Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
0061986_B0451_yudanov_a_konkurenciya_teoriya_i_...doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.83 Mб
Скачать

Глава 6.

«Серые мыши»: гибкость как источник высокой конкурентоспособности.

Новые понятия

Сокращение глубины переработки – производственная поли­тика крупных фирм, заключающаяся в сосредоточении своей деятельности только на важнейших технологических опера­циях. Все остальные операции перепоручаются субпоставщи­кам – мелким фирмам-коммутантам («серым мышам»). Поли­тика сокращения глубины переработки является отражением более высокой эффективности мелкого бизнеса в удовлетво­рении локальных потребностей.

Джинерика или клон-мейкеры – производители легальных ко­пий продуктов известных фирм. Одна из распространенных сфер деятельности фирм-коммутантов.

«Мыши-переростки» – неспециализированные фирмы, вырос­шие до значительных размеров, но не сумевшие выработать соответствующую своим новым масштабам стратегию конку­рентной борьбы. Пытаются вести крупный бизнес теми же методами, какие они использовали будучи еще мелкими ком­паниями, и в силу этого обречены на провал.

Каждый год в США создается около 700 тысяч новых компаний. Подавляющее большинство из них представляет собой мелкие фирмы. В России к началу реформ было всего 40 тыс. самостоятельных предприятий. В конце 1994 г. их чис­ло приблизилось к 1 млн. Большая часть возникших фирм так­же как и на Западе относится к числу малых неспециализиро­ванных компаний.

Только появившись на свет, они сразу включаются в конкурентную борьбу, победить в которой, казалось бы, не имеют никаких шансов. В самом деле, среднестатическая ма­лая компания не располагает совершенным оборудованием, страдает от нехватки финансовых ресурсов, не имеет особо привлекательных товаров в своей производственной прогр­амме и непрерывно опасается вытеснения с рынка более мощными конкурентами. Не удивительно, что число прекра­щающих свою деятельность фирм мало уступает числу вновь создаваемых.

Тысячи предпринимателей, действующих в любой ры­ночной экономике в сфере мелкого бизнеса, существуют в ка­жущихся крайне незавидными условиях. И, однако, в целом довольны своим положением. Как показало проведенное в Англии исследование, 82 % владельцев мелких компаний не хотели бы, чтобы их предприятия стали большими. Именно такие непритязательные фирмы, на первый взгляд лишенные всяких конкурентных преимуществ, но цепко держащихся за свой бизнес, и составляют основную массу коммутантов (или «серых мышей») – мелких неспециализированных компаний.

6.1. Локальные потребности и их роль на рынке

Первое, что бросается в глаза при изучении коммутантной стратегии, это огромное число придерживающихся ее фирм. Ни одна из других стратегий не привлекает столько компаний.

Многочисленность коммутантов.

Действительно, в боль­шинстве капиталистических госу­дарств не менее половины всех занятых работают на мелких и мельчайших предприятиях. А для некоторых стран эта доля значительно выше. Так, в су­персовременной Японии половина всех трудящихся занята на одних только мельчайших фирмах (к ним относят предприятия с численностью персонала до 20 человек), а вместе мельчай­шие и мелкие (до 100 человек) предприятия дают работу трем четвертям японцев. Таким образом, по крайней мере в чисто количественном отношении, мелкие предприятия представ­ляют самый крупный сектор рыночной экономики.

Связующая роль в экономике.

Роль мелкого бизнеса велика не только количественно, но и функ­ционально, т.е. по тем задачам, ко­торые он решает в экономике. Не­большие фирмы образуют своего рода фундамент, на ко­тором вырастают более высокие «этажи» хозяйства, и который во многом предопределяет архитектуру всего здания. В пер­вую очередь, – это относится к интегрирующей, связывающей экономику в единое целое роли мелких компаний (отсюда, кстати, происходит латинизированное обозначение этого типа фирм – коммутанты, т.е. соединители).

Дело в том, что, в принципе, в рыночной экономике на­личие платежеспособного спроса на определенный товар должно автоматически рождать его предложение. Но оборот­ной стороной эффективности современного производства яв­ляется его избирательность: оно экономически оправдано да­леко не в любых условиях. Так, крупное производство обычно дает отдачу лишь там, где изготовляется масса более или ме­нее однотипных продуктов. В противном случае крупная фирма по возможности не берется за нерентабельный товар. Потенциально это может быть источником крупных диспро­порций в хозяйстве.

Простейший пример: автомобиль является серийным, типовым товаром и потому с выгодой производится крупными фирмами. Бензин для автомобиля опять-таки с прибылью из­готовляют другие крупные компании. А вот бензоколонки (за исключением расположенных на самых интенсивных путях) гигантам содержать нет смысла – слишком мала дневная выручка, велики расходы на зарплату и т.д. Без мелкого биз­неса сложилась бы парадоксальная ситуация. В изобилии производимые и в достатке снабжаемые бензином автомоби­ли не смогли бы свободно перемещаться по стране из-за от­сутствия сети бензоколонок в удаленных районах. И так прак­тически в любой отрасли.

Лишь коммутанты готовы использовать каждую возмож­ность для бизнеса, остальные изученные нами типы фирм в этом смысле очень разборчивы. Специализированное произ­водство, скажем, выгодно при существенно меньших сериях, чем крупное, но зато возникает только там, где сформирова­лись особые и при этом достаточно долговременные потребности (патиент должен накопить огромные специальные по­знания в очень узкой области и, естественно, идет на связан­ные с этим затраты лишь при твердой уверенности, что такой бизнес имеет будущее). Пионерские фирмы и вовсе не склон­ны приспосабливаться. Эксплерент, надеющийся с помощью генной инженерии создать новый класс лекарств, слеп ко всем другим возможностям бизнеса.

Другими словами, без мелких предприятий возникла бы «лоскутная экономика». Некоторые потребности рынка удов­летворялись бы полностью, а остальные (те, на базе которых нельзя развернуть масштабный, инновационный или специа­лизированный бизнес) игнорировались.

Что же представляют из себя локальные потребности, на удовлетворении которых концентрируют свои усилия ком­мутанты?

Черты локальных потребностей

Прежде всего локальные потребности невелики по размеру и связаны с ограниченным кругом клиентов. Наиболее явно эта черта локальных потребностей проявляется в территориально обособленном бизнесе мест­ного назначения (собственно, «локальный» в переводе и зна­чит местный). Скажем, обслуживающий небольшой поселок

продовольственный магазин неизбежно имеет маленький оборот и узкий круг посетителей.

Рис. 16. Черты локальных потребностей

Для крупной торговой сети такой магазин не интересен. Более того, окажись он в ее владении, сразу возникнет масса проблем: он не сможет принимать на реализацию стандарт­ные партии товара, т.к. они слишком велики; появятся проб­лемы с ассортиментом (вкусы жителей поселка не тождест­венны вкусам обитателей большого города); вероятны слож­ности с персоналом (никто не хочет работать в бесперспек­тивной «дыре») и т.п.

С другой стороны, небольшая фирма вполне сможет вести это дело прибыльно. Покупатели, заинтересованные в сохранении магазина в поселке, вероятно, одобрят чуть более высокий уровень цен, который позволит коммутанту сводить концы с концами. А глава фирмы – наверняка, сам местный обыватель – будет предлагать своим землякам именно те то­вары, которые им нужны.

Ограниченность размеров и круга клиентов не обязательно обусловлена географической изолированностью. Ближайшая, обслуживающая именно данный городской квартал или промышленное предприятие фирма всегда обладает из­вестными преимуществами. В частности, большей оператив­ностью (все совсем рядом) и более индивидуальным подхо­дом (клиентов мало, можно учесть пристрастия каждого).

Следующей чертой локальных потребностей является их разнородность. Собственно, их потому и нельзя удовлет­ворить с помощью высокоэффективного серийного произ­водства, что они очень разные.

Подлинным питомником коммутантов стала, например, по этой причине одна из новейших отраслей сферы услуг – создание программного обеспечения для ЭВМ.

Значительная часть коммерческого спроса на прогр­аммы приходится на составление пользовательских пакетов для отдельных потребителей. В некотором смысле это совершенно рутинная работа. Общие принципы давно известны, на­до лишь приспособить их к конкретному случаю – задача легко решаемая квалифицированным программистом. Но в то же время каждый случай чем-то непохож на другой, здесь трудно тиражировать типовые решения. Все это сделало создание программного обеспечения столь же излюбленной сферой деятельности мелкого бизнеса, как, скажем, ...парикмахер­ские. И примерно по тем же причинам: и там, и там относи­тельная простота дела сочетается с обязательностью индиви­дуального подхода. Созданием программ только для персональных компьютеров в США в середине 80-х гг. занималось около 3000 компаний.

Следующей чертой локальных потребностей является их многочисленность. Локальные потребности существуют во всех отраслях народного хозяйства, а некоторые из отраслей по самой своей природе полностью распадаются на локаль­ные производства. Сошлемся на ту же сеть бензоколонок – смысл ее существования состоит именно в территориальной рассредоточенности. Автомобили могут свободно передвигаться в любом направлении, только когда колонки разбро­саны по всей стране.

Именно многочисленность и разнообразие локальных потребностей создают базу для многочисленности коммутан­тов. Каждая такая потребность, по существу, представляет со­бой изолированную нишу, пригодную для деятельности только одной самостоятельной фирмы.

Наконец, еще одной чертой локальных потребностей является их изменчивость. При массовых потребностях коле­бания спроса усредняются. Исчезновение одних клиентов компенсируется появлением других. В локальном бизнесе по­требителей мало. Изменение спроса даже части из них не­медленно и без всякого смягчения или сглаживания сказывается на производителе.

Отсюда следуют два практических вывода для коммутантной стратегии. Во-первых, коммутантны должны внима­тельно следить за изменениями потребностей своих клиентов, чтобы не потерять последних. Так, хозяин маленького кафе-коммутанта должен угождать каждому из своих постоянных клиентов, тогда как гигант «Макдональдс» может позволить се­бе кормить миллионы людей одними и теми же стандартными блюдами.

Во-вторых, в случае исчезновения потребности, комму­тант должен уметь быстро переориентироваться на удовлет­ворение другой.

Гибкость как центральный элемент стратегии.

Вообще гибкость для фирм, не случайно сравниваемых с неприметны­ми серыми мышами, – это способ пре­вратить свои слабости в силу. У компа­нии нет мощного высокопроизводитель­ного оборудования? – Прекрасно. Зна­чит, она может в отличии от гигантов выполнять и мелкие заказы. Фирма не накопила специальных познаний в какой-то узкой области биз­неса? – Не беда. Ей проще подстраиваться к изменениям спроса, радикально меняя сферу своей деятельности. Компания не имеет научно-исследовательских заделов? – Это только практично. При ограниченных средствах опасно связывать себя финансированием новой технической идеи, которая вполне может не оправдаться.

Два условия следует, однако, соблюсти для достижения спеха. Во-первых, гибкость должна быть осознанной и очень агрессивно проводимой политикой. Недостаток капитала, от­сутствие высоких технологий и особых неповторимых продук­тов в производственной программе глава фирмы-коммутанта должен компенсировать предпринимательской хваткой. Не за­будем, что предпринимательская способность – один из основ­ных факторов производства. А в расчете на единицу продук­ции или оборота наиболее щедро наделены им именно мелкие фирмы. Следовательно, именно опираясь на преиму­щество в этой сфере коммутант может добиться высокой кон­курентоспособности.

Не случайно, знаменитый американский бизнес-кон­сультант Джей Конрад Левинсон считает, что малым фирмам следует исповедовать идеологию «партизанского маркетинга». Суть ее в том, что малое предприятие должно осознать себя окруженным более мощными врагами-конкурентами. Но победа над ними возможна, т.к. большинство «врагов» лениво, консервативно и не владеет всем арсеналом маркетинга. Средством же должны служить резкие точечные удары, значе­ние которых неповоротливые конкуренты недооценивают, счи­тая из не заслуживающими внимания мелочами.

Реальный пример

Приемы малозатратного «партизанского» маркетинга (из 100 советов Дж. К. Левинсона).

3. Цвет. Выберите фирменный цвет и используйте его как можно чаще – в оформлении помещений, на ва­ших бумагах, на маркировке товара – так вас лучше запомнят.

15. Внутренняя реклама. Размещайте ее во всех своих помещениях. Она будет работать как бесплатный агент по продаже.

17. Часы работы. Попробуйте изменить режим ра­боты своей фирмы так, чтобы быть открытыми тогда, когда ваши конкуренты не работают.

28. Недовольный клиент. Обдумайте заранее, как вы будете себя вести, если клиент остался недоволен вашим товаром (услугой). Помните, что, если вы ре­шите его проблему, то из недовольного он легко пре­вратится в ПОСТОЯННОГО клиента. Ведь вы помогли лично ему.

29. Местное окружение. Чем лучше у вас отноше­ния с соседями – жителями и предприятиями – тем вы­ше ваши прибыли. Здесь нужен не столько кошелек, сколько время и крепкие ноги.

30. Кооперация. Сотрудничайте с другими пред­приятиями. Разложите в своем торговом зале или офисе их рекламу, если они разложат вашу.

33. Репринты. Если о вас написали в газете, сде­лайте ксерокопии статьи и раздавайте их как рекламу. Статьи бывают редко и быстро забываются. Раздавая копии, вы заставите их работать долго.

98. Список клиентов. Вы должны помнить, что прошлые клиенты одновременно являются потенциаль­ными клиентами и стараться учитывать своих клиентов со дня открытия фирмы.

Вопросы для ситуационного анализа:

  1. Обсудите, чем приведенные рекомендации по­лезны именно для мелкой фирмы-коммутанта.

  2. Могут ли какие-то из этих советов быть полезны для фирм, избравших иную стратегию?

Если агрессивность маркетинга нужна малой фирме на Западе, то в России она просто обязательна. Вялое ведение бизнеса на столь сложном рынке просто невозможно. В этом уже убедились многие малые и средние западные фирмы, посыпавшие сюда второсортных менеджеров. Низкая динамика продаж, убытки и постоянные жалобы на русскую неустроен­ность стали их уделом. Напротив, для активно действовавших западных коммутантов русский рынок стал важнейшей и ред­чайшей точкой сверхбыстрого роста.

Сейчас тот же процесс охватывает предприятия, став­шие частными в ходе малой приватизации. Еще недавно быв­шие почти одинаковыми магазины, ателье и т.п. начинают резко делиться на преуспевающие и еле поддерживающие свое существование. И главный фактор этой дифференциа­ции – активность или пассивность их менеджеров, т.е. их способность или неспособность придать фирме гибкость.

Второе условие успешности коммутантной стратегии состоит в том, что придерживающаяся ее фирма должна оста­ваться небольшой по размерам. Об этом мы поговорим в сле­дующем параграфе.