Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экологический аудит территорий (на примере равнинного Крыма) - Позаченюк Е.А., Завальнюк И.В..doc
Скачиваний:
131
Добавлен:
24.05.2014
Размер:
10.37 Mб
Скачать

2.3. Организация среды

Среда, как указано в главе 1.2.3, многогранна. В данном случае речь идет о внешней среде (окружении) объекта ЭАТ как об интегральной геоэкологической среде, включающей ландшафтные, географические, социально-экономико-экологические аспекты. В связи с этим, изучение ее организации (рис. 1.1, блок 1.3) базируется на исследовании особенностей ландшафтной (блок 1.3.1), географической (блок 1.3.2), социально-экономико-экологической (блок 1.3.3) сред (рис. 2.5). Отметим, что их границы варьируют в зависимости от целей, задач анализа, возможностей аудиторов. Организация среды важна с точки зрения установления зональной принадлежности и типа ландшафта, геоэкологического состояния систем, составной частью которых является объект ЭАТ.

Рис. 2.5. Содержание исследования организации среды

Например, ПХТС равнинного Крыма имеет достаточно сложно организованную внешнюю среду (окружение) (рис. 2.6). Это часть Крымской степной физико-геогра-

фической провинции в пределах сухостепной (южностепной) физико-геогра-фической подзоны физико-географической страны Восточно-Европейской полиген-ной равнины. Пограничные геоэкосистемы очень разнородны. Они представлены как территориальными, так и аквальными комплексами. На севере – Присивашско-Приазовская физико-географическия область Причерноморско-Приазовской провинции сухостепной подзоны Восточно-Европейской полигенной равнины. На юге – физико-географическая страна Горный Крым. На востоке – Керченская холмисто-грядовая область Крымской степной провинции. На западе и северо-востоке – аквальные геоэкосистемы соответственно Черного и Азовского морей.

Присивашско-Приазовская физико-географическая область (см. рис. 2.6) занимает юго-восточную часть Херсонской области. Она представляет собой мор-скую аккумулятивную террасовую равнину и является одной из самых низких областей степной зоны. В ландшафтной организации основную роль играют лессо-вые слабодренированные равнины с темно-каштановыми, каштановыми почвами, а в северо-западной части с черноземами южными с большим количеством подов. Своеобразны Сивашские озера, лиманы, песчано-ракушечниковые косы, пересыпи. В настоящее время это районы повышенной и сильной антропогенных нагрузок, о чем свидетельствуют результаты проведенной нами оценки.

Физико-географическая страна Горного Крыма (см. рис. 2.6) включает три физико-географические области – Предгорную, Главной гряды и ЮБК. Каждая из них имеет сложную ландшафтную организацию, которая определяется сочетанием таких ведущих факторов, как разница высот, экспозиционные различия разного пространственного уровня, контакт с Черным морем, а также литолого-геоморфоло-гические и климатические факторы. В частности, ландшафтная организация близле-жащего к исследуемому региону предгорного ландшафтного уровня обусловлена позицией относительно гор и направления господствующих ветров, абсолютной высотой, глубиной грунтовых вод. Преобладают лесостепь на денудационно-остан-цовых, структурных денудационных и аккумулятивных равнинах, куэстовых возвы-шенностях, и дубовые леса и кустарниковые заросли на денудационно-останцовых и наклонных структурных денудационных равнинах и куэстовых возвышенностях.

Пестрость ландшафтной организации Керченской холмисто-грядовой области Крымской степной провинции (см. рис. 2.6) связана преимущественно с литолого-геоморфологическими факторами. Сочетание грядово-платообразной северо-восточной части области с эрозионно-расчлененной юго-западной обусловливают внутрирегиональную ландшафтную дифференциацию. Распространены абразионно-денудационно-останцовые степные, денудационно-равнинные ковыльно-типчаково-степные, аккумулятивно-равнинные ковыльно-типчаково-степные, слабодрениро-ванные равнинные лугово-солянковые, балочные лугово-степные местности.

Разнообразие ландшафтной организации среды нивелируется антропогенной

деятельностью. Антропогенное изменение естественных ландшафтов приближается к зональному уровню. Так, предгорная лесостепная зона в настоящее время имеет степной характер, а лесная предгорная – лесостепной.

Аквальные геоэкосистемы Черного и Азовского морей - внутренние моря бассейна Атлантического океана. Это открытые широкие беспрепятственные водные экокоридоры высоких межрегиональных рангов.

Социально-экономико-экологические особенности среды равнинного Крыма обусловлены, во-первых, экологическим состоянием юга Украины, во-вторых, изменениями, привнесенными в связи с возвращением депортированных народов, в-третьих, интенсивностью внешних экономических связей. Первые два аспекта детализированы в главае 4, на третьем – остановимся ниже.

В пределах внешней территории, как отмечалось в главае 2.1, Н.В. Багровым [50], О.М.Кузьминой [116] выделены микро-, мезо- и макроуровень осуществления экономических связей. На микротерриториальном уровненаблюдаются связи внешней внутригосударственной территории экономических контактов региона. Для равнинного Крыма такой территорией выступает совокупность административных единиц Украины (в том числе АРК). Преобладает торговля товарами, значительную долю составляет производственная кооперация, и довольно весомую часть занимает торговля услугами. Из хозяйственных связей в отраслях производственной сферы особенно тесны связи в агропромышленном комплексе и комплексе строительной индустрии. Наибольшим разнообразием в отраслевой структуре торговли товарами, услугами, инвестициями в хозяйство Крыма отличаются регионы Причерноморья, Донбасса и Центрально-Южного Приднепровья. Намезотерриториальном уровнеосуществляются связи внешней зарубежной территории в пределах постсоветского пространства (СНГ и Балтии). Лидер в отношении объемов и структуры внешнеэкономических связей – Россия.Макротерриториальным уровнемвыступает внешняя зарубежная территория осуществления внешнеэкономических связей региона, где ключевыми странами выглядят Германия, Испания, Турция, США.

Вышеизложенный материал положен в основу анализа взаимодействия объекта и среды (см. глава 3.2).