Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семинар 1 ИЕН.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
114.69 Кб
Скачать

Софья Николаевна Лысенкова

С. Н. Лысенкова – народный учитель СССР 91990), с 1946 г. – учительница начальных классов школ г. Москвы.

Исходя из своего многолетнего опыта, С. Н. Лысенкова пришла к интересным выводам о совершенствовании системы обучения в младших классах.

Это, прежде всего, идея комментированного управления учебным процессом. Сначала это был прием по включению каждого ребенка в учебную работу, а потом как важный элемент методической системы. Его смысл состоит в том, что, по предложению учительницы, один из учеников вслух проговаривает все свои учебные действия, точнее – операции. Даже при решении простого примера 2 + 3 = 5 один ученик вслух говорит, какие действия он производит, т.е. он «ведет». В это время все учащиеся в своих тетрадях делают то же. Все они понимают смысл производимых действий. По сути, это этап интериоризации при формировании умственных действий (по П. Я. Гальперину, Н. Ф. Талызиной). Так выдерживается высокий тем урока, развивается у ребят речь, логическое мышление. К четвертому классу комментированное управление перерастает в доказательное. Надо сказать, сто прием комментирования широко использовался в средних классах в опыте липецких учителей (1960).

Идея опережающего обучения, характерного для методической системы С. Н. Лысенковой, навеяна мыслью Л. С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Учительница подтвердила жизненность этой мысли и блестяще ее реализовала в начальных классах. Реализация опережающего обучения имеет три этапа:

1 – предварительная подготовка учащихся: введение первых порций (элементов) будущих знаний;

2 – уточнение новых понятий и их применение;

3 – открытие новых перспектив, развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий.

В результате опережающего обучения школьники легко и сознательно усваивают сложную тему. Экономится время, поскольку дети быстрее воспринимают новый материал.

В практической деятельности С. Н. Лысенкова использует и алгоритмы. В частности, по этому принципу она широко пользуется опорными схемами, а также другими пособиями, набором дидактических знаков, таблиц, карточек. Схемы помогают учащимся овладению мыслительными приемами. С. Н. Лысенкова отказалась от дополнительных занятий с учащимися, считая их пустой тратой времени. Благодаря разработанной системе ей удалось добиться нормальной успеваемости всех учащихся.

Человечностью, гуманизмом отличается общение С. Н. Лысенковой с учащимися. Это вызывает ответную любовь и доверие детей к ней.

Евгений Николаевич Ильин

Е. Н. Ильин – учитель литературы 307-й, затем 516-й средней школы Ленинграда – Санкт-Петербурга, методист. То новое, что внес он в дидактику, видно будет лучше и нагляднее, если его методику сравнить с привычной методикой изучения литературы в школе.

Система подачи материала по литературе имела традиционную схему: излагается биография писателя. Поэта; изучается и анализируется его творчество по крупным разделам, например, лирика, гражданская поэзия, сказки, исторические повести А. С. Пушкина или других писателей, поэтов; общие идеи иллюстрируются отрывками из произведений писателя, цитатами из стихов поэта; делаются выводы о художественных особенностях произведений, о вкладе писателя в историю литературы. При этой системе учитель «дает» материал, а ученик его «берет», если есть желание «брать». Очень часто у ученика не возникает интереса к чтению произведения. Не все ученики читают программную литературу. У Е. Н. Ильина читают все! Негативная сторона традиционного изучения литературы: на первом месте стоит познавательная задача, а уж потом – воспитательная. В методической системе Е.Н. Ильина есть ряд находок в построении изучения темы, подаваемых «наоборот», в отличие от традиционного. Педагог-новатор главную цель преподавания литературы видит в ее воспитательной функции, а уже потом – в познавательной. «Интенсифицировать знания в массовой школе в полной мере удается лишь на воспитательной основе». Отказавшись от пассивных методов обучения, он разнообразными приемами побуждает учащихся к активному поиску «своей истины», собственных взглядов и оценок обсуждаемых проблем. Постоянно используются приемы, рассчитанные на эмоциональное воздействие литературных и поэтических произведений на ученика. «В какой мере работа ума становится трудом души – вот критерий урока литературы».

Е. Н. Ильин деталь считает жемчужиной текста. Начиная с «мелочи» и «Детали», преподаватель рассуждает, ищет, спорит, ошибается и доходит до больших обобщений; от детали – через поиск – к обобщениям. Поиск, начатый на уроке, продолжается за его пределами, появляются творческие, иногда – игровые задания.

Особое внимание уделяется репликам, вопросам учащихся на уроке. В них выражается поиск, спор, сомнение, возражение, стремление иметь свою точку зрения. Развивается любознательность, ученик тянется к литературе. И учитель не только учит, но и сам учится у школьников.

Е. Н. Ильин придает значение педагогической технике. Артистизм учителя он считает наивысшим учебным средством. Урок литературы – это искусство, и учитель – художник своего урока: он и сценарист, и режиссер, и исполнитель, и взыскательный критик, и литературовед.

Велико значение общения учителя с учащимися в учебно-воспитательной работе, считает Е. Н. Ильин. Необходимо строить новый тип отношений учителя с учеником, в основе которого – «доброжелательность, мудрая простота, взаимный контакт и интерес».

Опыт Е. Н. Ильина должен заинтересовать не только словесников и не только учителей, потому что он выверен многолетней практикой и высоким стабильным конечным результатом. Безусловно, учитель любого предмета возьмет воспитательную функцию урока, обеспечивающую успех работы учителя, прием как узел урока, активную поисковую работу учащихся вместе с учителем как сотворчество, общение учителя и учеников как духовный контакт, педагогическую технику как атрибут педагогического мастерства.

(Прокопьев, И. И. Педагогика: учеб. пособие И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – С.438 – 440).