- •Идеи ведущих психотерапевтических школ, имеющие значение для интегративного подхода.
- •2. Становление трансперсональной психологии: концепции расширенного понимания человеческого сознания (включение надличностных сфер).
- •Основные положения психосинтеза р. Ассаджиоли.
- •3. Эмпирическая и теоретическая модели интегративного понимания человеческой психики. Концепция многомерности психики с.Грофа: картография внутреннего пространства.
- •Основные положения концепции эволюции сознания к.Уилбера.
- •4. Духовный аспект эволюционного развития человека.
- •Нервные заболевания при духовном росте: критические стадии на пути достижения духовного сознания.
- •Литература:
- •Руффлер м. Игры внутри нас / Пер. С англ. Т.Чхеидзе. – м.: Изд-во Института Психотерапии, 1998.
- •Уилбер к. Кто я? // Вопросы саморазвития человека. Междисциплинарный теоретико-методологический сборник. Вып.2 / Ред. В.Данченко. Киев, 1990.
2. Становление трансперсональной психологии: концепции расширенного понимания человеческого сознания (включение надличностных сфер).
Примерно в середине 60-х гг. возникла потребность расширить и дополнить гуманистическое направление. А.Маслоу вслед за представлениями об неутилитарных "ценностях Бытия", "пиковых переживаниях", "самоактуализации", ставших фундаментом и ядром программы гуманистической психологии, ввел идею метапотребностей, сверхличностных ценностей - открытого духовного горизонта человека, к которому он всегда устремлен, и только в этом страстном устремлении и реализует свое предназначение.
Трансперсональная психология, как и гуманистическая, своим возникновением в одинаковой степени обязана двум ее ключевым фигурам: Абрахаму Маслоу (1908-1970) и Энтони Сутичу (1907-1976).
В 1952 г. А.Маслоу стал профессором психологии Брандейзского университета и противопоставил себя бихевиористам, которые в то время занимали большинство американских кафедр психологии. Интересно, что в 1954 г. он начал составлять корреспондентский список психологов со всей страны, разделявших его взгляды, - это были ученые, занимавшиеся такими вопросами, как креативность, любовь, самореализация и личностное развитие. В сферу интересов А.Маслоу входили культурная антропология и нейропсихиатрия, однако он также испытал влияние гештельтпсихологии. Его подход был полностью холистичен. Он подчеркивал, как ранее подчеркивали К.Г.Юнг и А.Адлер, что человеческий организм необходимо рассматривать в категориях его целостного потенциала.
Со временем А.Маслоу выдвинул свою знаменитую теорию «иерархии потребностей», которая охватывала физиологические факторы (голод и сон), безопасность (стабильность и порядок), а также уважение (чувство собственной ценности и признание).
На вершине этой иерархии находится потребность в самореализации, или, по его собственному определению, «полное использование талантов, способностей и возможностей». Его также интересовала категория людей, способных к самореализации.
Примерно в это время состоялось знакомство А.Маслоу и Э.Сутич.
Энтони Сутич считал себя независимым психотерапевтом. Будучи парализованным с 18 лет, он вынужден был закончить свое образование в 9-м классе. Остаток жизни ему было суждено провести на костылях или в инвалидном кресле.
Разговоры с медсестрами о их проблемах принести ему репутацию друга и советчика. В 1941 г. занялся частной практикой в качестве консультанта, специалиста по индивидуальной и групповой терапии. Интересовался западными и восточными религиями, психоделическими и мистическими состояниями сознания. Э.Сутич, глубого исследуя психологические установки и их выражение у своих клиентов, все чаще стал задумываться о возможности «психологического развития». С особым энтузиазмом он относился к групповой терапии, которая в одинаковой степени способствовала как духовному, так и эмоциональному развитию.
Большое впечатление на Э.Сутича оказали работы А.Маслоу и в 1949 г. состоялась их встреча, положившая начало многолетнему сотрудничеству. В 1950-х годах А.Маслоу и Э.Сутич организовали «Журнал Орто-психологии (Орто- прямонаправленный). В конце 1959 г. Журнал был переименован в «Журнал гуманистической психологии». Тут же было создано Общество Гуманистической Психологии.
В 1962 г. А.Маслоу написал Э.Сутичу о существовании института Иссален. В 1966 г. Сутич принял участие в семинаре, проходившем в Исалене.. Со временем у Э.Сутича сложилось впечатление, что исходная идея самореализации не является достаточно всесторонней, о чем он написал А.Маслоу. Он отмечал, что гуманистической психотерапии трудно избежать проблемы «конечных целей» и мистического опыта. Поэтому терапевт должен быть в состоянии помочь своему клиенту в развитии умения и соответствующей техники для пробуждения для пробуждения этих способностей.
Э.Сутич все больше склонялся к объединению мистицизма и гуманистической психологии, в результате чего он предложил термин «гуманистицизм». В свою очередь А.Маслоу заметил, что британский биолог Джулиан Хаксли уже использует термин «Трансгуманистический» (имея в виду то же самое).
14 октября 1967 г. А.Маслоу в своем докладе «Глубинные ресурсы человеческой природы» в Сан-Франциско впервые упомянул о новой «четвертой силе» - напрвлении в психологии, задачей которого является изменение человеческой жизни.
Э.Сутич предложил расширенное определение нового направления.
«Трансгуманистическая психология (или «четвертая сила») – это название набирающего силу нового направления в психологии, которое появилось как результат работы группы психологов и специалистов из других областей, заинтересовавшихся теми высшими человеческими способностями и возможностями, а также их реализацией, которые не нашли себе постоянного места ни в «первой силе» (классической теории), ни во «второй силе (теории позитивистской, или бихевиористской), ни в третьей силе (гуманистической психологии, которая занимается конценпциями креативности, любви, развития, удовлетворения фундаментальных потребностей, психическим здоровьем, самореализацией и т.д.) Возникающая «четвертая сила» особенно заинтересована в изучении, понимании и ответственной реализации таких состояний человеческого духа, как: бытие. Становление, самореализация, выражение и реализация метапотребностей (индивидуальных и «всеобщих»), конечные ценности. Преодоление «Я», объединяющее сознание, жизненный опыт, экстаз. Мистический опыт, страх, изумление, конечные значения, преобразование «я», дух, всеобщая трансформация, единство, космическое сознание, высшее восприятие, космическая игра, взаимодействие на индивидуальном и всеобщем уровнях, межличностная встреча в ее оптимальном и максимальном значении, реализация и выражение транперсонального и трансцендентального потенциала, а также родственные им концепции переживаний и видов активности»
Уже в ноябре 1967 гг. А.Маслоу в своем письме приходит к выводу, что наилучшим определением может быть «Трансперсональный», поскольку этот термин обозначает выход за пределы индивидуального, за границы личности в нечто более широкое и более высокое, чем индивидуальная личность.
Впервые, двумя месяцами раньше, термин «трансперсональный» употребил преподававший в Беркли чешский психиатр доктор Ст.Гроф.
Термин трансперсональный используется до настоящего времени. Общепризнанно, что это лучший термин для названия психологии, которая занимается главным образом «развитием человечества».
Трансперсональные воззрения А.Маслоу.
А.Маслоу определяет самоактуализацию как эпизод, или «прорыв», в котором все силы личности чрезвычайно эффективно сливаются воедино, доставляя интенсивное удовольствие, когда человек обретает единство, преодолевая разорванность, больше открыт непосредственным впечатлениям, отличается неповторимостью, экспрессией и спонтанностью, более полно функционирует, обладает большими творческими способностями и большим чувством юмора, способен подняться над эго, более независим от своих низших потребностей, и т.д. Во время этих «прорывов» он становится в большей мере самим собой, лучше реализует свои потенциальные возможности и приближается к самому сердцу своего Бытия, становится более полноценным человеком.
Пиковые переживания рассматриваются как «пиковые» моменты метамотивированных, лишенных примитивных желаний, неэгоцентричных, нецеленаправленных, не предполагающих ни одобрения, ни конечного состояния, ни достижения совершенства или цели переживаний любви, родительского чувства, состоянии творчества, мистического переживаний, восприятия природы и эстетического восприятия, достижений – то есть моменты высшего счастья и свершения.
Последействие пиковых переживаний.
1. Пиковые переживания могут оказывать и действительно оказывают терапевтическое воздействие в прямом смысле этого слова — устраняют симптомы.
2. Эти переживания могут изменить к лучшему мнение человека о самом себе.
3. Они могут внести самые разные изменения в его отношение к другим людям и его общение с этими людьми.
4. Они могут внести более или менее устойчивые изменения в его мировоззрение, а также в его представление о различных аспектах или частях мира.
5. Они могут высвободить творческие способности, спонтанность, экспрессию, неповторимость индивида.
6. Человек помнит пиковое переживание как очень значительное и желанное событие и жаждет его повторения.
7. Человек больше не склонен считать, что жизнь, в принципе, не стоит того, чтобы ее прожить, потому что он убедился в существовании красоты, радости, честности, доброты, истины, азарта и смысла.
Транспесональные аспекты аналитической психологии К.Г.Юнга.
К.Г.Юнг – швейцарский психиатр, рассматривал бессознательное как огромную сумму представлений, намного более богатую, чем индивидуальные бессознательные содержания, а психику - как комплиментарное взаимодействие сознательного и бессознательного компонентов при непрерывном обмене энергией между ними. Он считал бессознательное творческим, разумным принципом, связывающим индивида со всем человечеством, с природой, космосом, который не только подвластен историческому детерминизму, но и несет проективную, телеологическую функция.
К.Г.Юнг признавал, что в процессе индивидуации человек может трансцендировать узкие границы Эго и личного бессознательного и соединиться с высшим «Я», соразмерным всему человечеству и всему космосу.
В результате тщательного анализа своих собственных сновидений и сновидений своих пациентов, К.Г.Юнг выяснил, что в сновидениях обычно содержатся образы и мотивы, характерные не только для мест, разделенных большими расстояниями по всему миру, но и для различных периодов истории человечества. Он пришел к выводу, что помимо индивидуального бессознательного существует еще и расовое, коллективное бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Он выявил, что существует много символов, являющихся по своей природе и происхождению не индивидуальными, а коллективными, идущими из первобытных снов и творческих фантазий. Как таковые эти образы представляют спонтанные проявления и уж никоим образом не преднамеренные изобретения. Это навело его на мысль о мифопорождающих структурных элементов в бессознательной психике, которые служат источником не только фантазий и сновидений отдельных людей, но и мифологии народов.
Исследуя специфику бессознательного К.Г.Юнг открыл функциональные единицы, которые назвал комплексами (1973). Комплексы – это констелляции психических элементов (идей, мнений, отношений и убеждений), объединяющихся вокруг какого-то тематического ядра и ассоциирующихся с определенными чувствами. К.Г.Юнгу удалось проследить комплексы от биологически детерминированных областей индивидуального бессознательного до изначальных мифопорождающих паттернов, которые он назвал архетипами. Юнг открыл, что в ядре каждого комплекса архетипические элементы тесно переплетаются с различными аспектами физической среды. Сначала он посчитал это знаком того, что проявляющийся архетип создает предрасположенность к поведению определенного типа. Позже, исследуя случаи необыкновенных совпадений, синхронностей, которые сопровождают этот процесс, он пришел к выводу, что архетипы должны каким-то образом влиять на саму ткань феноменального мира. Поскольку они представлялись связующим звеном между материей и психикой, он назвал их психоидами.
Архетипы - это символическое выражение «постоянно повторяющихся моделей человеческого опыта», возникающих из наблюдений, связанных с природой (небом, сменой времен года и т.д.), которые стали неотъемлемой частью человеческой психики.
Архетип может принять форму антропоморфически преображенной силы природы, он обладает определенной силой и влиянием.
К.Г.Юнг признавал существование иррационального, парадоксального и даже таинственного. У него самого было много случаев религиозного опыта, убедивших его в реальности духовного измерения в универсальной схеме вещей. Основное предположение Юнга – что духовный элемент – это органичная, неотъемлемая часть психики. А подлинная духовность – один из аспектов коллективного бессознательного – не зависит от программирования в детстве, ни от культурной и образовательной подготовленности индивида. И если самоисследование и самоанализ достигают необходимой глубины, в сознании спонтанно проявляются духовные элементы.
К.Г.Юнг считал, что линейная причинность не является единственным и обязательным связующим принципом в природе. Он ввел понятие акаузального связующего принципа – синхронности, - которое обозначает осмысленные совпадения событий, разделенных во времени и/или в пространстве. Синхронность выступает как обозначение знаменательного совпадения или соответствия психических или физических состояний или событий, между которыми не существует каузальной связи, а также сходства или совпадений мыслей, снов и т.п. в одно и то же время возникающих у разных людей.
К.Г.Юнг пришел к убеждению, что основной целью личностного развития является стремление к полноте, которая достигается путем интеграции противоречивых содержаний и архетипов бессознательного. Этот процесс он назвал индивидуацией.
К.Г.Юнг, в отличие от Фрейда, в либидо видел не строго биологическую силу, направленную к механической разрядке, а созидательную силу природы – космический принцип, сравнимый с élan vital (жизненным порывом), что нашло отражение в его понимании символов. То, что Фрейд называл символами, К.Г.Юнг называл знаками. По его мнению, настоящий символ указывает вне себя, на более высокий уровень сознания. Это лучший из возможных способов обозначения того, что неизвестно – некоего архетипа. Который нельзя выразить яснее или точнее.
К.Г.Юнг выделил множество аспектов личности. Среди них персона, или маска, которую мы показываем миру, и эго, которое охватывает все сознательные содержания личного опыта. Он также считал, что люди должны иметь в своем сознании полярные черты противоположного пола, которые он определил как Аниму для мужчин (женское начало в бессознательном мужчины) и Анимус для женщин (мужское начало в бессознательном женцины). Он также выделил Тень – воплощение воспоминаний и опыта, полностью вытесненных из сознания. Тень часто появляется в сновидениях и кошмарах как темная отталкивающая фигура. Однако Юнг утверждал, что если содержания, которые несет Тень будут осознаны и вновь включены в сознание, то значительная часть ее темной ужасающей природы исчезнет. Работа с темной стороной психики стала важным аспектом психотерапевтического метода К.Г.Юнга.
В Самости К.Г.Юнг видел тотальность личности, охватывающую все вышеупомянутые аспекты психики. Он также считал Самость основным архетипом, символическим выражением которого является круг или мандала, представляющие полноту. Поэтому сутью самосовершенствования является стремление к полноте существования. Самореализация или индивидуация, означает возможность просто «стать самим собой», обрести полноту самого себя. Процесс, посредством которого достигается психологическая целостность.
С.Гроф отмечает, что на биографическом уровне описание К.Г.Юнгом психологических комплексов почти аналогично описаниям СКО, хотя эти концепции неодинаковы. Наиболее весомым вкладом К.Г.Юнга в психотерапию считается признание им духовных измерений психики и его открытия в трансперсональных областях. Литература по аналитической психологии очень много дает для понимания различных архетипических образов и мотивов, спонтанно всплывающих на поверхность сознания во время эмпирических сеансов, отражая трансперсональный уровень бессознательного. Кроме этого, глубинная эмпирическая работы дает независимое подтверждение концепции К.Г.Юнга о значении синхронности.
К расхождениям в расстановке некоторых акцентов является между Юнгом и Грофом по мнению самого С.Грофа следующее.
- юнгианский анализ, использующий более тонкую технику, чем психоделическая терапия или некоторые из новых мощных эмпирических подходов, основное внимание уделяет психологическим, философским и духовным измерениям процесса смерти-возрождения; при этом соматические компоненты исследуются редко, если исследуются вообще;
- юнгианский анализ недостаточно внимания уделяет актуальным биографическим аспектам перинатальных явлений (конкретным событиям во время родов).
- отсутствует подлинное признание тех трансперсональных переживаний, которые опосредуют связь с различными аспектами материального мира: например – аутентичное отождествление с другими людьми, животными. Растениями или неорганическими процессами и опыт исторических, филогенетических, геофизических, астрономических событий, в котором возможен доступ к новой информации о различных аспектах «объективной реальности».
- недостаточное внимание к явлениям, связанным с прошлыми воплощениями;
- в отличие от юнгианского анализа психоделическая терапия и холономная интеграция ориентированы на непосредственный глубинный опыт с психологическими и актуальными соматическими характеристиками (аутентичное детское гримасничанье, голос, поведение и появление сосательного рефлекса во время возрастной регрессии; специфические позы, движения и звуки, сопровождающие отождествление с животными; лихорадочные движения, « маска зла», рвота),
Несмотря на указанные различия, с концептуальной т.з. юнгианцы наиболее близки к пониманию содержательного материала психики, представляемого в ходе психоделической терапии и холономной интеграции.
