
- •Введение
- •§ 2. Системология природоресурсного права
- •§ 2. Природоресурсное право в системе отраслей российского права
- •§ 3. История развития российского природоресурсного права
- •§ 4. Формы и источники природоресурсного права
- •§ 5. Природопользование в Российской Федерации
- •§ 6. Объекты и субъекты природоресурсного права
- •§ 7. Природоресурсные правоотношения
- •§ 8. Государственное регулирование природопользования
- •§ 9. Юридическая ответственность в сфере природопользования
- •II. Отношения недропользования, включая:
- •III. Отношения, сопутствующие отношениям недропользования, в том числе:
- •§ 2. Возникновение, переход и прекращение права недропользования
- •§ 3. Недропользование на условиях соглашений о разделе продукции
- •§ 4. Государственное управление недропользованием
- •§ 5. Пользование участками недр континентального шельфа и исключительной экономической зоны России
- •§ 6. Правовое регулирование добычи отдельных видов минеральных ресурсов
- •§ 2. Возникновение, переход и прекращение права водопользования
- •§ 3. Государственное управление водопользованием
- •§ 2. Право лесопользования и его виды
- •§ 3. Возникновение, переход и прекращение права лесопользования
- •§ 4. Государственное управление лесопользованием
- •§ 2. Право пользования животным миром и его виды
- •§ 3. Правовое регулирование охоты
- •§ 4. Правовое регулирование рыболовства
- •§ 5. Государственное управление использованием объектов животного мира
- •§ 6. Плата за пользование объектами животного мира
- •275 Рапа – соляный раствор, насыщенный минеральными компонентами; источник бора, лития, калия, натрия, хлористого натрия и их соединений. Используется в промышленности и в лечебных целях.
II. Отношения недропользования, включая:
1. Отношения, возникающие в ходе геологического изучения участков недр.
2. Отношения по добыче минеральных ресурсов.
3. Отношения по использованию участков недр в целях, не связанных с добычей минеральных ресурсов.
III. Отношения, сопутствующие отношениям недропользования, в том числе:
1. Отношения собственности на недра.
2. Отношения по государственному управлению пользованием недрами.
Объекты горных отношений. Недра являются общим объектом горного права, поскольку, в соответствии с Преамбулой Закона «О недрах» недра – это часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоёмов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения284.
В широком смысле недра имеют границы: верхнюю, отделяющую их от земной поверхности, и нижнюю, находящуюся в центре Земли. Однако это описание геологического объекта, а не объекта гражданских прав. Недра невозможно представить как индивидуально-определённую вещь285.
В.А. Удинцев ещё в XIX в., указывал, что «недра не представляют собой какой-либо определённый предмет, который можно видеть, осязать или хотя бы мыслить. Мы знаем, что под землей залегают ископаемые богатства, что они могут оказаться в том или ином месте, иметь то или иное положение, но и только. Но если так, то немыслимо и какое-либо обладание столь неопределённым предметом. Установление прав собственности на объект, не имеющий физической возможности по своей неопределённости и безграничности фигурировать в гражданском обороте, невозможно»286.
В качестве непосредственного объекта горного права выступает участок недр, предоставляемый в пользование недропользователю – горный или геологический отвод. Горный отвод, согласно ст. 7 Закона «О недрах», – это геометризованный блок недр. Он предоставляется недропользователю в целях добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции.
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ и другие параметры и факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр. Горный отвод индивидуализируется в виде объёмной (трёхмерной) части недр. Под индивидуализацией следует понимать выделение, отграничение вещи от ей подобных любым возможным способом287.
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Геологический отвод предоставляется недропользователю для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжёлых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых). Другим отличием геологического отвода от горного является то, что в границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.
Используемые и неиспользуемые участки недр территории России и её континентального шельфа составляют в совокупности государственный фонд недр. В нём в соответствии со ст. 2.1 Закона «О недрах» в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства выделяют отдельные участки недр, которые относятся к участкам недр федерального значения.
К участкам недр федерального значения относятся участки недр:
1) содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы;
2) расположенные на территории субъекта Федерации или территориях субъектов Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых: извлекаемые запасы нефти от 70 млн. т; запасы газа от 50 млрд. куб. м; запасы коренного золота от 50 т; запасы меди от 500 тыс. т;
3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;
4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.
В целях обеспечения потребностей будущих поколений в минерально-сырьевых ресурсах, прежде всего, стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых, в соответствии с концепцией устойчивого развития в Российской Федерации формируется федеральный фонд резервных участков недр. В него включаются участки недр, не предоставленных в пользование.
Участки недр, включённые в федеральный фонд резервных участков недр, не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из этого фонда. Решения о включении в федеральный фонд резервных участков недр и об исключении из него участков недр принимаются Правительством РФ по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Закон «О недрах», кроме использования участков недр, регулирует также отношения, связанные с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных, в том числе лечебных288, ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озёр и заливов морей. Перечисленные ресурсы, определённым образом юридически индивидуализированные, также выступают помимо участков недр в качестве непосредственных объектов недропользования289.
К ресурсам недр, по определению М.Е. Певзнер, относятся твёрдые, жидкие, газообразные полезные ископаемые, энергетические ресурсы и полости естественного и техногенного происхождения в недрах. В геологической науке выделяют 6 видов ресурсов недр: месторождения полезных ископаемых; отвалы вскрышных и вмещающих пород, терриконы угольных шахт, отвалы и склады забалансовых полезных ископаемых290; отходы горно-обогатительного и металлургического производства; глубинные источники пресных, минеральных и термальных вод; внутреннее глубинное тепло недр Земли; природные и техногенные полости в массиве горных пород291.
В качестве самостоятельных объектов горного права можно рассматривать также горное имущество и горное предприятие. В современном законодательстве отсутствуют легальные определения этих понятий. В науке горного права в настоящее время предпринимаются попытки определить, что такое «горное имущество». Иногда для раскрытия содержания указанных категорий используются формулировки, содержащиеся в проектах федеральных нормативных актов292. А.Ф. Стругов293 определяет горное имущество как имущество, созданное или приобретённое пользователем недр и непосредственно обеспечивающее процесс недропользования. При этом он разделяет горное имущество на связанное и несвязанное. Аналогичной позиции придерживаются также В.Ж. Аренс и А.Н. Вылегжанин294. Недвижимое горное имущество признаётся ими связанным, а движимое – несвязанным. Приведённая дифференциация горного имущества представляется не вполне обоснованной. Так, авторы к несвязанному горному имуществу относят, в частности, средства передвижения, погрузочные машины, энергосиловые агрегаты и др. В то же время указанное движимое имущество может быть использовано и в иных целях, в том числе не связанных с пользованием недрами. При этом такое имущество уже нельзя будет назвать горным. Поэтому относить к горному имуществу всё имущество, которое используется или может быть использовано при пользовании недрами, едва ли целесообразно, поскольку критерием отнесения движимого имущества к «горному» в данном случае является только цель его использования295.
Недвижимое имущество, неразрывно связанное с недрами и служащее для целей добычи полезных ископаемых, должно иметь специфический правовой режим, как недвижимое имущество особого рода. В соответствии со ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Недвижимое горное имущество, неразрывно связанное с недрами, может быть использовано только по своему прямому и единственному назначению – для того или иного вида пользования недрами. Вне связи с недрами оно не используется.
Под горным имуществом следует понимать, прежде всего, недвижимое имущество, неразрывно связанное с недрами. Такой вывод можно сделать потому, что движимое и недвижимое имущество имеет различный правовой режим. Гражданское законодательство предусматривает различные требования к условиям договоров, предметом которых является движимое и недвижимое имущество, форме их совершения, государственной регистрации. Объединение в горном имуществе как движимого, так и недвижимого имущества может привести к тому, что на сделки с движимым имуществом будут распространяться требования, предусмотренные для недвижимости.
Для обеспечения пользования недрами, помимо недвижимого горного имущества, неразрывно связанного с недрами, необходимо наличие и иного недвижимого имущества, неразрывно связанного с землей. Это здания, сооружения, используемые, в том числе, в процессе пользования недрами. Согласно ст. 132 Гражданского кодекса РФ, предприятие, как имущественный комплекс, признается недвижимостью. В состав предприятия входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, и другие исключительные права.
Анализ горного и гражданского законодательства позволяет сделать вывод о том, что в состав горного предприятия следует включать горное имущество, а также иное недвижимое и движимое имущество, обеспечивающее пользование недрами, геологическую информацию и исключительные права, связанные с деятельностью горного предприятия. Право пользования недрами является имущественным правом, поэтому оно также должно входить в состав горного предприятия.
Горное имущество следует признать недвижимым имуществом особого рода и урегулировать особенности его оборота. Распространение в России рыночных отношений может привести к ситуации, когда собственником горного имущества (скважин, горных выработок) является одно лицо, а право пользования недрами в соответствии с лицензией принадлежит другому.
Горное имущество упоминается в горном и гражданском законодательстве. Так, в ст. 17.1 Закона «О недрах» упоминается «имущество, необходимое для осуществления деятельности, указанной в лицензии на пользование участком недр, в том числе из состава имущества объектов обустройства в границах лицензионного участка», в ст. 21.1 Закона – «о передаче имущества, необходимого для обеспечения пользования недрами, на возмездных основаниях».
Статья 239 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что в случаях, когда изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо ввиду ненадлежащего использования земли невозможно без прекращения права собственности на здания, сооружения или другое недвижимое имущество, находящиеся на данном участке, это имущество может быть изъято у собственника путём выкупа государством или продажи с публичных торгов. Указанные правила, согласно п. 2 этой статьи, применяются при прекращении права собственности на недвижимое имущество в связи с изъятием горных отводов, водных объектов и других обособленных природных объектов, на которых находится имущество.
Субъекты горного права делятся на три группы: 1) собственник недр – государство, а также государственные и муниципальные органы, осуществляющие предоставленные им права по управлению и контролю за недропользованием; 2) недропользователи; 3) иные субъекты природоресурсного права, не являющиеся недропользователями, законные права и интересы которых могут быть затронуты недропользованием.
В качестве недропользователей могут выступать как российские, так и зарубежные юридические296 и физические лица, а также лица без гражданства. Согласно ст. 9 Закона «О недрах» пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории России и простирающихся на её континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с российским законодательством, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа не менее 5 лет, в которых доля (вклад) Российской Федерации в уставных капиталах составляет более чем 50% и (или) в отношении которых Россия имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц.
Пользователями недр при ведении работ по добыче радиоактивных веществ и захоронению радиоактивных, токсичных и иных опасных отходов могут быть юридические лица, созданные в соответствии с российским законодательством и имеющие выданные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти разрешения (лицензии) на ведение таких работ.
В соглашениях о разделе продукции недропользователями могут выступать также создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заёмных или привлечённых средств (имущества, имущественных прав) в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения. Участники такого объединения имеют солидарные права и несут солидарные обязанности по соглашению. Ещё одним субъектом соглашений о разделе продукции является оператор соглашения.
Среди субъектов, права и интересы которых могут быть затронуты недропользованием, особое место занимают лица, застраивающие площади залегания полезных ископаемых. В соответствии со ст. 25 Закона «О недрах» проектирование и строительство населённых пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения Роснедр РФ или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки297. Разрешение на застройку площади горного отвода выдаётся при наличии согласия на застройку соответствующего пользователя недр. Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведённых затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведённых объектов.