Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лиана.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
262.81 Кб
Скачать

1.3.Этнопедагогика как наука: становление, современное состояние и перспективы развития

Народная педагогика, по утверждению Г.Н. Волкова, — общечеловеская идеология и как любая идеология имеет свою нравственную доминанту. В отличие от классовых, партийных, религиозных и прочих идеологий в народной педагогике нет места для пристрастий, столкновений инте­ресов, репрессий и т.д. В своих книгах «Этнопедагогика чувашского народа», «Этнопедагогика» он утверждает: «Эт­нопедагогика — это наука об опыте народных масс по воспи­танию подрастающего поколения, об их педагогических воз­зрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народа». «Народная педагогика — это совокуп­ность педагогических сведений в устном народном творчест­ве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках». «Народ­ная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов-профессионалов».

«Педагогическая наука и практика, игнорирующие кол­лективный педагогический опыт народа, не могут стать существенным элементом массовой педагогической культу­ры» — утверждает он.

По его мнению, народная педагогика представляет собой педагогическую культуру масс, выработанную тысячелет­ним опытом человечества и бытующую в народе до наших дней.

Устное народное творчество, традиции, обряды, обычаи несут в своём содержании педагогические идеи, принципы воспитания, правила, приёмы, примеры положительного и отрицательного, оказывая этим неоценимую услугу этнопедагогике, изучающей закономерности народной педаго­гики.

В отличие от педагогической науки народная педагогика не имеет ни законченных «чисто» педагогических трудов, ни сохранившихся в народной памяти имён талантливых педагогов, потому что они никем не фиксировались, выра­жали мнение масс, постепенно теряя «авторство» и станови­лись мыслями всех или почти всех. Важна было мысль и ее подтверждение, важен был опыт и его заимствование.

Народная педагогика — не наука, она является предме­том науки, служит основой, на которой возникла и развива­лась педагогическая наука. Она является совокупностью эмпирических сведений и знаний по вопросам воспитания, которыми пользовались трудящиеся, лишенные возможнос­ти обучать детей в школе, следовательно, вплоть до широко­го распространения школ эти эмпирические педагогические знания для трудящихся имели главное значение.

На современном этапе развития общества народная педа­гогика должна находить своё проявление, прежде всего в семейном воспитании, так как семья является воспитатель­ной колыбелью человека.

Нравственной доминантой этнопедагогики всех народов является идея семьи.

Свои надежды на лучшее будущее народ связывал с бла­гополучием семьи и стремление к благополучной жизни осуществлял через семью. Здесь следует подчеркнуть двой­ственную роль семьи в человеческом обществе — с одной сто­роны, это модель общества, с другой — интимная среда, где полностью раскрывается духовный и физический потенци­ал человека.

Жизнь человека зарождается в семье, он растет для создания новой семьи, живет ради благополучия семьи.

И народная педагогика со дня рождения человека начинает готовить его к семейной жизни. Тема семьи есть в колыбель­ных песнях, в общении родителей с малышом, в считалках, скороговорках, сказках, легендах и мифах, которые малыш слышит с раннего возраста и т.д.

В народной педагогике нет отвлеченной, идеальной, все­сторонне гармонично развитой личности. В песнях, сказках и легендах мы найдем идеального сына, отца, мать, хозяй­ку, воина, труженика и другие социальные роли человека; неписаные правила, пословицы и поговорки дополняют их характеристики. Семья, в первую очередь, заботится о фор­мировании семейных ролей, каждая семейная роль требует физического развития и нравственного совершенства, тру­долюбия и высоких эстетических вкусов, ума, самостоя­тельности и ответственности, культуры общения, труда и поведения.

В морозный день мальчик пяти лет вышел на улицу играть. Мать, конечно, крепко завязала уши шапки да свер­ху обмотала шарфом, чтобы сынок не обморозился. На ули­це никого нет, одному скучно, мальчик пошел к дружку, своему сверстнику. Вот он стоит у порога, с ноги на ногу переминается, пока друг собирается, потеет, а выйдет на улицу — простынет.

Мать друга кричит: «Что ты в избе в шапке стоишь? Сни­ми шапку, не то у тебя теща будет глухая». Если бы мать стала убеждать: сними, вспотеешь — мальчик бы еще поду­мал, снимать или не снимать. Но постулат народной педаго­гики имеет магическую силу.

Дети от трех примерно до девяти лет часто слышат такие постулаты-назидания. Постулат состоит из двух ядер, меж­ду которыми есть формальная причинно-следственная связь, а по существу никакой содержательной связи нет. Первое ядро имеет культурное, трудовое, гигиеническое, нравст­венное содержание и выступает в качестве формальной причины, условия, второе же ядро имеет семейно-воспитательное содержание и выступает в качестве следствия-угро­зы, если не будет выполнено условие. Приведем несколько примеров: «Не оставляй сор посреди избы, не то муж будет рябым», «Не сори (нарочно) в избе, не то жена будет рябой»; « Не макай мясом в солонку, не то муж будет рябым»; «Не ходи так, надень носок на другую ногу, не то жена будет во­ровкой»; «Не перешагивай мужчину, родить не сможешь — ребенок поперек станет» и т.д.

В первую очередь необходимо подчеркнуть психологич­ность подобных постулатов: в сознании человека с младенче­ства закладывается понимание судьбоносности каждого де­ла, каждого шага, формируется чувство ответственности за дела, поступки. Эффект достигается тем, что за небольшие неопрятность, неаккуратность, оплошность, бескультурье может доследовать неизмеримо большее, суровое наказание. И так решаются проблемы воспитания культуры поведения, труда, соблюдение гигиенических требований, нравствен­ных отношений. Самое главное и важное в постулате — это второе ядро, то есть код семьи. Во-первых, в сознание ребен­ка закладывается понимание, что его будущая взрослая жизнь связана с семьей, без семьи жизни не может быть. Этот код идет уже как аксиома. Во-вторых, кодируется идеал человека (будущие супруги должны быть физически здоровы, красивы, нравственно чисты). В-третьих, закла­дывается код семейных отношений: доброта, заботливость по отношению к будущему супругу (супруге) и его (ее) родст­венникам.

Народно-педагогической формой индивидуального вос­питания является имя ребенка. Раскрывая ребенку идеалы, какие они вложили в данное ему имя, родители формируют в сознании ребенка идеал того, кто он есть теперь (сына, вну­ка, брата, ученика и т.д.) и кем он должен быть в будущем (мужчины, солдата, владельца дома, инженера и т.д.).

Как видим, во все времена в цивилизованном обществе семья являлась высшей ценностью для человека, поэтому она служит нравственной доминантой народной педагогики.

Знание своей родословной, поддержание тесных взаимо­отношений с родственниками до седьмого колена, прохожде­ние ребенком «школы сверстников», профориентационная работа родителей — это все народно-педагогические формы приобщения детей к общественной жизни, подготовки их к работе в сфере общественного производства.

Подготовкой детей к жизни и труду в общественной сфере занимается школа. Глубокую ошибку допускали в не­давнем прошлом, стремясь переложить все воспитание де­тей на ее плечи. Одна школа не в состоянии воспитать полно­ценную личность. Не случайно К.Д. Ушинский говорил, что «школьное воспитание далеко не составляет всего воспита­ния народа». Великие педагоги Я.А. Коменский и И.Г. Песталоцци заботились о том, чтобы установить гармоническою связь между семейным и школьным воспитанием. В наше время семья осталась без педагогики. Молодые педагоги, пришедшие в школу после педвуза, где замалчивалась на­родная педагогика, могут предложить родителям только формы и методы школьной педагогики, которые малопри­менимы в семье. Иногда порекомендуют советы А.С. Мака­ренко, Н.К. Крупской, В.АСухомлинского, но они рассчита­ны на отдельные случаи жизни и не составляют воспита­тельной системы. С учетом реалии начало XXI века положе­ние должно измениться с введением в педагогических институтах, училищах и общеобразовательных школах кур­са по народной педагогике.

У семьи не было лучшей педагогики, чем народная, с преданием забвению народно-педагогических традиций семейное воспитание ослабло.

Семья и школа должны так тесно взаимодействовать, чтобы каждая могла внести свою лепту в формирование личности, свою долю в формирование характера растущего человека, свой вклад в его духовное развитие .

Если школа готовит ребенка к общественной деятельнос­ти, то семья формирует сущность человека: его характер, жизнеспособность, жизнестойкость, человечность, вкусы, привязанности, притязания. Или, по-другому, если школа оттачивают «фронтовые» качества человека, то семья фор­мирует его «тыловую» сущность. Конечно, школа могла дей­ствовать командными методами, а семье нужен был тонкий учет психики ребенка, его возможностей и способностей. Все эти тонкости были доступны матери через материнское сердце, через материнскую любовь. Слепая любовь способна взрастить капризного, недалекого, инфантильного челове­ка. «Зоркость» любви обеспечивается народной педагоги­кой, приемы и методы которой глубоко психологически обоснованы.

Можно найти психологическое обоснование многих при­емов народной педагогики. К примеру, почему народная пе­дагогика против большого количества игрушек в «хозяйст­ве» ребенка? Психологи объясняют, что большое количество однофункциональных игрушек не способствует развитию воображения, игровой деятельности ребенка. А выдающий­ся педагог М. Монтессори по этому поводу говорит, что в го­лове ребенка создается хаос, не стабилизируется его внима­ние, что негативно сказывается на развитии мышления.

Народные обряды, ритуалы, другие элементы народной педагогики, ее методы настолько четко обосновываются пси­хологической теорией, что возникает гипотеза: психика че­ловека складывалась под влиянием народной педагогики.

Или оборотная сторона гипотезы: народная педагогика, ты­сячелетиями развиваясь вместе с человечеством, адекватно отражает психический склад человека и законы развития его психики. Возьмем дни поминания покойного, и дни пси­хологического закона всплесков памяти — они совпадают: 3-й, 9-й, 40-й день и через год.

Эпоха развивающейся демократии, асоциальные форми­рования молодежи, межнациональные столкновения, рэ­кет, проституция, мафия и многое другое раскрыли изъяны нашей воспитательной системы, поскольку за 70 лет все граждане страны прошли горнило советской школы. Алко­голизм, наркомания и токсикомания, разбой и убийства сре­ди несовершеннолетних воспринимались раньше как ис­ключения, а не как тенденция, но рост их шел из года в год.

Одной из причин деморализации молодежи следует на­звать снижение роли семьи в воспитательном процессе. Официальная политика и многие авторы считали, что семья — самая консервативная ячейка общества и что семья не может выполнять воспитательные функции, поэтому все воспитание подрастающего поколения должна принять на свои плечи школа.

Преимущество народно-педагогических традиций за­ключается в том, что они позволяют родителям готовить ребенка к выполнению разнообразных социальных ролей, формировать необходимые человеческие качества, даже не зная о существовании структуры личности. Это формирова­ние начинается с подбора имени будущего ребенка, с первой материнской улыбки, колыбельных песен, совместных игр с ребенком, с рассказывания сказок и загадывания загадок, с разучивания скороговорок и считалок, песен и плясок. Ста­новление личности продолжается в беседах и обучении от­дельным трудовым приемам, обращению со старшими, при учении самостоятельности, в знакомстве с родственниками, в совместном труде с ребенком, в ранней профориентации. Дальше умственные способности, трудовые умения, физиче­ская ловкость и выносливость, эстетические взгляды и нравственный устой формирующейся личности проходят суровое жизненное испытание в «школе сверстников» и в столкновении с жизнью. Маленькая личность в ежевечер­ней рефлексии «залечивает душевные раны», отшлифовы­вает свои взгляды и установки в семье, у святых для нее людей — у отца и матери, у дедушки и бабушки, проходит у них нравственную закалку, чему способствует атмосфера духовного общения между старшими и младшими, которая обычно устанавливается в семьях с народно-педагогически­ми традициями.

Народные традиции в нравственном воспитании.