Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Природопользование. Мусохранов 1 том.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
2.23 Mб
Скачать

5.3. Биологические ресурсы океана (гидросферы)

Мировой океан с незапамятных времен служил источником питания для человека, но наиболее широкое развитие морское, а затем и океаническое рыболовство получило во второй полови­не XIX в. Особенно интенсивно стали использоваться биологи­ческие ресурсы океана в последние десятилетия ХХ в. Так, сум­марный мировой улов рыбы в настоящее время составляет око­ло 80 млн т в год. По оценкам ФАО, улов морепродуктов может достичь максимума 100 млн т. Особенно возросли уловы рыбы (около 1/8 мирового улова), которые используются для производ­ства рыбной муки (анчоусы, сардины, сельди, манхэден). Так, если уловы перуанского анчоуса в 1938 г. составляли 1 тыс. т, то в 1983 г. - 1261 тыс. т. Увеличились уловы таких промысловых видов рыб, как минтай, сардины, мойва, ставрида, скумбрия, тунец и др. В настоящее время основной улов идет в шельфовой зоне океана - 86%; на район материкового склона приходится 4% и на удаленные от берегов районы пелагиали - 10% улова. Резко возрос мировой вылов беспозвоночных - с 1860 тыс. т (1938 г.) до 9270 тыс. т (1983 г.): ракообразных, креветок, кра­бов, омаров и пр. Также увеличилась добыча моллюсков - древ­нейших объектов промысла (устрицы, мидии, головоногие), ко­торая сейчас составляет около 6000 тыс. т (Израэль и др., 1989).

По имеющимся данным, Атлантический океан занимает первое место по рыбопродуктивности среди других океанов. Так, если рыбопродуктивность Мирового океана составляет в среднем 166 кг/км2, то Индийского - 40, Тихого - 170, а Атлан­тического океана - 260 кг/км2. В то время как акватория Атлан­тического океана и сопредельных морей занимает лишь 27% площади Мирового океана, общий ежегодный улов морепродук­тов в нем составляет 41-43% мирового вылова. В Атлантиче­ском океане вылов тунцов, меч-рыбы и парусниковых всеми странами в 1970-1980 гг. составил 282-411 тыс. т.

С охоты на гренландского кита, достигающего в длину 20 м и массы 100 т, обитающего в морях Северного Ледовитого океа­на, в начале ХУП в. начался мировой китобойный промысел. Этот вид был включен в 1984 г. в Красную книгу СССР, его численность достигает не менее 3000 особей (Войткевич, Врон­ский, 1996). Хищническая добыча китов привела к тому, что к середине ХУИ в. почти исчезли гладкие киты, к ХУШ в. - серые киты, широко ранее представленные в водах Северной Атланти­ки. С 1904 г. начался промысел китов в водах Антарктики; ми­ровая добыча китов благодаря техническим новшествам возрос­ла с 12 тыс. голов (1910 г.) до 66 тыс. особей крупных китов (1962 г.). В 1967 г. в водах Антарктики только советскими и японскими китобойными флотилиями было добыто около 20 тыс. китов (в основном кашалотов, финвалов, сейвалов). Та­кой чрезмерный вылов привел к резкому сокращению численно­сти отдельных видов китов в океане.

Поэтому Международная китобойная комиссия вынуждена была повсеместно ввести запреты на добычу синих и горбатых китов. Малый полосатик, регулярный промысел которого начат в 1971-1972 гг., в связи с истощением запасов других видов стал сразу же основным промысловым видом усатых китов в Ан­тарктике. Все биологические показатели данного вида пока сви­детельствуют о хорошем состоянии популяции. Исследования последних лет показывают, что горбатые киты новозеландской и австралийской популяции начали успешно наращивать свою численность. В Красную книгу СССР были включены следую­щие виды китов: гренландский, южный, горбач, финвал, синий и сейвал.

В целом научные данные свидетельствуют о том, что чело­век по использованию биологических ресурсов океана подошел к критической черте. Конечно, можно увеличить добычу пище­вой продукции за счет новых промысловых видов (фито- и зоо­планктона), особенно криля в водах Антарктики, можно усилить эксплуатацию недоиспользованных запасов рыбы, повысить первичную продукцию океана, но все эти пути не смогут полно­стью решить проблему его биологических ресурсов. Тем более в последние годы остро встала проблема загрязнения вод Миро­вого океана различными токсикантами: нефтепродуктами, пес­тицидами, тяжелыми металлами и др. Особенно негативно на жизнедеятельности морских организмов сказывается нефтяное загрязнение океана (ежегодно поступает 1,7-8,8 млн т нефти). При значительной концентрации нефти в морской воде (до 6 мг/л) отмечается уменьшение скорости роста мидий и дву­створчатых моллюсков, снижается плодовитость организмов, возникают вирусные заболевания морских беспозвоночных, опу­холи у рыб и т.д. Поэтому новым и перспективным направлением не только освоения, но и обогащения биологических ресурсов Мирового океана является марикультура, т.е. выращивание и раз­ведение промысловых организмов.

Марикультура - искусственное выращивание и разведение морских промысловых организмов (устриц, моллюсков, водо­рослей и др.), имеющая весьма древние корни. Еще за 2000 лет до н. э. в Японии на приливных участках берега занимались вы­ращиванием устриц (о возможности их разведения в Древней Греции упоминал Аристотель). В России в конце Х1Х в. товар­ным выращиванием устриц занимались в Севастополе, бухты которого изобиловали устричными банками. Современный этап марикультуры начался в 50-60-х годах ХХ столетия. В настоя­щее время марикультура дает около 9 млн т продукции или 1/7 всех морепродуктов, причем главными производителями явля­ются Китай (более 4 млн т), Япония (около 980 тыс. т), Индия (около 850 тыс. т) и Южная Корея (480 тыс. т). В нашей стране производство морепродуктов (в основном рыборазведение) со­ставило 340 тыс. т. Успешно марикультурой занимаются в таких странах, как Китай (моллюски, морские водоросли), Индия (ры­ба) и Индонезия (ракообразные). Из западноевропейских стран по выращиванию моллюсков в числе лидеров можно отметить Францию и Испанию. Так, в Испании из 170 тыс. т беспозво­ночных, выращиваемых ежегодно, более 95% приходится на производство мидий. Здесь широко применяется «японский» метод выращивания мидий на плотах; именно таким путем в Японии выращивается до 270 тыс. т устриц.

В нашей стране широкое исследование в области марикуль- туры начаты в 60-х годах на Дальнем Востоке, у берегов Япон­ского моря. Здесь на промышленную основу поставлено разве­дение тихоокеанских лососей, а также начато культивирование беспозвоночных и водорослей на опытно-промысловых морских фермах. Ведутся работы по созданию основ марикультуры в бассейнах Белого и Баренцева морей: организация искусствен­ных нерестилищ для сельди и изучение возможностей культи­вирования мидий и водорослей. Значительное развитие мари- культура получила в бассейнах южных морей России, в частно­сти на Каспии на осетроводческих заводах по типу выростных хозяйств осуществляется воспроизводство и подрастание моло­ди осетровых. В Азово-Черноморском бассейне получены прак­тические результаты по культивированию мидий и использова­нию их в пищевых целях, а также в качестве высокоэффектив­ных кормовых добавок в птицеводстве и животноводстве. Одна­ко в последние годы на производство морепродуктов в Азово- Черноморском бассейне оказывают негативное воздействие ан­тропогенные факторы. Это, прежде всего, эвтрофирование вод, которое связано с резким увеличением поступления веществ антропогенного происхождения (особенно азота и фосфора) с речным стоком, что в свою очередь привело к массовому «цве­тению» воды, снижению содержания растворенного кислорода, гибели бентосных организмов и к уменьшению видового разно­образия гидробионтов (Вронский, 1996). Хроническими стали «красные приливы», которые вызываются огромным размноже­нием ресничных инфузорий. Отрицательное влияние на экоси­стемы Азовского и Черного морей оказало загрязнение среды пестицидами, нефтепродуктами, тяжелыми металлами, а также появление с 1986 г. и массовое размножение гребневика.

В целом преимущества марикультуры огромны, так как че­ловек стал выращивать в искусственных условиях на «подвод­ных фермах» многие ценные виды рыб, водорослей, моллюсков и затем выпускать их в океан, тем самым способствуя обогаще­нию его биологических ресурсов. Человечество обязано сохра­нить уникальную экосистему океана - источника жизни и бла­гополучия на нашей планете. И никогда не забывать слова французского океанолога Жака-Ива Кусто: «Мы должны нау­читься уважать неприкосновенность и равновесие мира, столь неразрывно связанное с нашим. Глядишь, и поймем, что море - продолжение нашего мира, часть нашей Вселенной, владения, которые мы обязаны охранять, если хотим выжить».