Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Vetrova-child-1988.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
413.7 Кб
Скачать

Если ребенок не видит партнера?

Оказывается, маленькому ребенку, для того чтобы говорить, необходимо обязательно еще и видеть партнера. Очень рано мы пытаемся научить малыша разговору по телефону. Как бы ни привлекало его это занятие, но, увы, на первых порах ничего не получается. В три года дошкольник издает несколько малопонятных звуков или же активно пользуется подсказкой «Как у вас дела?», но чаще всего молчит и на все вопросы отвечает «хорошо».

На этом примере особенно нагляден факт ситуативности детской речи, в отрыве от конкретной ситуации взаимодействия она поначалу не существует, Однако можно ли все-таки научить дошкольника разговору по телефону? Мы провели такой опыт, разделили детей ширмой, распределили между ними привлекательные предметы и попросили договориться между собой о том, как их можно использовать для совместной игры. Оказалось, что дошкольники очень чувствительны не только к зрительному контакту с собеседником, но и к физическому контакту тоже. Если ребенок-партнер сидел на противоположной стороне стола, и его совершенно не было видно, дети всех возрастов моментально прекращали свои дела, вставали с мест и активно искали партнера. Как только мы расположили их рядом и вновь разделили ширмой так, что локоть друга был виден, а дела его нет, игровое взаимодействие стало возможным.

Конечно, эта ситуация была во многом нетипичной, но она позволила установить, что и здесь дети говорили друг с другом только тогда, когда действовали с предметами. Если ребенок не знал, что ему делать, чувствовал себя растерянным или же, не выполняя задания, просто играл с интересными предметами, он ничего не мог сообщить своему партнеру. У старших детей между тем именно в этой ситуации были за­мечены высказывания, в которых содержалось объяснение партнеру, учитывались его знания и интересы.

Выходит, что разговору по телефону научить все-таки можно. И в реальной жизни к 6-7 годам школьники, преодолевая влияние конкретной ситуации, становятся способны говорить, не глядя на собеседника. Но как мы видим, это совсем непростое для них дело. Поначалу малыш пристально всматривается в движущиеся губы собеседника, легко «выпадая» из общения, если к нему не обращаются прямо, выделяя именно его и глядя только на него. Как же научить ребенка речевому общению, как помочь ему стать рассказчиком?

Как научить ребенка рассказывать

Зависит ли рассказ ребенка от того дела, которым он занимается? Мы уже отметили выше роль включен­ности дошкольников в систему предметных действий, а что если создать условия как для ситуативных, конкретных действий, так и для рассказа по поводу событий фантастических, уходящих за пределы кон­кретной ситуации? Для этого мы организовали выкла­дывание сюжетной картинки, используя поначалу лишь изображения конкретных, реально существующих предметов, людей и зверей. Взрослый показывал, как сложить картинку, одновременно рассказывая о ней. «Вот течет река, а вдали зеленеет лес. Охот­ник идет на охоту, следом за ним бежит собака» и т.д. Другая группа картинок была сказочно-фантастиче­ского характера, не знакомого детям. Взрослый-рас­сказчик показывал, как их сложить, каждый раз созда­вая новый вариант фантастического действия, меняя персонажей местами и наделяя их прямо противопо­ложными качествами. Речь его уводила ребенка за пре­делы конкретной ситуации, была образна, лексически богата. «В далеком-предалеком царстве, среди синих холмов, дремучих лесов жила-была сказочно прекрас­ная, добрая фея» и т. д. В следующий раз фея пре­вращалась в злую колдунью и уже не ходила, а лета­ла, все персонажи помещались иначе и происходили совсем другие события.

Оказалось, что изображения первого типа созда­вали условия лишь для простого пересказа дошколь­ником событий, сообщенных взрослым, дети пыта­лись точно соблюсти показанный им образец. А вот во втором случае ребенок и в самом деле становился рассказчиком, с радостью придумывал свой сюжет, разнообразил его, приходил в неописуемый восторг, настойчиво требуя продолжения такого занятия.

Однако мы столкнулись еще и с тем, что сами дошкольники качество своей речи не оценивают. О том, как убран игровой уголок или как выполнены обязанности дежурного, и даже о том, как они играют, дети готовы говорить много и охотно. А вот на вопрос, понравился ли рассказ Димы, ответить не могут. Многие даже старшие дошкольники вообще уклоняются от оценки этой деятельности либо неуверенно произносят «хорошо», теряя всякий интерес к продолжению обсуждения этого вопроса. Выходит, что осознанного отношения к себе как к рассказчику у ребенка еще нет, речь является средством совместной деятельности с другими людьми и развивается в зависимости от того, как эта деятельность организована. Ребенок еще не знает, что слово может быть прекрасно само по себе, что слово может сделать волшебником.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]