Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Дидык, Ерыгин КиЛ в эМ.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
826.88 Кб
Скачать

2. Карл Ясперс как «пограничный» тип личности

Фигура К.Ясперса есть – высшая временная точка, позволяющая обозреть эпоху к. 19 – н. 20 вв. Карл Ясперс (1883-1969) немецкий мыслитель, психофизиолог, экзистенциалист, один из ярчайших представителей философии существования, немецкой философской мысли и философии вообще. Его жизнь, его судьба предстала парадоксальным феноменом, продемонстрировавшим человечеству такой тип личностного существования, который можно было бы назвать, выражаясь словами самого Ясперса, «пограничным». Об экзистенциализме заговорили в конце 20-х годов 20 в. Академическим философам это направление казалось странным и бесперспективным. Никто тогда не подозревал, что "присутствует при рождении крупного духовного движения, ведущие представители которого (М.Хайдеггер и К.Ясперс в Германии, Ж.-П.Сартр, А.Камю и Г.Марсель во Франции) вскоре будут возведены в ранг классиков философской мысли 20 столетия" (29, 286).

Но, еще до того, как наступили времена оформления и обозначения (как философского течения) экзистенциализма, его идеи ощущались и переживались в явной или скрытой, в личностной или социальной формах. Одной из таких форм и явилась судьба философа. Не для кого ни секрет, что тонкая грань жизни и смерти стала подлинным существованием Ясперса, включая лишь уклон в одну или другую сторону. Напомню и четко зафиксирую основные пики фактической встряски. Главным фоном, сопровождающим все жизненные события, стал фон смерти-тайны, смерти-бездны. Примерно за год до смерти Ницше и Вл. Соловьева, еще, будучи молодым юношей (в возрасте 16-ти лет) мыслитель узнал о своей смертельной болезни. Ждать смерть нелегкая штука, а когда тебе шестнадцать? Но еще страшнее когда в течении четырнадцати лет ты ходишь по лезвию, очень острому и тонкому, а определенность одна – смерть, уход в бездну, где все вновь становится тайной. Каждый год, каждый месяц, неделю, день, час, минуту и даже мгновение юный Карл ожидал столь шаткой, но обещанной определенности. Здесь и нерастраченная веселая молодость и влюбленная юность, и неиспользованный гражданский, патриотический образец и, наконец – главная роль в жизни. Молодежные вечеринки, служба в армии, влюбленность – все это прошло стороной в ожидании «главного». И все же, найдя в себе еще какие-то силы, он вышел, как считал, к истинному корню сложившейся ситуации. Его учение и становление членом общественной организации началось в медицинском университете. Получив диагноз от медиков, сам решил стать медиком, но психиатром. По окончании, защитив диссертацию начал работать в клинике с душевно больными пациентами. Здесь впервые Ясперса-психиатра потянуло на философствование. П.П. Гайденко обратила внимание на то, что в "Психологии мировоззрений" был представлен исходный вариант классификации форм сознания и коммуникации, который выводит на понятие экзистенции. Здесь (на примере общения врача и больного) выделяются следующие формы: 1) взгляд на больного как на заболевшее тело и исследование болезни физиологическими способами; в этом случае субъективность, психика больного не принимается в расчет и при контакте врача с пациентом; 2) взгляд на больного как на мыслящее, одушевленное существо и общение с ним на равных, ибо на этом уровне "сознания вообще" нет принципиальной разницы между здоровыми и больными, как и вообще между людьми как представителями человеческого рода; 3) взгляд на больного как на личность, которая образует границу для воздействия на него физиологическими или психологическими способами, ибо то, что составляет человеческую личность, принципиально не может быть предметом, не является объективируемым. На этой границе знания о человеке и общения с ним на основе этого знания и обнаруживается запредельное личностное существование – экзистенция.

Нахлынувшее чувство заставило трепетать сердце и соединиться брачными узами с прекрасной, умной, понимающей особой, к тому же еще и философом, и сестрой лучшего друга. Немец, нашедший поддержку, понимание, любовь, внимание в этой еврейской женщине, в расцвете творчества вновь оказался обреченным. Немецкая Германия, мягко сказать, не признавала всяческой «дружбы» с евреями и даже профессура была гонима. Так Ясперс вновь оказался в «ситуации» - страха за любимую жену и лишения любимого дела, а главное, осознания иллюзорности ценностей общества (просветительских идеалов: свободы, равенства, братства) и их крушения в реальности. Это было время войны – войны 40-х годов.

Вообще война все-таки присуща миру как неотъемлемая параллельная составляющая человеческого существования. В явной или неявной форме война или конфликт (как первичная, примитивная, архаичная форма) присутствуют как антитеза мира и смирения. Как только обозначилось в сознании человека добро и зло, тут же проявилось в его действии конфликт и смирение. Война «всех против всех» стала злободневностью человеческой жизни. Следовательно, как говориться, надо зреть в корень. А корень – «самость» отличающая от всех и каждого, но напитанная одним и тем же. Такая «самость» есть экзистенция человека, его существование.

Экзистенция – исходное понятие экзистенциализма. В истории философии это понятие обычно употреблялось в соотношении с понятием "сущности" - для обозначения внешнего бытия вещи. Начиная с Кьеркегора, под экзистенцией понимается человеческое бытие, непостижимое рационально и характеризуемое непосредственностью, единичностью, личностью и конечностью. У Ясперса смысл этого понятия наиболее отчетливо выступает в его классификации основных способов отношения человека к миру, другому человеку и к самому себе, а с другой стороны - уровней сознания и форм общения (коммуникации). Это не случайно, ибо коммуникация - "центральное понятие миропонимания Ясперса", которое "возводится им в ранг критерия философской истины и отождествляется с разумом" (30, 818).

В начале 30-х гг. эта схема усложняется и переводится в социокультурный план человеческого существования, а с другой стороны, понятие экзистенции, обнаруженное Ясперсом на основе анализа способов лечения больного человека как индивида, теперь углубляется за счет внимания к болезненному состоянию общества и культуры. Последнее выражается в кризисном сознании времени, которое радикально представили Кьеркегор и Ницше, и которое постепенно овладело широкими массами людей. Смысл этого кризисного сознания - в утрате европейской культурой, "христианского представления об истории как некоем упорядоченном согласно замыслу спасения процессе" (11, 290).

Наиболее характерная черта новоевропейской культуры - "разбожествление мира". Кризисное сознание, пронизанное указанным чувством и настроением, никогда и нигде более не было столь радикальным в своем отрицании, скепсисе и нигилизме, как на Западе, считал Ясперс. И это объясняется предшествующей культурой, основу которой составляло христианское мировоззрение. Дело в том, что "концепция надмирового Бога-творца превратила весь сотворенный им мир в его создание" и когда (после великих достижений естествзнания 17-18 вв.) "сомнение устранило Бога-творца, в качестве бытия остался лишь познаваемый в естественных науках механизированный образ, что без предшествущего сведения мира к творению никогда бы с такой резкостью не произошло'' (11; 298, 299). Наука же здесь упомянута вместе с христианством потому что именно с нею связан второй фундаментальный результат новой эпохи - тотальная технизация жизни в западном обществе 19-20 вв.

Трем уровням сознания соответствует три формы общественной организации. Но все они (даже нововведенная третья форма духовной общности) Ясперса не устраивает. И причина этого - в их как бы изначальной догматичности, в стремлении к абсолютизации каждой из форм сознания и общения своей позиции. Поэтому Ясперс и вводит четвертую форму - уже указанную экзистенцию, и связанный с ней тип экзистенциальной коммуникации. По Ясперсу, способов, с помощью которых мы осознаем себя, свое бытие четыре: 1) "Мы - наличное бытие: мы живем в некой среде, как и все живое"; 2) "Мы - сознание вообще, в расщеплении на субъект и объект"; 3) "Мы - дух: Духовная жизнь - это жизнь идей"; 4) "Мы - возможная экзистенция: Мы живем из истоков, которые находятся за пределами становящегося эмпирически объективным наличного бытия, за пределами сознания вообще и духа"(11, 426).

В этой схеме, имеющей онтологический статус (ибо человеческое бытие рассматривается здесь вместе с трансценденцией и миром), содержится два примечательных момента. Во-первых, человеческое самосознание, выступающее на четырех указанных уровнях, берется Ясперсом в двойной характеристике: 1) как "внутренний мир и окружающий мир"; 2) как "сознание и предмет"; 3) как "идея во мне и идущая мне на встречу из вещей объективная идея"; 4) наконец, как "экзистенция и трансценденция" (11, 427). Иными словами, "объемлющее, которое есть я (заметим, что здесь "мы" заменилось на "я"; может быть в этом все дело? - А.М.), есть в каждом образе полярность субъекта и объекта". Причем, три первых полярности со стороны объекта в самосознании "я" - это "мир", а четвертая есть "трансценденция"(11, 427). Таким образом, экзистенция в этой онтологической схеме Ясперса находится в трояком отношении ко всему иному, что не есть она сама. А именно: она непосредственно и наиболее "естественным" образом связана с трансценденцией; она непосредственно связана и с предшествующими образами сознающего человека, но в качестве прорыва, выхода за их пределы; наконец, в-третьих, она опосредствованно связана и с миром - его тремя образами, но через образы своего предшествующего самосознания.

Если в 30-е гг. Ясперс полагал, что предельное напряжение в человеческой жизни и человеческого мышления - этого удел его времени, возможность, открывшая в современной ему ситуации выход для человека к его границам, а значит - к тотальности и универсальности его бытия, то есть, к полноте экзистенциальной коммуникации. То в 40-е гг. он увидел истоки этой ситуации в самой истории человечества – в том удивительном времени, когда в трех очагах мировой культуры – в Индии, Китае и на Западе – сложилась впервые подобная экзистенциальная ситуация. Ситуация прорыва человека в свое человеческое измерение – за пределы природных и социальных ограничений. Ситуация, в которой впервые сложились основания для обретения культурой универсалистского статуса и гуманистического содержания в строгом смысле этого слова. Хотя в качестве "осевой" (экзистенциальной) ситуации Ясперс рассматривает в "Духовной ситуации времени" современную ему, и приобретшую универсальный характер, ситуацию в западной культуре.

Сдвиг "осевого" центра истории (как первичной экзистенциальной ситуации в мире и культуре) из современности в прошлое и расширение его границ от Запада до Индии и Китая – существенное изменение культурно-исторической концепции Ясперса. Но это – лишь переориентация в рамках экзистенциального мировоззрения, оставшегося в своих основах непоколебимым, лишь углубившегося и принявшего иную форму выражения. И не случайно, что произошло это от глубочайших внутренних, жизненных переживаний Ясперса, связанных со временем фашизма и второй мировой войны.

И все же, многократное употребление слова ситуация, и напитывание различными образами, усиливающими его смысловую нагрузку, привели к ее знаково-символической формулировке – «пограничная». Она есть ситуация перед лицом собственной смерти. Только благодаря ей может произойти истинное пробуждение «самости»-экзистенции, и только здесь может быть обнаружен истинный смысл жизни. Такой смысл подразумевает истинную коммуникацию, то есть истинное «понимание» (в отличие от «непонимания», конфликта, войны), где смерть как объективность нестрашна. Это иной путь. Подлинное понимание человека – в его свободе и историчности, с его разумом и верой – способна дать, по Ясперсу, только экзистенциальная философия. Она обнаруживает себя на границах и научного, и традиционного философского, и иррационалистически-интуитивистского способов его понимания и всячески противится каждому из них. Но она не абсолютизирует и не догматизирует и своей собственной позиции. Она – не столько философия (как система), сколько философствование.