
- •Позаченюк е.А.
- •Глава 4. Геоэкологическая оценка территории…………………….
- •Глава 5. Экологическая инфраструктура как средство стабилизации геоэкологического состояния территории…………………………………………………..…...
- •Глава 6. Аудиторское заключение………………………………..
- •Введение
- •Глава 1 методологические аспекты экологического аудита территорий
- •1.2. Основные подходы
- •1.3. Процедура
- •1. Предаудиторский этап:
- •1.4. Схема методики осуществления
- •Глава2 организация объекта экологического аудита территорий
- •2.1. Географическое положение
- •2.2. Организация территории
- •2.3. Организация среды
- •2.4. Ценность объекта
- •Глава3 коадаптивность в аудиторской оценке территорий
- •3.1. Коадаптация хозяйственной и природной подсистем в пределах объекта экологического аудита территорий
- •3.2. Коадаптация объекта экологического аудита со средой
- •Глава 4 геоэкологическая оценка территории
- •4.1. Схема методики оценки геоэкологического состояния
- •4.2. Геоэкологическое состояние территории равнинного Крыма
- •4.3. Геоэкологическое районирование
- •Глава 5 экологическая инфраструктура как средство стабилизации геоэкологического состояния территории
- •5.1. Понятие экологической инфраструктуры
- •5.2. Экологическая инфраструктура равнинного Крыма
- •5.3. Принципы формирования целостной экологической инфраструктуры
- •Глава 6 аудиторское заключение
- •6.1. Общие требования и методика
- •6.2. Экологическое аудиторское заключение по равнинному Крыму
- •10. Мероприятия по устойчивому развитию равнинного Крыма.
- •Литература
- •П р и л о ж е н и я
3.2. Коадаптация объекта экологического аудита со средой
3.2.1. В о з д е й с т в и е о б ъ е к т а а у д и т а н а с р е д у. Исследование воздействия объекта на среду (рис. 1.1, блок 2.4) осуществляется в направлении поиска неразрывно связанных структурных (блок 2.4.1) и процессных (блок 2.4.2) изменений среды под влиянием объекта (рис. 3.4). Они могут рассматриваться как на уровне компонентов, так и комплексов.
Рис. 3.4. Схема анализа воздействия объекта на среду
Влияние на среду объекта аудирования происходит за счет формирования гео-котонов вокруг ПХТС. Геоэкотоны – это сложившиеся целостные экосистемы, обладающие географической специфичностью организации. Они формируются под влиянием биотических и географических процессов, и представляют собой вторич-ные аппликативные ландшафты локального и регионального уровня. Характеризу-ются неустойчивостью параметров абиотической среды и повышенной склонностью к флуктуациям, способностью к расширению. Площадь геоэкотонов часто в несколько раз превышает размеры объекта, формирующего зону влияния. В отличие от природных экотонов их образование идет за счет деструктивных процессов и гомогенизации структуры, организации и снижения информативности [146, 147].
При аудите равнинного Крыма рассматривалось его влияние на такие типы сред, как аквальную (морскую), горную (предгорья и Главной гряды Крымских гор), а также южные регионы Украины (в частности Херсонскую область).
ПХТС равнинного Крыма выступает одним из факторов формирования загрязнения (физического, химического, биологического) среды. Основные источни-ки загрязнения окружающих аквальных геоэкосистем (см. глава 2.3) - коллекторно-дренажные и фильтрационные стоки; речной сток, загрязненный нитратами, фосфа-тами, пестицидами и т.п.; территории, на которых грунтовые воды расположены выше критического уровня; индустриально-урбанизированные объекты.
Грубое вмешательство в среду происходит посредством сброса оросительных вод в поверхностные водоемы. Рассоляются и загрязняются лечебные грязи озер и лиманов Теркелы, Аджи-Байчи, Ойбурское, Кызыл-Яр, загрязняются естественные нерестилища ценных промысловых рыб – Каркинитский залив, разрушается уникальный природный объект – Сивашское месторождение высокоминерализо-ванной рапы. Образование ее происходит вследствие естественного испарения с акватории Сиваша поступающей из Азовского моря воды при сохранении равновесия между объемами испарения и поступления морской воды. Сброс в Сиваш оросительных и дренажных пресных вод Северо-Крымской оросительной системы в объемах, достигающих 50% годового испарения, привел к снижению общей минерализации рапы с 80 до 60 г/л и уменьшению содержания брома, хлористого натрия и магния на 35%. В результате отчуждения потеряны для формирования рапы отделенные под накопители сбросных вод из Каховской ороси-
тельной системы заливы Сиваша (Сергиевский, Каирский и Ярошинский).
Кроме того, в пределах северо-западной части Каркинитского залива сброс дренажных вод с орошаемых массивов привел к возникновению ряда техногенных оврагов, активизации абразии и суффозионных процессов в прибрежной полосе. Так, один из районов техногенного оврагообразования расположен в Раздольнен-ском районе, к северо-востоку от с.Аврора. Длина участка, подверженного интенсивному техногенному оврагообразованию, более 2 км. Общее число крупных оврагов здесь достигает 12, и примерно столько же зарождающихся.
Значительно влияние ПХТС равнинного Крыма и на территориальные окружающие комплексы (см. глава 2.3). В частности, мощными источниками воздействия являются предприятия химической промышленности – Крымский содо-вый завод, Перекопский бромный, Армянское ПО„Титан”и др. Их функционирова-ние в течение последних нескольких десятилетий приводит к загрязнению воздуха, почв, грунтовых вод Каланчакского и Чаплынского районов Херсонской области.
Интенсивная природная связь существует также между равнинным и Горным Крымом. Они, согласно Г.Е. Гришанкову [118], представляют собой ландшафтные парагенетические комплексы одного структурного уровня. Наряду с биоценотическими внутриландшафтными связями, являющимися в своей основе парагенетическими, действуют моно- и полисистемные биоценотические связи. Доказательством выступает флористическая общность равнинного и Горного Крыма. Так, количество видов, участвующих в обмене достигает 950, а процент общих видов (теснота связей) – 45. В современных условиях это взаимодействие переносится на загрязняющие потоки. В частности, по нашим наблюдениям, выбросы Красноперекопского промышленного узла достигают предгорья и часто являются причиной гибели сельскохозяйственных культур.
Как видим, ПХТС равнинного Крыма оказывает преимущественно деструк-тивное воздействие на среду. Одними из наиболее важных являются загрязнения (физическое, химическое, биологическое). Основные источники загрязнения – инду-стриально-урбанизированные объекты; коллекторно-дренажные и фильтрационные стоки; речной сток, загрязненный нитратами, фосфатами, пестицидами и т.п. Одним из следствий взаимодействия среды и ПХТС равнинного Крыма являются геоэкото-ны регионального уровня. Они проявляются в видимой (геоэкосистемы приморских территорий и т.п.) и завуалированной (бризовая прибрежно-позиционная зона, которая отличается повышенной сухостью климата, и т.п.) формах.
3.2.2. В о з д е й с т в и е с р е д ы н а о б ъ е к т а у д и т а. Анализ воздействия среды на объект (рис. 1.1, блок 2.5) предполагает выяснение влияния среды на организацию объекта аудита и возникновение в его пределах структурных и процессных изменений (рис. 3.5). При ЭАТ целесообразно рассмотреть влияние интегральной геоэкологической внешней среды как результата взаимодействия различных типов сред: ландшафтной, географической, социально-экономико-экологической (см. глава 2.3). Важно установить роль позиции объекта по отношению к различным вещественно-энергетическим потокам.
Рис.
3.5. Внутреннее содержание исследования
воздействия среды на объект
В частности, среда ПХТС равнинного Крыма, как указано в главае 2.3, многомерна и сложноструктурирована. Особенности организации внешней геоэкологической среды (см. глава 2.3) обуславливают в значительной мере внутреннюю организацию ПХТС равнинного Крыма (см. глава 2.2).
Близость морей, Крымских гор обуславливают особенности внутренней ландшафтной дифференциации территории. В 1929 году Н.Н. Соколов впервые отметил существование в Крыму обратной природной зональности [148]. Все зоны Крыма, в том числе и равнинного, он рассматривал как систему вертикальных зон. Такая же логика рассуждений прослеживается при описании растительности [149]. Свойства зональной системы равнинного Крыма на основе особенностей природы взаимодействующих элементов исследованы Г.Е. Гришанковым [150, 151, 118].
Позиция объекта аудита во многом определяет его свойства, вызывая ряд структурных и процессных изменений. Вследствие взаимодействия среды и ПХТС равнинного Крыма происходит формирование контактных зон - геоэкотонов (см. глава 3.2.1). В зависимости от конкретной позиции в пределах приморских территорий четко прослеживается выделение своеобразных геоэкосистем, созданных в результате взаимодействия суши и моря и особого типа антропогенного воздействия [12]. Кроме того, как отмечалось, для побережья характерна бризовая прибрежно-позиционная зона, которая отличается повышенной сухостью климата. Под влиянием дальней и ближней позиции (см. глава 2.2) относительно Главной гряды дифференцируется структура, в первую очередь, южной части исследуемого региона. Определяющее значение имеет не столько изменение высоты, сколько изменение количества выпадающих осадков.
Позиция определяет интенсивность и направленность процессов в регионе. Так, например, частота и интенсивность суховеев возрастает, как отмечалось в главае 3.1.2, в северном направлении, что объясняется положением относительно центра их формирования - центральных районов Нижнего Приднепровья, а убывание от центральных районов к западу и востоку связано с влиянием окружающих морей.
Взаимодействия равнинного Крыма со средой тесны, несмотря на качественную ее разнородность. Воздействие соседних территорий (акваторий) на него осуществляется через трансграничные переносы тепла, влаги, минеральных частиц, солей, семян растений, миграции животных и др. В современных условиях взаимодействие посредством естественных связей переносится на загрязняющие потоки. Фактором, определяющим как его внутреннюю организацию, так и интенсивность и направленность процессов в регионе, выступает позиция.