Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Золотухин В. Е. Основы философии, 2009.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.13 Mб
Скачать

Добро – красота – вера

Основная задача философа – удержание реальности и абсолютности начала человеческого бытия. И эти две равноправные исходные категории, по отношению к которым необходимо осуществить синтез, являются для Соловьева отправными и фундаментальными. Поиск целостного, гармонического сочетания человеческих начал: истины, добра и красоты – приводит к необходимости дополнить их верой, т.е. религиозным началом. Образ целостности человеческой природы как согласование рационального, чувственного, душевного и волевого воплощен в особой вселенской вере. Откровению, раскрывающемуся в художественном творчестве, противостоит составляющее суть веры сокровение, которое является основанием продуктивного чувственно-эстетического воображения.

Но не любая религия и вера достойны, быть обоснованием человеческой чувственности. Если божественное абстрагируется от человеческого, что отразилось в чистом византизме или в сектантстве, где проявилось деспотическое отношение к отдельному человеку, то это, как доказал Соловьев, приводит к социальным искажениям. Конечно, в противоположность раннему католичеству, византизм отдавал предпочтение светской власти и в связи с этим – доминированию элитарного над всеобщим. И именно поэтому Византия не выполнила миссии создания христианского государства, подорвав этим само учение Иисуса Христа, возвысив социально-профанное над сакрально-интимным в религии. В поисках вселенской религии Соловьев обращался вначале к католицизму, главы которого (папы) вели последовательную борьбу против ограничения духовно-социальной роли христианства, что было характерно для различного рода ересей.

Первоначальное папство, что положительно, утверждалось в борьбе за свою самостоятельность от светской власти в пространстве идеологии и социальной свободы. Но позднее в папизме оформилась идеологическая тенденция, сутью которой оказалось насилие и подчинение неримских (и неевропейских) регионов своему влиянию и превращение их в духовную периферию. В противоположность этому Россия получила христианство из Византии до разделения церквей, не вступив в официальный конфликт с римским католицизмом. И это дало российской вероисповедальности определенные преимущества перед европейско-католической.