
- •11. Особенности жанра, композиция, проблематика, образная система повести а.С.Пушкина «Капитанская дочка».
- •13. Периодизация творчества и основные мотивы лирики
- •14. Жанровые, композиционные, идейно-художественные особенности романа м.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Система образов.
- •15. Идейно-художественные особенности драмы м.Ю. Лермонтова «Маскарад»
- •16. Жанровая многоплановость сборника н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Историческое и национальное. Элементы народной фантастики. Синтез романтизма и реализма.
- •17. Композиция сборника н. В. Гоголя «Миргород» и ее связь с идейно-художественным замыслом писателя. Использование приемы антитезы.
- •18. Жанровая природа повести «Тарас Бульба». Традиции героического эпоса. Прием антитезы в образной структуре произведения. Соотнесение с повестью «Старосветские помещики.
- •19. Тема пошлости и измельчания характеров в творчестве н. В. Гоголя («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»).
- •21. Образ Петербурга в «Петербургских повестях» Гоголя. Контраст между мечтой и действительностью. Тема «маленького человека» в «Петербургских повестях».
16. Жанровая многоплановость сборника н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Историческое и национальное. Элементы народной фантастики. Синтез романтизма и реализма.
“Вечера на хуторе близ Диканьки” открыли, не считая первых произведений Гоголя, романтический период его творчества. Обращение Гоголя к украинским сюжетам в “Вечерах на хуторе близ Диканьки” во многом определилось литературной ситуацией эпохи: романтическим историзмом, интересом к народной поэзии, народной культуре, национальному характеру, языку, усилившимся в России в 18201830-е гг., в частности, в связи с распространением идей немецких романтиков, и в первую очередь Я. Гримма. Тот пласт народной культуры, который до тех пор находился вне сферы внимания высокой литературы, будучи допущен лишь в низкие жанры, становится предметом эстетического переосмысления. Также и непосредственно интерес к Малороссии и мода на украинскую тематику возникла в России не без влияния немецкой философии.
Первый сборник Гоголя (1831-32).
2 части, 8 повестей (4+4).
Первая книга
Сорочинская ярмарка
Вечер накануне Ивана Купала
Майская ночь, или Утопленница
Пропавшая грамота
Вторая книга
Ночь перед Рождеством
Страшная месть
Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка
Заколдованное место
И в предисловии к первому сборнику, и во всей книге, написанной от имени пасечника Рудого Панька, Гоголь сознательно противопоставил светской, «панской» литературе с её чопорностью и жеманством свои повести, как произведения, созданные народом и отражающие его жизнь и его поэзию. И они действительно были таковыми. Самая тематика повестей убедительно говорит об этом.
Создавая свои повести, Гоголь искусно и широко использовал народное творчество, почерпнув оттуда не только сюжеты, но и многие образы (смешного чёрта, злой бабы, мужика-простака, цыгана-пройдохи), характер и приёмы народного юмора, меткие народные слова, самый склад речи.
«Вечера» ценны тем, что в них Гоголь показал душевную силу народа, его глубокую человечность, глубину и полноту его чувств, богатство его языка.
Прекрасны парубки и девушки, живущие простой и целостной жизнью. Живым воплощением народной силы, истинного патриотизма являются смелые, решительные борцы за родину, вроде Данилы Бурульбаша из повести «Страшная месть».
Но жизнь народа не течёт ровно и счастливо. Естественному стремлению народа к полноте жизни на родной земле препятствуют враждебные силы. Они воплощены у Гоголя в страшных образах. Таковы, например, Басаврюк и ведьма в повести «Вечер накануне Ивана Купала», силой золота погубившие трудового человека — батрака Петруся, колдун, продающий свою родину врагам («Страшная месть»).
И пока существуют в мире злые силы, не может быть для народа подлинного счастья и безоблачной жизни, настоящего веселья. Окружающая Гоголя крепостническая действительность ясно говорила ему о тяжкой судьбе человека в этом жестоком мире, о жизненных невзгодах, о человеческом горе. Вот почему даже в таких весёлых повестях «Вечеров», как «Сорочинская ярмарка», слышатся нотки грусти, горести. «И тяжело и грустно становится сердцу, и нечем помочь ему» — такими словами заканчивает Гоголь повесть «Сорочинская ярмарка».
И не случайно в конце второй части «Вечеров» помещён рассказ «Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка», по своей тематике и строго реалистическому характеру совершенно непохожий на сказочно-поэтические повести «Вечеров». Здесь Гоголь впервые выступает в качестве сатирика, разоблачающего духовное убожество и крепостнические нравы помещиков.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» явились важным этапом на творческом пути Гоголя. Они стали тем зерном, из которого выросли последующие произведения великого писателя. Здесь определилась идейная направленность Гоголя: любовь к народу, источнику красоты и полноты жизни, и ненависть к «пошлости пошлого человека», «небокоптителя», «существователя».
В «Вечерах…» герои во власти религиозно-фантастических представлений, языческих и христианских верований. В рассказах о недавних событиях, о современности демонические силы воспринимаются как суеверие («Сорочинская ярмарка»). Отношение самого автора к сверхъестественным явлениям ироническое. Объятый высокими думами о гражданском служении, стремящийся к «благородным подвигам», писатель подчинял фольклорно-этнографические материалы духовной сущности, нравственно-психологического облика народа, как положительного героя своих произведений. Волшебно-сказочная фантастика отображается Гоголем не мистически, а более или менее очеловечено. Чертям, русалкам, ведьмам придаются реальные, определенные человеческие свойства. Так, черт из повести «Ночь перед рождеством» «спереди - совершенный немец», а «сзади - губернский стряпчий в мундире». И, ухаживая, как заправский ловелас за Солохой, он нашептывал ей на ухо «то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду».
Все это очевидно в пов. «Ночь перед Рождеством». Г. погружает нас в мир народных представлений и верований. Звучат нар. песни, колядки. Сражение с чертом закончилось полной победой богобоязненного Вакулы. Происки темных сил заканчивются победой сил добра.