Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В5.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
101.38 Кб
Скачать

Лексическая система языка

Рассматривает следующие вопросы:

1) ИМЯ И ВЕЩЬ. ПОЗИЦИЯ В ВОПРОСЕ О ПРОИСХОЖДЕНИИ СЛОВ.

В споре «фюсей» и «тесей» А. твердый сторонник т.зр. об условном характере связи имени и вещи («Имя есть звук, наделенный значением в соответствии с соглашением»; «В именах нет ничего от природы»). Связь м/у предметом и наименованием не является, по А., прямой и непосредственной: посредствующим звеном в этой связи служит представление о предмете в сознании человека («Слова, выражаемые звуками, есть символы представлений в душе, а письмена – символы слов»).

Т.к. слово не может быть в большей или меньшей степени соответствовать обозначаемому им предмету, оно не может быть более или менее истинным или более или менее ложным. Истина или ложь возникают лишь тогда, когда слова соединяются м/у собой.

Для людей, которые стремились доказать, что слово отражает сущность отражаемого им предмета (для Пл., например), важнейшим исследовательским приемом было разложение слова на части, которые сами по себе наделены значением.

По А. же, никакая часть слова не может иметь самостоятельного значения (см. примеры с собственными именами).

Этимологизирование было тесно вязано с теорией звукоподражания, в основе которого лежало представление о том, что звуки языка изначально были воспроизведением естественных природных звуков; таким путем также утверждалась мысль о природной, естественной связи м/у явлениями объективного мира и их наименованием.

А. же говорил: «Выражают нечто и нечленораздельные звуки, производимые животными, но ни один из этих звуков не есть слово».

2) ПРОБЛЕМА МНОГОЗНАЧНОСТИ СЛОВА.

Наблюдение над языковой многозначностью – наиболее замечательное достижение А.

А.: «Число слов ограничено, ограничено и множество речений, предметы же беспредельны по числу. Поэтому неизбежно одно и то же речение, одно и то же слово означают многое».

А. разграничивает два типа словесной многозначности:

1) отдельные значения многозначного слова никак не связаны м/у собой (омонимия);

2) отдельные значения одного слова определенным образом связаны м/у собой.

Многозначность, отличная от омонимии, бывает 2-х типов:

А) многозначность слов, обозначающих однородные явления,

Б) многозначность слов, обозначающих явления хотя и неоднородные, но все же определенным образом связанные м/у собой – полисемия в собственном смысле этого слова.

Слова разных языков, по А., различаются только по своему звучанию; семантическая сторона слова, совокупность значений, принадлежащих тому или иному слову, одинаковы в разных языках. По мнен. А., семантическая сторона слова не только не специфична для того или иного языка, она не является специфичной для языка вообще, она не заключает в себе ничего специально языкового, т.е. полностью соответствует внеязыковой реальности.

Грамматическая система языка морфология

Пл. выделил два разряда слов: óнома и рема.

А. еще два: сúндесмос и áртрон. Исследователи с трудом понимают, что это такое.

Иосиф Моисеевич Тронский приводит доводы в пользу того, что синдесмой – это союзы, а артра – это местоимения и предлоги. Местоимения в атрибутивной функции и предлоги объединяются благодаря их тесной связи с одним «значащим» элементом, а союзы используются для связывания нескольких «значащих» частей предложения друг с другом.

ЧАСТИ РЕЧИ. Т.обр., А. выделяет знаменательные слова («значащие») и служебные слова, но аттестует их как «незначащие», так как связывает значение только лишь с «вещным» содержанием.

ГРАММ.ЗНАЧЕНИЕ. Грамматическое значение ему чуждо.

ПАДЕЖ. В ХХ главе «Этики» употребляется слово ptósis – падение, падеж. Оно происходит от глагола pípto – падать. До А. этого термина ни у кого не было. Но это не только форма имени. Это и императив, и времена глагола, и наречные формы и даже глагол в вопросительном предложении. «Падежи» — вариации («уклонение» от основного, прямого значения и употребления) имен и глаголов: он был здоров, он будет здоров.

ГЛАГОЛ. Рема (глагол), по А., «составной, имеющий самостоятельное значение с оттенком времени звук, в котором отдельные части не имеют самостоятельного значения… Например, «человек» или «белое» не обозначают времени, а «идет» или «пришел» имеют добавочное значение: одно – настоящего, а другое – прошедшего времени» («Поэтика»). Под глаголом А. понимает только настоящее время. Прошедшее и будущее – это падежи глаголов. (Так он пишет в трактате «Об истолковании».) В «Поэтике» падежами глагола называются императив и глагол в вопросительном предложении.

ИМЯ. Определение имени у А.: «… составной звук, имеющий самостоятельное значение без оттенка времени». В «Поэтике» А. указывает на три грам.рода имени: м., ж. и ср.

ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Имя и подлежащее, глагол и сказуемое у А. не различаются. Античная теория еще не знает частей речи и членов предложения.

Кроме того, к понятиям онома и рема у А. примешаны и чисто логические признаки. В частн., формы косвенных падежей для А. – уже не имя, так как в роли субъекта суждения может выступать лишь форма именительного падежа.