- •Лев Николаевич Толстой
- •2. «Азбука» и «Новая Азбука»
- •3.Реализм и народность произведений л. Толстого для детей
- •4.Научно-художественные рассказы и статьи л. Толстого в «Русской книге для чтения»
- •7.Самое важное для т.—чтобы дети поняли основную мысль рассказа, его нравственную идею. Мораль в рассказах д.Б. Умная, а не глупая.
- •6.Художественные особенности рассказов л. Толстого для детей.
- •Рассказ «Филиппок»
- •Рассказ «Котенок»
- •Рассказ «Акула»
- •Рассказ «Прыжок»
- •Рассказ «Косточка»
Рассказ «Филиппок»
Включен в «Новую азбуку», т.е. по замыслу писателя адресован самым маленьким читателям, едва научившимся читать. Это рассказ о глубоких переживаниях маленького мальчика Филиппка, об изменениях в его душе, т.е. психологический рассказ. Тема пути очень существенна в рассказе. Она связывает фабульное и психологическое повествования.
Событийный ряд для Ф. начинается с запрета и его нарушения (Мать: «Ты еще мал, не ходи»). Мальчик уже не может повернуть назад, просто вернутся домой. Путь для Ф. в школу, как и для сказочного героя, будет полон трудностей и опасностей.
Первая опасность—внешняя. На него нападают собаки чужой слободы, кот. его не знали. 1-я беда преодолевается благодаря «помощнику», кот. отводит опасность («Вышел мужик, отогнал собак и сказал…»). Слово «сказал»--очень важно. Доброе слово, а не только физическая помощь подтолкнут Ф. к преодолению пути.
Все последующие «помощники» будут подвигать героя к принятию решения не только словом и участием, а все остальные препятствия на его пути будут уже внутренними, психологическими.
На пороге школы «на Ф. нашел страх». Он, как сказочный герой на распутье, «думает, что ему делать». У него есть выбор. Любое решение для Ф. психологически невозможно: «Назад идти—опять собака заест, в школу идти—учителя боится».
Слова нового «помощника», бабы с ведром, определяет его решение. Он вынужден зайти в школу. Приближается кульминация повествования. Это приводит к психологическому напряжению героя, которое в этот момент достигает своего предела.
Чтобы подчеркнуть значимость этого фабульного момента, Т. изменяет точку повествования. До сих пор читатель наблюдал за происходящим как бы со стороны. Теперь он видит все глазами героя. Мальчик очень напуган. Он думает, что в школе настроено враждебно по отношению к нему. Ему кажется, что все кричат: учитель, дети. Именно по этому «в горле у него пересохло», и он заплакал. Но и здесь находятся добрые «помощники». Учитель и дети участливым словом разрежают напряженную ситуацию.
Стоило немного Ф. освоится в новой обстановке, он сразу же становится самим собой и даже начинает немного хвастаться. Повествование, как в сказке, заканчивается благополучно, к нему добавляется поучительная сентенция: «Ты погоди хвалиться, а поучись».
Трудный путь, полный реалистических и психологических препятствий приводит героя к новому качеству. Он начал ходить с ребятами в школу.
В рассказе Т. тонко соединяются сказочные (композиционные) и былевые (фабульные) компоненты. Автор отбирает для свого рассказа фактический материал, знакомый крестьянскому ребенку. Он строит свое повествование с опорой на сказку, которая рано входит в сознание крестьянских детей.
Рассказ «Котенок»
Автор определяет его как «быль», подчеркивая достоверный характер происходящих событий. Повествование поначалу не предвещает стремительного развития действия. Кошка принесла котят; дети полюбили их; одного из них мать оставила для детей; дети играли с ним.
Почти половину рассказа занимает экспозиция, что само по себе замедляет ход развития повествования. Включенные в него элементы описания делают такое замедление еще более заметным. Эта часть рассказа могла бы стать у Т. самостоятельным законченным произведением.
Вслед за завязкой («Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка»), стремительно следует кульминация. Появляется охотник с собаками, и мальчик, спасая котенка, закрывает его собой. Неожиданность кульминации, ее взрывной характер подчеркивается писателем («вдруг они услыхали», «кто-то громко кричит»). Движение действия от завязки к кульминации значительно короче, чем от кульминации к развязке, что нехарактерно для обычного эпического произведения. Все это приводит к тому, что мы называем «динамическим взрывом», к намеренной драматизации повествования.
В некоторых рассказах для создания напряженного, динамического фабульного сюжета Т. жертвует даже достоверностью повествования.
