Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Shporgalki.docx
Скачиваний:
8
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
218.86 Кб
Скачать

28Философия и наука: неоднозначность взаимосвязи.

Проблема «философия и наука» – это, прежде всего, вопрос о научности или истинности самой философии. Надо сказать, что ответ на вопрос «наука ли философия?» зависит от того, как мы понимаем науку и как оцениваем саму философию.

Науку, как правило, отождествляют с системой истинного знания, но это явное преувеличение:

Во-первых, основания любой науки (той же математики - символа научной строгости) являются весьма неопределенными, по сути постулативными: только принимаемыми в качестве истинных, но не доказанных в этом своем качестве.

Во-вторых, и на «верхних этажах» науки есть свои «неоднородности»: теории, содержащие противоречия, недоказанные теоремы, чисто гипотетические построения, спекулятивные прогнозы, парадоксы, жестко конкурирующие друг с другом идеи и концепции и прочие не строго научные образования.

В-третьих, наука - это общественный институт, т.е. социальное пространственно-временное многообразие, заполненное людьми, их исследовательскими и иными ролями, в которых находится место всему, вплоть до заблуждений, предрассудков и слухов.

В-четвертых, принято думать, что наука увеличивает нашу уверенность в собственных силах. Что ж, она действительно делает это, но только, подчеркнем, в очень узком спектре, определяемым логикой и эмпирически удостоверяемым знанием. При этом сразу же обозначаются границы и выявляются пределы - знаний и индуцируемой ими уверенности. Наука безжалостно расправляется с часто дорогими нам убеждениями и утешительными видимостями. Именно с ее помощью мы лишились всякой надежды на вечный двигатель, на философский камень, на молниеносную переделку человека и общества. Таким образом, наука с успехом разрушает иллюзии, видимости, мнимости - словом, наше всезнание, часто запаздывая – и надолго – с постройкой нового здания на месте разрушенного, в котором мы чувствовали себя вполне уверенно.

Философия в наше время с определенностью обособлена в отдельный институт. Удовлетворяет она и многим требованиям научности, таким, например, как системность, внутренняя самосогласованность, прогностичность и др. Но главное, чего нет у философии, но что есть у науки, - это доказательность. В философии, как считают некоторые авторы, можно лишь что-то опровергнуть, в частности посредством приведения к абсурду (reductio ad absurdum), но никогда - доказать. Можно согласиться в данной связи с У.Джеймсом, видевшим в философии «коллективное имя для вопросов, на которые не получены ответы к удовлетворению тех, кто их поставил».

Ядро научного знания составляет, несомненно, знание истинное, т.е. доказанное или принципиально (через конечное число шагов) доказуемое. Без доказательства, хотя бы принципиального, та или иная сумма знаний не может быть названа наукой.

Философия, разумеется, не беспочвенна – она опирается на общечеловеческий опыт, на достижения и обретения других форм общественного сознания, включая науку. Но произрастает философия из сокровенной сути человеческой свободы.

Разумно и оправданно настаивать на союзе философии и науки, союзе, при котором философия критически (и с мировоззренческой целью) обобщает достижения и выводы конкретных наук, обогащая, расширяя и углубляя вместе с тем их логико-методологическую и социально-аксиологическую культуру.

Сциентизм (от лат. scientia - знание, наука) — концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в системе культуры, в идейной жизни общества.[1] Идеалом для сциентизма выступает не просто всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Представители сциентизма исходят из того, что именно этот тип знания собирает в себе наиболее значимые достижения всей культуры, что он достаточен для обоснования и оценки всех фундаментальных проблем человеческого бытия, для выработки эффективных программ деятельности. Сциентизм не является строго оформленной системой взглядов, он представляет собой идейную ориентацию и проявляется по-разному: от подражания точным наукам (система определений, логический формализм, аксиоматическое построение в анализе философско-мировоззренческих или социально-гуманитарных проблем, искусственное применение математической символики), вплоть до отрицания философско-мировоззренческих проблем как лишённых смысла для познания и значения (неопозитивизм) и рассмотрения естественных наук в качестве единственного возможного знания.

Антисциентизм – это противоположная от сциентизма концепция. Он настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку как враждебную человеческому существованию. Философия в антисциентизме рассматривается как нечто принципиально отличное от науки, носящей чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания подлинных проблем мира и человека. Антисциентизм трактует социально-гуманитарное знание исключительно как форму сознания, к которой неприменим принцип объективности научного исследования. Наиболее ярко он получил выражение в экзистенциализме, персонализме, в различных концепциях контркультуры и в экологических движениях. Так М. Хайдеггер, представитель экзистенциализма, отмечает, что наука, безусловно, является одной из форм постижения бытия, но она выражает собой лишь ограниченное, по сравнению с философией, знание, так как она не касается бытия в целом. По его мнению, науки описывают как бы локальные картины мира по сравнению с общефилософским представлением в целом. Полная картина может быть представлена лишь в философии.

29. Общественное сознание — в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону.

В советской философии особенно акцентировалась идея того, что общественное сознание "активно" отражает общественное бытие, т.е. преобразовывает его.

В структуре общественного сознания обычно выделяют три взаимосвязанных уровня: обыденный, общественную психологию и общественную идеологию, а также формы общественного сознания, к которым относят политическую идеологию, правосознание, мораль (нравственное сознание), искусство (эстетическое сознание), религию, науку и философию:

1. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики стихийно, как непосредственное отражение внешней («бытовой») стороны жизнедеятельности людей и не нацелено на поиск истины.

2. Общественная психология — эмоциональное отношение людей к своему общественному бытию, также формируемое стихийно в повседневной жизни людей. Его специфика и закономерности изучаются социальной психологией. Общественная психология включает в себя несистематизированные чувства и представления людей, прежде всего об их эмоциональной жизни, определенных состояниях и некоторых психических особенностях. Она — преобладающее настроение чувств и представлений в данной социальной группе («социально-психологическая атмосфера»), в данной стране, в конкретном обществе.

3. Общественная идеология — концептуально-теоретическое отражение общественного бытия, выраженное в формах мышления (понятиях, суждениях, теориях, концепциях и т.п.). Взятая в целом, она определяется как система политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и философских взглядов, в которых осознается и оценивается отношение людей к социальной действительности.

Формы общественного сознания

Обычно называют шесть форм общественного сознания

Искусство (Художественное сознание)

Наука(в т.ч. философия

Мораль

Правосознание (Право)

Религия (буддизм, христианство, иудаизм и ислам) — на ранних этапах развития человечества всеобщая форма общественного сознания, зародившаяся ок. 40-50 тыс. лет назад

Идеология (Политическое сознание) — наивысшая форма общественного сознания

Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определённого типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и другое.

Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. - соответствуют специфические формы знании

Уровни: обыденное и теоретическое сознание.

Обыденный уровень — совокупность знаний, обслуживающих каждодневные потребности людей. Отличается поверхностью, ненаучностью, консерватизмом, преимущественно основывается на традициях. Его главным компонентом является здравый смысл. Довольствуется фактами, бессистемно вырабатывается всеми людьми.

Теоретический уровень — система знаний, формируемая профессионалами. Для него характерна доказательность, динамичность изменений, стремление постичь сущность явлений. Часть теоретических знаний носит научный характер, где работает строгая система понятий, категорий, законов и осуществляется проверка положений на практике. Со временем ряд теоретических знаний в упрощенном виде переходит в обыденное сознание.

Сложная структура общественного сознания определена многосторонней практикой людей. В соответствии с отношениями людей « окружающему миру и между собой в процессе их деятельности складываются, как мы выяснили в предыдущей главе, определенные виды общественного сознания. В связи с деятельностью людей, специально направленной на производство идей и взглядов и их распространение в обществе, возникают большие области, или сферы, общественного сознания. Последние существуют не обособленно от видов сознания, а благодаря им, через них. Пользуясь философскими категориями особенного и единичного, можно сказать, что сферы сознания есть особенное в сравнении с видами сознания как единичным. Специфику особенного в данном случае составляют выполняемые сознанием общественные функции. Общественное сознание, будучи включенным в деятельность людей и выражающим последнюю, выполняет разнообразные функции: познавательные, защиты и обоснования интересов классов и социальных групп, мировоззренческие, эмоционально-волевые, регуляторные, передачи социального опыта и др.