Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Русиновой-Сергеевой Н.В..docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
810.41 Кб
Скачать

1.3. Выводы по первой главе.

На протяжении нескольких веков проживания за пределами российского государства липоване жили в надежде вернуться на родину. Старообрядцы верили, что русская земля поможет им более продуктивно исповедовать свою веру, передавать её из поколения в поколение. Возможность вернуться на родину появилась в 1947 году, но воспользоваться ею отважились лишь некоторые старообрядцы Румынии – жители сёл Сарикёй и Каркалиу. Однако в Астраханской области липован ждали новые испытания: впервые почти 200-летнюю историю они столкнулись с запретом на свободное вероисповедание. Липованам запретили строить церковь и каким-либо способом выражать свои религиозные чувства. И это оказалось самым трудным испытанием за всё время гонения старообрядцев никоновской церковью, именно его не смогли преодолеть люди, свято верующие в необходимость продолжения и тиражирования традиций, завещанные предками. Привычный общинный уклад жизни липован на Астраханской земле был разрушен.

Тем не менее, коллективная память астраханских липован (старейших представителей общины) дает представление о богатых песенных традициях, которые липоване привезли на родину, но не сумели передать последующим поколениям.

жным фиксировать. ое наследие несёт в себе множество информации, хорактерной для с Глава 2. Особенности этнографии

Астраханских липован

2.1.Проявление этно-конфессиональной ментальности в жизненном укладе астраханских липован.

За долгие годы у липован сложилась своя система жизненных ценностей. Старообрядцы могли выжить только в общине, где вырабатывались определённые правила поведения. Всю свою жизнь старообрядцы жили ради сохранения своей веры. В условиях изгнания также одной из главных задач, которую липоване ставили перед собой, было сохранение этнической самоидентификации.

Вера в понимании липован – это гармония окружающего мира: душевного состояния, лад в семье и быту. В укладе жителей липованской общины отсутствует суетность, что говорит о мудрости этих людей. Старообрядцы не видят проку от молитвы, в которой просят за себя. Разумной молитва считается та, в которой за всех просишь. Липоване не навязывают своей веры, а лишь бережно её хранят, в память о своих предках.

О своих экспедициях в село Успех Камызякского района к Вассе Ивановне Бужоровой Е.В. Паунова рассказывает с особой трогательностью и теплотой. «Есть нечто в высшей степени естественное, исполненное гармонии и полноты бытия в крепком налаженном быте. Здесь всё истекает из должного, а потому знает порядок и меру. Нет ничего случайного в самом строе заботливо выписанного быта. Каждая вещь имеет своё место, помнит заботу рук, служит декором, полнящим жизнь мудрой радостью. Дом здесь не просто любят. К нему относятся как к живому существу, трепетно обхаживая каждый куточек<…>.

От встречи к встрече множатся драгоценные свидетельства подлинности жизни, её полноты и цельности. Есть некое свойство, силой которого жизнь приводится к согласному звучанию. Это свойство – молитвенность. Она не сводима к догмату, свободна от обрядового оформления. Ею проникнуто всякое делание.

Мудрость этой женщины отстояна в глубинах опыта. Житейские максимы, практические и трезвые, исполнены одновременно неисповедимой красоты и поэзии. Высказываемые всегда к случаю и редко в назидание, они имеют свойство прорастать в сознании, чудесным образом влиять на жизнь и состояния тех, в ком нашли свой отклик …

Без ладу нет укладу. Уклад жизни – это и смысл жизни. Как человек укладывается – поведением трудом, розымом… Всё надо в меру делать. Не досоли, не допярчи – уже теи харчи будуть как трава. А всё надо в меру и с молитвой. И не как зря, а чтоб хорошо было. Как верить так и жить. Я когда напяку, я такая радостная душой. Вроде я богатая тогда.Живу, как мне подсказывает сердце, как думы мои подсказывают. Если не укладёшь душу – радости не будет тебе. И молитва не будеть полезна тебе, если ты будешь только себе просить. А надо за всех молиться. Потому что хлеб не сеем, а ядим. Значит, кто-то трудится, и надо тем людям здоровья просить – кто об нас пякётся<…>.

Хвалить себя я не можу. Ну как я вроде делаю, так нравится людям. Пусть у меня убору нет, пусть у меня нет достатка большого, а я думаю: если нет достатка, так хоть чистенько пусть бедеть. Так живём просто в меру.<…>И роту нельзя волю давать – ни в питье, ни в яде. Если человек пьеть не в меру и ест не в меру, уже он портится и на виду <…>[Паунова 2000, с. 42-45].

Особая гордость липован – их трудолюбие и миролюбие. Они научились жить в ладу с людьми разных национальностей. «Наши рабатящии были, рамына нас паетаму приняли. Мы же строили, сёла у нас аблагараживалися, а ане больша земледельцы были, а наши рыбаки были, земледельцы были… Там даже черкесы жили – черкесская слава, русская слава… турки жили, немцы жили. Румыния маленькая, но населяли большое количество людей. Немцы жили у них слабада называлась…»7

Поскольку румынское правительство позволяло свободно исповедовать свою веру, липованам казалось, что в России с этим вопросом не возникнет никаких проблем. Но на родине ждали новые испытания – политическое противостояние исповеданию веры. Таким образом, липоване оказались в очень тяжёлом положении. На родине, куда так стремились попасть липоване, они оказались абсолютно не нужными и забытыми. Общинный строй не помог выжить старообрядцам в таких жёстких идеологических условиях.