Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Очерки истории России.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
11.58 Mб
Скачать

208 Глава IX

по летописи, стояли в своих «вежах» угры-венгры; уже из Ателкузу каган призвал к себе Леведию и назначил по его совету правителя по имени Арпад, который стал основателем династии венгерских королей. Персидский историк XI в. Гардизи, опирающийся на раннюю информа­цию, свидетельствует о венграх в Восточной Европе, которые «ходят к гузам, славянам и русам и берут оттуда пленников, везут в Рум (Визан­тию) и продают» [Новосельцев 1965, 389]. Но сами венгры и в Ателкузу подверглись нашествию печенегов и вынуждены были переселиться в конце IX в. в Великую Моравию (Паннонию), где обрели новую родину (см. [Шушарин 1997]). Многочисленные аналогии древностям венгров известны на широких просторах Восточной Европы — от Среднего По­волжья до Среднего Поднепровья, в том числе на славянских поселениях (см. сводку: [Седов 1987]); данные языкознания свидетельствуют о тес­ных славяно-тюркско-венгерских контактах в этот период, в том числе о заимствовании венграми при тюркском (хазарском) посредстве таких важных для праславянской этнокультурной истории слов как король и влах — «франк, итальянец» [Хелимский 1988].

В целом царь Иосиф в своем письме описывает "предельные" гра­ницы Хазарии периода ее могущества: прочие источники подтверждают ту или иную степень зависимости перечисленных им народов от хазар, но зависимость эта не была постоянной, данническо-союзнические отношения могли превращаться во враждебные и «колебались» в соответ­ствии с геополитической ситуацией, в том числе политикой Халифата и особенно Византии, использовавшей печенегов и русь против хазар, или, напротив, поддерживавшей слабнущую Хазарию строительством кре­пости (Саркел)и т. д.

Что касается самих хазар, то письмо Иосифа содержит характер­ную легенду об их происхождении, основанную на библейской тради­ции. Иосиф относит хазар к сынам Иафета, потомству его сына Гомера, а именно к Тогарме (Фогарме): это отождествление имеет глубокие и даже «историчные» истоки не только потому, что народы Европы и ко­чевники Евразии традиционно относились к потомкам Иафета, но и потому, что, как уже говорилось, имя Гомер восходит к наименованию киммерийцев, под Тогармой же традиционно понималась в древних ис­точниках Армения. Боспор Киммерийский и Закавказье действительно были регионами первоначальной активности хазар. К сыновьям Тогармы Иосиф причисляет эпонимы: Авийор (Уюр, Агийор в краткой редак­ции письма), который отождествляют с иверами-грузинами или угура-ми-огурами; Тудис (Тирас в краткой редакции, традиционный библей­ский этникон); Аваз — Авар в краткой редакции, эпоним аваров; Угуз — эпоним гузов (узов), Биз-л — предположительно барсилы, племя, род­ственное хазарам; Т-р-н-а сравнивают с названием венгерского рода Тариана у Константина Багрянородного (если это не отражение титула тархан); далее следует собственно Хазар и некий Янар — 3-нур в крат-

Хазары и Хазарский Каганат... 209

кой редакции, которого отождествляют с горским народом цанар, оби­тавшим к западу от Дарьяльского ущелья; список завершают болгары и савиры. Интересно, что сходный список 10 сыновей Тогармы имеется в другом еврейском источнике Х в. — «Книге Иосиппон», составленной в Италии: там к ним причислены «роды» Козар (хазар), Пецинак (пе­ченеги), Алан, Булгар, Канбина (?), Турк, под которыми, очевидно, имеют­ся ввиду венгры, точнее — кавары, отколовшаяся от хазар и примкнув­шая к венграм тюркская группировка; далее упоминаются Буз, точнее — Куз, под которыми следует видеть гузов-узов, Захук (?), Угр — собствен­но венгры, имя которых Иосиппон дает в славянской передаче, наконец, Толмац — одно из печенежских племен.

Списки народов, относящихся к потомству Тогармы, в двух источ­никах не совпадают; показательно при этом, что в Иосиппоне хазары возглавляют список, что, видимо, отражает представления об их господ­ствующем положении, у Иосифа же, напротив, подчеркивается, что его предки были малочисленны и Хазар был лишь седьмым сыном Тогар­мы. Могущество их возросло после того, как им удалось победить мно­гочисленных врагов, названных В-н-н-т-р, которых хазары преследова­ли до реки «Дуна» — Дуная. Предполагают, что это имя относится к племеннному объединению оногуров, которое включало болгар Аспаруха, бежавших от хазар за Дунай. Тогда хазары овладели страной В-н-т-р, которой обладали до времени правления Иосифа.

Происхождение хазар царь Иосиф связывает, таким образом, с груп­пой тюркских народов. Арабские географы сообщают, однако, что хаза­ры отличались от тюрков: согласно автору Х в. ал-Истахри, они дели­лись на две группы — «кара-хазары» или черные хазары, смуглые как индийцы, и белые хазары, отличающиеся красивой внешностью. Совре­менные исследователи склонны усматривать в этих группах правящий слой — собственно хазар (белых хазар) — и зависимых «черных» лю­дей; ал-Истахри под черными хазарами имеет в виду прежде всего ра­бов из страны хазар, оказывающихся на восточных рабских рынках:

рабы принадлежат к язычникам, так как только язычники, но не нахо­дящиеся среди хазар иудеи и христиане, разрешают продажу детей и сородичей в рабство. Возможно, такое значение термина белые хазары сохраняется в упомянутой византийской (и древнерусской) историогра­фии, где хазары именуются белыми уграми, а подвластные им венг­ры — черными уграми. Не следует при этом забывать, что цветовые классификации, характерные для этнических и географических пред­ставлений тюрков и других народов, не могут быть прямо перенесены на социальные и тем более антропологические реалии: ср. упоминав­шихся белых гуннов — эфталитов, черных и белых болгар, белых хорва­тов и т. д. вплоть до Черной и Белой Руси. Однако представление О «черных» людях, как о зависимых, обложенных податями, надолго со­хранилось в средневековой традиции (включая древнерусскую).

210 Глава IX

ВЫБОР ВЕРЫ. ПРОБЛЕМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИУДАИЗМА В ХАЗАРИИ

Существенно, что ал-Истахри очевидно относит к белым хазарам, господствующему слою, тех, кто исповедовал иудаизм и христианство, к черным — язычников, прежде всего болгар и аланов, носителей салтово-маяцкой культуры, действительно практиковавших языческие по­гребальные обряды и т. п. Действительно, спецификой этноконфессио-нальной ситуации в Хазарском каганате было то, что правящий слой — хазары во главе с каганом — исповедовали иудаизм. Царь Иосиф в своем письме передает легенду об обращении хазар: через несколько поколений после победы над В-н-т-р (болгарами) хазарский царь Булан, еще носивший тюркское родовое имя (означавшее «Олень» и имевшее, видимо, тотемическое происхождение), услышал во сне слова ангела Божьего, обещавшего умножить его род и власть, если царь будет соблю­дать заповеди и законы и построит храм. Чтобы получить богатства для сооружения святилища. Булан должен идти на Д-ралан — Дарьял, в землю аланов, и Ар-в-вил, Ардебиль, город на территории Азербайджа­на. С Божьей помощью Булан одержал победу и соорудил скинию (ша­тер) с ковчегом, светильником, жертвенниками и т. п. — как некогда пророк Моисей во время исхода евреев из Египта. Слух об обращении Булана распространился «по всей земле», и «царь Эдома» — византий­ский император, равно как и «царь измаильтян» — арабский халиф прислали к Булану посольства, чтобы склонить его к переходу в их веру. Тогда Булан призвал мудреца из «израильтян» и устроил диспут о вере. Мудрецы долго спорили, опровергая друг друга, и хитроумный Булан спросил наконец у христианского священника, какую веру он считает лучшей — веру израильтян (иудаизм) или исмаильтян (ислам). Естественно, что христианин, почитавший Ветхий Завет наряду с Но­вым, предпочел иудаизм; тогда сходный вопрос Булан задал мусульма­нину, тот также ответил, что вера израильтян «более почтенна», чем христианская. Тогда Булан принял веру Израиля и «совершил над самим собой, своими рабами и служителями и всем своим народом обрезание».

При всей очевидной «легендарности», этот сюжет «выбора веры» имеет не менее очевидные исторические параллели в истории собственно тюркских народов, точнее — правящих династий, которые действительно склонялись еще в Центральной Азии к религиям, имевшим «писанный закон», — манихейству, буддизму, но отличавшимся от официальных культов враждебного тюркам Китая. Отказ от традиционной племен­ной религии (культа Тенгри, шаманизма) и обращение к писанному за­кону было необходимо по крайней мере правящему слою уже для того, чтобы преодолеть племенной сепаратизм и строить государственную идеологию. Очевидны и исторические основы самого сюжета выбора

Хазары и Хазарский Каганат… 211

веры хазарским царем: маневрируя между Халифатом и Византией, когда каган мог выдать замуж за императора свою сестру, принявшую крещение, а после поражения в войне с арабами согласиться принять ислам, хазары выбрали действительно «престижную» веру, основанную на почитаемом и христианами и мусульманами Священном Писании. Разительно сходный сюжет известен и из начальной русской истории, когда перед выбором веры в конце Х в. встал князь Владимир (см. ; в главе XI).

Памятники письменности и торевтики Хазарского каганата (Степи Евразии. С. 163)