Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Методические рекомендации исследования ДРО. Мар...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
376.32 Кб
Скачать

Исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия

Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительского взаимодействия объясняется значимостью роли взрослого для детского развития. Принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты этого взаимодей­ствия. Несмотря на широкую представленность в психологической литературе це­лого ряда категорий, характеризующих отдельные особенности эмоциональной стороны взаимодействия, содержание этого часто используемого понятия до сих пор определяется в значительной степени интуитивно. С одной стороны, накоп­лен обширный перечень характеристик эмоционального взаимодействия родите­лей с ребенком, с другой стороны — окончательно не сложилось представление о том, как они соотносятся между собой, насколько полно отражают психологиче­скую реальность. В такой ситуации возникают все новые и новые понятия, часто чрезвычайно близкие по содержанию, иногда дублирующие друг друга.

Различными авторами широко используются такие характеристики, как чув­ствительность (А.С. Спиваковская, 1986), эмоциональный контакт (Р. Кэмпбелл, 1990), эмоциональное принятие (Э. Фромм, 1990, А.Я. Варга, 1987), эмоциональ­ное отвержение (М. Земска и др., 1986), эмпатия, эмоциональная поддержка (М.Раттер, 1987, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, 1990, Ю.В. Гиппенрейтер, 1995), чувства во взаимодействии, эмоциональный фон взаимодействия, материн­ская отзывчивость (]. Воу1Ьу, 1969, Е. Попцова, 1995). Объем этого перечня сам по себе говорит о неоднородности и многогранности описываемой психологиче­ской реальности.

Перечисленные выше харак­теристики могут быть сгруппированы в три содержательных блока. В первый блок входят характеристики, отражающие особенности восприятия — распознавания эмоционального состояния партнера взаимодействия. Характер реагирования родителя на то или иное состояние определяется его отношением к ребенку. Характеристики, раскрывающие это отношение, также могут быть объе­динены в самостоятельную группу и составить второй содержательный блок. И, наконец, при описании детско-родительского взаимодействия используются ха­рактеристики, описывающие его внешние поведенческие проявления. Если харак­теристики первого (воспринимающего) и второго (отношенческого) блока сами по себе трудно доступны объективному наблюдению, то внешние особенности поведения ребенка и родителей, в которых они проявляются, могут быть зафик­сированы достаточно определенно. Такие поведенческие проявления, являющиеся интегративнъши характеристиками эмоциональной стороны взаимодействия, составляют третий содержательный блок.

Остановимся подробнее на содержании каждого из перечисленных блоков.

Первый блок, характеризующий особенности восприятия, чувст­вования партнерами взаимодействия эмоционального состояния друг друга - блок чувствительности. Этот блок составляют та­кие характеристики, как распознавание состояния партнера взаимодействия, по­нимание причин этого состояния и способность к сопереживанию.

Как правило, любящие родители чутко подмечают изменение состояния ре­бенка: видят, когда он устал, расстроен, неважно себя чувствует. Такие эмоцио­нальные проявления особенно информативны в общении с маленькими детьми, для которых данный канал коммуникации долгое время остается единственным. Однако для полного понимания друг друга участниками взаимодействия необхо­димо не только адекватно распознать эмоциональное состояние, но и правильно оценить возможные причины, вызвавшие его. В данном случае речь идет ско­рее не об эмоциональном, а о когнитивном компоненте взаимодействия, однако он включена в систему анализа, так как отражает опыт эмоционального взаимодействия родителей с ребенком. Без понимания причин, вызвавших то или иное состояние, поведение ребенка кажется неадекватным, вы­зывает раздражение. Родителям может показаться беспричинным возбужденно-радостное состояние ребенка, проявления усталости воспринимаются как излиш­няя капризность, молчаливо-угрюмое состояние обиженного ребенка может быть оценено как упрямство, отчаяние как дерзость.

Таким образом, неумение правильно оценить причины эмоционального со­стояния ребенка искажает восприятие этого состояния, снижает чувствительность родителей.

Следующей характеристикой, отражающей общую родительскую чувстви­тельность, является способность к сопереживанию — эмпатия. Настоящее пони­мание эмоционального состояния ребенка достигается только в ходе преломле­ния его чувств и переживаний через собственный эмоциональный опыт. Возмож­ность понять и разделить чувства другого приходит только в том случае, когда чувства эти находят отклик в собственной душе. Невозможно разделить чужую радость, если сам не умеешь радоваться, чужую боль, если сам не испытывал ду­шевной боли. Но дело не только в способности соотносить чувства другого со своим душевным состоянием, а еще и в готовности делать это.

Особенности восприятия, как известно, во многом определяются отношени­ем, чувствами, которые испытывает участник взаимодействия к своему партнеру. Этим объясняется субъективность восприятия. Детско-родительские отношения не являются в этом смысле исключением. Отношение взрослого к ребенку харак­теризуется рядом показателей, которые составляют второй блок, на­званный - эмоциональное принятие. Данная характеристика наиболее часто используется при описании системы отношений. Она обозначает целостное отно­шение к индивидуальным особенностям ребенка — его мыслям и чувствам, по­требностям и способностям. Безусловное принятие является признанием неповто­римой индивидуальности партнера, признанием его права быть таким, какой он есть — "быть самим собой". Степень эмоционального принятия матерью ребенка проявляется в чувствах, возникающих у нее во взаимодействии. Взаимодействие с ребенком в случае безусловного принятия вызывает целую гамму положительных чувств и переживаний. Это любовь, нежность, симпатия, гордость. Можно ска­зать, что общение с ребенком доставляет родителям удовольствие. В противном случае оно несет негативные переживания — злость, раздражение, досаду. По словам родителей, итогом такого взаимодействия становится усталость, опусто­шенность.

Чувства, испытываемые во взаимодействии, часто вырываются вовне, созда­вая эмоциональный фон взаимодействия. Скрытое раздражение, недовольство ребенком порождает негативный эмоциональный фон. Взаимодействие же людей, испытывающих искреннюю любовь и симпатию, имеет положительный эмоцио­нальный фон.

Система взаимоотношений во взаимодействии включает в себя не только от­ношение к партнеру, но и отношение к себе. В системе детско-родительских отно­шений негативное отношение родителя к себе, так же, как и негативное отноше­ние к ребенку, оказывает губительное воздействие. Оно так же может порождать раздражение, стремление избегать близкого контакта, самого взаимодействия. Другими словами, негативное отношение к себе притупляет чувствительность ро­дителя, вызывает отрицательные эмоции в ситуации взаимодействия, создавая негативный его фон. Наоборот, родитель, положительно оценивающий свою ро­дительскую роль, проявляет терпимость к ребенку, спокойную уверенность во взаимодействии с ним, удовлетворенность от общения. Отношение к себе, приня­тие себя в качестве родителя, неизменно отражается на отношении к ребенку, пре­образуя его в ту или иную сторону.

Как родительская чувствительность, так и отношение к ребенку определяют особенности построения взаимодействия. Внешние, поведенческие характеристи­ки взаимодействия, с одной стороны, являются их отражением, позволяющим опосредованно судить об указанных эмоциональных особенностях, с другой сто­роны — могут послужить основой для их преобразования. Эти характеристики объединены в третий блок.

Активной стороной в построении детско-родительского взаимодействия яв­ляется взрослый человек — родитель. Он целенаправленно организует взаимо­действие, направляет его, подчиняя конкретной цели. Важной характеристикой при этом становится то, на что ориентируется родитель, какие условия принима­ет во внимание при построении взаимодействия. Наблюдаются существенные различия в их содержании. При построении взаимодействия можно ориентиро­ваться на собственное состояние, культурные нормы и требования, состояние партнера. В данном случае психолога больше всего должно интересовать, насколько родитель ори­ентируется на состояние ребенка, насколько учитывает его. Это является показателем ценностного отношения к ребенку.

Ярким свидетельством эмоционального принятия ребенка является особен­ность контакта с ним во взаимодействии. Близкому любовному отношению при­суще стремление родителей к телесному контакту. Стремление к близости с роди­телем, дающее ощущение безопасности и защищенности, является одной из осно­вополагающих потребностей ребенка.

Кроме того, уровень эмоционального принятия во многом определяет харак­тер реагирования на ошибки и неудачи ребенка. Любящий родитель ощущает со­причастность делам, проблемам своего ребенка. Его неудачи рождают желание помочь, поддержать, вселить уверенность в свои силы. Помощь эта может быть не только содержательной, когда родитель предлагает способ решения той или иной проблемы. Главное — показать ребенку, что он не одинок в ее решении, что ошибочное решение не лишит его родительской любви и, рано или поздно, его обязательно ждет успех — другими словами, оказать ему эмоциональную под­держку. Многие родители успешно используют такой вид помощи, которая проявляется в присутствии рядом с ребенком и в подтверждении любви и веры в его возможности.

В качестве интегративной характеристики особенностей эмоционального взаимодействия родителей с ребенком выступает их способность воздействовать на его эмоциональное состояние. Долгое время родитель продолжает направлять, организовывать жизнь ребенка, выполняя планирующе-регулирующую функцию. Важной сферой родительского воздействия является эмоциональное состояние ребенка. Часто он не может самостоятельно справиться с ним — регуляторные возможности детей очень несовершенны. Родитель успокаивает, помогает снять аффективные проявления, "заражает" своей радостью, уверенностью.

Таким образом, эмоциональная сторона детско-родительского взаи­модействия представляет собой сложное структурное образование, где отдельные элементы находятся в тесной взаимосвязи.

В качестве диагностического инструмента исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия используется опросник для ро­дителей, позволяющий опосредованно выявлять степень выраженности каждой отдельной характеристики взаимодействия в каждой конкретной диаде (ОДРЭВ). Опросник, разработанный Е.Г.Захаровой (1), содержит 66 утверждений, касающихся особенностей материнской чув­ствительности, отношения к ребенку и характера детско-родительского взаимо­действия. В соответствии с изложенными выше представления­ми о структуре эмоциональной стороны взаимодействия, утверждения опросника направлены на выявление следующих характеристик:

Блок чувствительность

Способность воспринимать состояние ребенка (утверждения 1, 23, 45, 12, 34, 56).

Понимание причин состояния (13,35,57,2,24,46).

Способность к сопереживанию (3,25,47,14,36,58).

Блок эмоционального принятия

Чувства, возникающие у матери во взаимодействии с ребенком (15, 37, 59, 4, 26,48).

Безусловное принятие (5,27,49,16,38,60).

Отношение к себе как к родителю (17,39,61,6,28,50).

Преобладающий эмоциональный фон взаимодействия (7,29,51,18,40,62).

Блок поведенческих проявлений эмоционального взаимодействия

Стремление к телесному контакту (19,41,63,8,30,52).

Оказание эмоциональной поддержки (9,31,53,20,42,64).

Ориентация на состояние ребенка при построении взаимодействия (21, 43,

65, 10, 32,54).

Умение воздействовать на состояние ребенка (11,33,55,22,44,66).

Каждая характеристика диагностируется с помощью шести утверждений, три из которых носят положительный характер (первые три, указанные в скоб­ках) — согласие с данным утверждением свидетельствовало о высокой степени выраженности качества, и три — отрицательный (вторая тройка утверждений, указанных в скобках) — согласие с данным утверждением означает низкую сте­пень выраженности качества.

Степень своего согласия с предложенными утверждениями можно вы­разить с помощью пятибалльной шкалы, расположенной в правой стороне на листах опросника. Таким образом, заполняющий анкету родитель шесть раз вы­сказывает степень своего согласия с утверждениями, касающимися каждой из ука­занных характеристик взаимодействия. Наличие утверждений, имеющих положи­тельную и отрицательную направленность, позволяет выявить противоречивые суждения родителей и повышает достоверность полученной оценки.

Для получения стандартных баллов, которыми было бы удобно характеризо­вать выделенные характеристики, необходимо перевести "сырые" баллы по фор­муле: (а+Ь+с-d-е-f+1) / 5

где а, Ь, с — оценки положительных утверждений; (d, е, f — оценки отрица­тельных утверждений. Знак (—) перед утверждениями (d, е, f означает, что для них используется инвертированная шкала оценок: если за ответ "Абсолютно верно" для положительного утверждения дается 5 баллов, то за ответ "Абсолютно верно" для отрицательного утверждения дается один балл. Таким образом, сте­пень выраженности каждой характеристики может измеряться в интервале от 1/5 до 5 баллов.

Оп­росник позволяет зафиксировать значительные различия в характере эмоцио­нального взаимодействия родителей с детьми, что дает основание использовать его в качестве диагностического средства.