее следовала экспедиция в Вестфальское королевство и занятие с боями его столицы – Касселя. В конце 1813 г. отряд Чернышёва составил авангард корпуса Винценгероде. Чернышёв предложил взять приступом Суассон, обнесённый древними каменными стенами. Первые два приступа были неудачны. Воспользовавшись затем смятением в рядах неприятеля, вызванным смертельной раной коменданта, Чернышёв взорвал городские ворота и вступил в город. 3 генерала, 180 офицеров и более 3000 солдат попали в плен, наш же урон не превосходил 500 человек. За отличие при взятии Суассона и другие успешные дела Александр Чернышёв был произведён в генерал-лейтенанты.

Занятие союзниками Парижа прекратило войну.

Во время пребывания государя в Париже Чернышёв находился при нём. И прежде расположенный к молодому генерал-адъютанту, государь теперь в особенности стал к нему милостив. В июле 1814 г. Чернышёв сопровождал императора в Англию, а затем в Вену на конгресс. На все празднества и вечера у венских сановников государь являлся в сопровождении любимого генерал-адъютанта. Чернышёв считался одним из первых кавалеров Вены и по обыкновению был любимцем дам, съехавшихся со всех сторон. Но постоянные удовольствия не мешали ему следить за политическими делами и быть недовольным действиями русских дипломатов. Чернышёва озабочивали также намерение Александра Павловича даровать конституцию Польше и его продолжительное отсутствие из России.

10 марта 1819 т. Чернышёв был назначен членом комитета об устройстве Войска Донского. На Дону развилось аристократическое самовластие, общественные войсковые земли произвольно раздавались в частную собственность сильным людям, финансовая часть велась беспорядочно, взяточничество процветало в сильной степени. Комитет должен был "собрать воедино все узаконения относительно Войска Донского, в различные времена по различным случаям изданные... сообразить их с настоящим порядком вещей и представить новое войсковое положение... и поспешествовать лучшему устройству, порядку и благоденствию донских казаков".

Так как Александр Павлович хотел ознакомиться с донскими делами, то ко времени его приезда в Новочеркасск Чернышёв был вызван туда. Из Новочеркасска ему было разрешено приехать в Таганрог для обсуждения тех же дел и вследствие этого пришлось присутствовать при смерти императора Александра...

Из Таганрога Чернышёва командировали во 2-ю армию для арестования Пестеля и опечатания его бумаг. После ареста Пестеля и по приведении армии к присяге новому императору Чернышёв вернулся в Петербург и 4 января 1826 г. был назначен членом следственной комиссии о декабристах.

22 августа, в день коронования, он, "в воздаяние отличных заслуг, оказанных престолу и Отечеству, неутомимого усердия в исполнении высочайше возлагаемых на него важных поручений и в изъявление монаршего благоволения к неусыпным трудам, понесённым им при открытии злоумышленников и произведению о них исследования", возведён был с нисходящим потомством в графское Российской империи достоинство. 3 февраля 1827 г. он был назначен товарищем (заместителем) начальника Главного штаба Е. И. В-ва и управляющим военным министерством. 2 октября того же года Чернышёв был произведён в генералы от кавалерии, а 11 апреля 1828 г. назначен членом Государственного совета.

В 1832 г. было совершено преобразование военно-сухопутного управления, и 1 мая Чернышёв был назначен военным министром и непременным председателем военного совета. Власть военного министра была значительно расширена: в его руках сосредоточилось главное начальство над всеми отраслями военного управления, и он стал единственным докладчиком государю по всем делам военного ведомства.

Спустя 10 лет, 16 апреля 1841 г., граф Александр Иванович Чернышёв был возведён с нисходящим потомством в княжеское Российской империи достоинство.

2 апреля 1842 г. на него было возложено особое поручение на Кавказ и Закавказье. Незадолго до этого было произведено преобразование в деде управления Кавказом, но многие реформы оказались несоответствующими местным нуждам и нравам жителей, даже невозможными в исполнении и возбуждали ропот. Вновь назначенные чиновники оказались или неспособными, или безнравственными; главнокомандующий на Кавказе Головин часто бывал простым орудием в руках одной партии. Постоянные жалобы и доносы обратили на себя внимание Николая Павловича. Беспокоили его и военные неудачи. Он сам было хотел туда ехать, но помешали этому празднование серебряной свадьбы и приезд короля прусского. Государь решил послать вместо себя Чернышёва с поручением обследовать военную часть и всё управление. В помощь ему был дан статс-секретарь Позен для ревизии гражданского устройства.

Результатом поездки Чернышёва было прежде всего увольнение главных начальников – Головина и Граббе. На Кавказской линии военный министр предложил новую систему действии: заняв все выходы из гор укреплениями, оставаться в оборонительном положении. По мнению одного из кавказских деятелей, генерала Филипсона, это значило передать всю инициативу действий в руки Шамиля; он полагал, что такая система едва ли могла прийти в голову кому-нибудь из знающих Кавказ и горцев. Вообще он не одобрял выбора императора Николая I, потому что Чернышёв совершенно не знал Кавказа и отличался самонадеянностью.

К осени 1848 г. здоровье князя Александра Ивановича сильно пошатнулось вследствие бывшего с ним удара, но это не помешало ему быть вскоре призванным к ещё более сложной деятельности. После смерти графа Левашова он был назначен 1 ноября 1849 г. председателем Государственного совета, а 6 ноября и комитета министров, с сохранением прежних званий и должностей.

Весной 1849 г. доверие государя к Чернышёву выразилось в особом поручении, возложенном на него. Уезжая в действующую армию по случаю войны с венграми, Николай Павлович издал следующий секретный указ на имя князя Чернышёва: "Отъезжая в армию и за отбытием любезнейшего сына моего, его императорского высочества государя наследника, поручаю вам в случаях чрезвычайных, которые могли бы потрясти общественное спокойствие, принять главное начальствование над столицей и над войсками, в С.-Петербурге и окрестностях расположенными, с властью, присвоенной званию главнокомандующего в военное время. По всегдашнему к вам доверию моему предоставляю сие повеление моё предъявить, когда востребует надобность".

За заслуги, оказанные во время Венгерской кампании, Чернышёву повелено было 22 августа 1849 г. присвоить к носимому им княжескому достоинству титул светлейшего.

В течение длительного управления Чернышёва военным министерством в военном ведомстве были произведены многочисленные преобразования. Изданы были уставы: госпитальный, рекрутский, военно-уголовный и управления армией в мирное и военное время; положения: о казачьих войсках, об экономическом капитале военного министерства и об отчётности этого же министерства. Из учебных заведений были учреждены Военная академия, восемь кадетских корпусов и аудиторское училище. В 1841 г. окончено было военно-статистическое описание империи по губерниям и областям. В течение этого времени воздвигнуто было много крепостей и укреплений: в Александрополе, Варшаве (Александровская цитадель), Новогеоргиевске, Ивангороде, Брест-Литовске, Вильне (цитадель), Шуше и Ленкорани; преобразованы военные поселения.

Произведено было общее преобразование армейской пехоты и кавалерии и всей артиллерии. Резервные батальоны были отделены от действующих и образовали шесть резервных дивизий. Расформированы были конно-егерские полки и несколько гусарских и уланских полков. Кирасирские, уланские и гусарские полки приведены в состав восьми действующих и одного резервного эскадрона, драгунские же – десяти действующих и одного резервного. Артиллерийские роты переименовывались в батареи. Почти все артиллерийские бригады приведены в состав четырёх действующих батарей и одной резервной. Пехотные корпуса получили состав в три пехотные дивизии с одной лёгкой кавалерийской дивизией (уланской или гусарской) и одной артиллерийской дивизией.

Самым важным преобразованием было установление бессрочных отпусков и образование запасных войск из бессрочноотпускных. Срок службы с 25 лет был сокращён до 20 лет для музыкантов, евреев и солдатских детей и до 15 лет для остальных. Образование запасных войск давало возможность значительно развивать в военное время вооружённые силы и содержать в мирное время меньшее их число.

Положение офицеров было улучшено; им было увеличено жалованье и столовые деньги, а на время корпусных сборов назначено порционное довольствие. С 1832 г. разрешено всем офицерам носить усы. С этого же года принят ряд мер по упрощению снаряжения и одежды солдата. Так, прежде всего были уничтожены совершенно излишние для пехотных солдат султаны на киверах и некоторые другие предметы, что составило для казны несколько миллионов экономии. В 1834 г. велено носить ранцы на ремнях, перекрещивающихся на груди. В 1844 г. кивера заменены касками (они были так же тяжелы, как и кивера, но, будучи правильно пригнаны, не так жали голову, как первые).

С 1842 г. начали вводить нарезное оружие, так называемые стрелковые или ударные штуцера. Прежде пехотные солдаты попадали на расстоянии 300 шагов, теперь же меткая стрельба стала возможна на расстоянии до 600-700 шагов. Штуцера получили все стрелковые батальоны, а в пехотных полках ими были вооружены только по 2 унтер-офицера и по 24 рядовых в каждом батальоне. Кавалерия получила в небольшом количестве кремнёвые штуцера. Со второй половины 40-х годов началась переделка кремнёвых замков у ружей и кавалерийских штуцеров в ударные. Что же касается артиллерийских орудий, то были изменены их калибр и конструкция, а на Кавказе была введена в 1842 г. горная артиллерия.

В августе 1854 г. князь А. И. Чернышёв получил знак отличия беспорочной службы за 50 лет. Вскоре ему пришлось присутствоать при кончине императора Николая Павловича, который назначил его одним из своих душеприказчиков.

Состояние здоровья у самого князя в это время было очень плохое. Сенатор К. Н. Лебедев записал в своём дневнике за февраль 1855 г.: "Граф Панин вёл едва движущегося князя Чернышёва, медленно подвигавшего одну ногу за другою и готового упасть на каждом шагу". Такое состояние здоровья заставило его проситься в заграничный отпуск для лечения, который и был ему разрешён 4 мая 1855 г. Спустя полгода светлейший князь по совершенно расстроенному здоровью был уволен от должностей.

Александр Иванович Чернышёв умер 8 июня 1857 г. в Кастелламаре, близ Неаполя. Отчасти ускорило его кончину огорчение, что на коронацию императора Александра II его не сделали фельдмаршалом одновременно с князем М. С. Воронцовым.