
3.4 Колокольный звон
Колокольный звон — один из существенных элементов богослужения в православном храме. Он употребляется в следующих случаях:
для призыва верующих к богослужению и оповещения о времени его начала;
для возвещения неприсутствующих в храме о моментах совершения особенно важных частей богослужения;
для выражения торжества и духовной радости верующих в великие православные праздники.
Однако колокольный звон имел еще и широкое нецерковное применение:
звоном собирался народ на вече (народное собрание);
звоном указывали путь заблудившимся во время вьюг и буранов;
звоном оповещали о пожаре;
звоном призывали народ на защиту Отечества;
звоном оповещали народ о победе и приветствовали победное возвращение воинов с поля брани.
Таким образом, колокольный звон сопровождал православного человека всю жизнь.
В ветхозаветную церковь (Иерусалимский храм) верующие созывались на богослужение не колоколами, а звуками труб. В первые века христианства верующие собирались тайно, о времени они оповещались через диаконов или особых вестников. После прекращения гонений на христиан для призыва к богослужению применялись «била» и «клепала» (деревянные или металлические доски), в которые производились мерные удары молотом или палкой.
Впервые колокола появились в Западной Европе; в широкую практику христианского богослужения они вошли не раньше VII—VIII вв.
В России колокола появились одновременно с принятием христианства, т. е. в конце X века. Они получили повсеместное распространение, а сам колокольный звон — всенародную любовь. Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть. Это достигается:
правильным выбором пропорции меди и олова (а иногда и добавлением серебра) в сплаве;
определенной геометрией самого колокола (соотношение между высотой колокола и его шириной, толщиной стенок и т. д.).
Языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри него. В православных храмах сам колокол укрепляется неподвижно, а язык свободно качается; его ударом о стенки колокола и производится звук. В западных церквях колокольный звон производится путем раскачивания самого колокола.
Обычно на звонницах православных храмов бывает несколько колоколов разной величины. Для колоколов строят специальные башни с открытым ярусом, где они и размещаются (колокольни). Как правило, колокольня делается высокой для того, чтобы звон был слышен как можно дальше. Нередко колокола помещаются на крыше храма, в башне одного из куполов, в особых небольших зданиях — звонницах и т. д.
Колокольный звон при богослужениях бывает следующих видов:
Благовест—мерные удары в какой-либо один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм на богослужение. Благовестом он называется потому, что им возвещается благая весть о начале богослужения. Сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а за ними следуют мерные удары.
Собственно звон— звонят сразу во все колокола или же в несколько колоколов. Различают несколько видов звона.
Трезвон — сначала звонят во все колокола, затем делается маленький перерыв; так делается трижды. Он совершается, например, при начале богослужения после благовеста. Трезвон выражает собой радость и торжество. Во время всех крестных ходов полагается трезвон.
Двузвон — это звон во все колокола с маленьким перерывом, повторяющийся дважды.
Перезвон — это звон поочередно в каждый колокол (по одному или по нескольку ударов), начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким; так повторяется много раз. Медленный перезвон по одному разу на каждый колокол совершается, например, в Великую Пятницу и Великую Субботу. Такой же перезвон, но только частый, быстрый и по нескольку раз в каждый колокол бывает при освящении воды, посвящении в епископы, перед началом Литургии в храмовые праздники и в других торжественных случаях.
Перебор совершается в обратном порядке: медленно ударяют по одному разу в каждый колокол, от самого малого и до самого большого; после этого ударяют одновременно во все колокола. Так повторяется много раз. Перебор — это похоронный или погребальный звон, который выражает грусть и скорбь об усопшем. Скорбный или похоронный перебор обязательно должен заканчиваться кратким трезвоном, выражающим христианскую веру в воскресение усопшего.
Правильная последовательность колокольных звуков доводится звонарями до степени музыкальной мелодии.
В середине XIX в. ростовский священник и учитель пения Аристарх Александрович Израилев (1817 — ?) изобрел прибор для точного определения частоты колебаний звучащего тела; это дало возможность легко и точно настраивать колокола. Ему принадлежит и подробное описание всех 13 колоколов Успенского собора в Ростове.
Вообще ростовские звоны были знамениты по всей России; у них были свои имена: сысоевский, акимовский, егорьевский и два будничных. Еще в 1963 г. была записана граммофонная пластинка «Ростовские звоны», разошедшаяся по всей стране.
Существуют многочисленные предания, относящиеся к колоколам. В них утверждается, что они сами по себе звонят перед несчастьем и таинственно связаны с небесными силами и людскими душами.
Колокола воспеты в стихотворении ирландского поэта Томаса Мура (1779—1852) «Вечерний звон», в «Песне о колоколе» немецкого поэта и драматурга Иоганна Шиллера (1759—1805) и в стихотворной драме Гауптмана (1862— 1946) «Потонувший колокол». Русский поэт Иван Иванович Козлов (1779—1840) перевел «Вечерний звон» Т. Мура. Этот перевод стал знаменитым романсом.