Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сумцов.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
5.31 Mб
Скачать

1. Небо и земля

«Очевидное для всех, — говорит Афанасьев, — влияние неба на земные роды (урожаи) невольно возбуждало в уме мысль о супружеском союзе отца Неба с матерью Землею. Небо дей­ствует, как мужская плодотворящая сила, проливая на землю свои согревающие лучи и напояющий дождь, издревле уподо­бляемый плотскому семени; а земля принимает весеннюю теп­лоту и дождевую влагу в свое лоно и только тогда чреватеет и дает плод. Согласно с этим, небо обозначалось словами муже­ского, а земля — женского рода» [11, I, с 64]. В Новой Зе­ландии дикие родоначальниками человеческого рода считают Ранги и Папу, т.е. Небо и Землю [248, 2, с. 72]. У ирокезов установителем брака считается бог неба Торонгиавагона [196, 2, с. 308]. В древнем природном культе Китая олицетворенная Земля занимает место непосредственно после Неба. Тиэн и Ту тесно связаны между собою в народной религии, и понятие об этой чете как о мировых родителях развивается в символике ки­тайцев. Преклонение жениха и невесты перед отцом и матерью всего существующего, почитание Неба и Земли составляли су­щественный обряд китайского брака [196, 2, с. 323].

Небо у древних индусов являлось началом производитель­ным, активным (Dyávshpitar), а земля началом пассивным, жен­ским (Prthivímátar). Ведическое Dyavaprthivi означает их брач­ное соединение. Небо и Земля назывались «великими родите­лями» [253, 2, с. 666]. В Ригведе, в темном гимне, посвященном Vi^vedevah, какое-то лицо говорит: «Небо — мой отец-родитель, происхождение и родство — мать моя — эта великая земля» [122, с. 23]. В древних индусских свадебных изречениях жених говорит, обращаясь к невесте: «Я — небо, ты — земля! Соеди­нимся и будем родить детей». В другом месте: «Подобно тому, как земля принимает в себя зародыши предметов, приймешь и ты (жена) от меня (мужа) зародыш» [263, 5, с. 216, 227]. У со­временных индусов брамин обращается с мольбой к небу и земле, ставя их рядом [196, 2, с. 323].

У древних греков Гея (земля) считалась супругой Урана (неба). Греческую Деметру Пикте считает измененной Ге-ме-тер, соответствующей римской Tellus mater, mater Ops, alma Parens [253, 2, с. 666]. Брак Зевса и Геры считался божествен­ным типом брака; он праздновался ежегодно [263а, 1, с. 364]. В Спарте Зевс и Гера имели один общий храм [248, 1, с. 67]. В числе прозваний Геры было гамелия — свадебная, брачная [257, 2, с. 492]. Гера проходит различные фазы женской жизни: детство, девичество, замужество, состояние матери. Для благо­честивых греческих женщин она служила божественным обра­зом женщины во всей полноте ее жизни [248, 1, с. 4, 11]. Странности свадебных обрядов греки оправдывали необходи­мостью подражания браку первой четы богов Зевса и Геры [183, с. 449]. От супружеской четы Зевса и Геры произошли другие боги — покровители брака, число которых было зна­чительно (Артемида, Афродита и нимфы) [227, с. 139; 256, с. 223].

Отец — Небо и мать — Земля в русских заклятиях явля­ются постоянно вместе. Небо и Земля у славян — верховная су­пружеская пара, от проницательного взора которой не усколь­зает ни одно бракосочетание, в какой бы форме оно ни было предпринято. В белорусской песне братова жена приглашает зо­ловку ночевать и затем выдает ее предательски приезжим знат­ным удальцам:

Нихто того ни чоу, ни бачиу. Тольки чуло Небо да Земля [18, 1, с. 40].

В летописи Нестора заключается упрек латинянам, что они землю называют матерью. «Да аще им есть земля мати, — за­мечает летописец, — то отец им есть небо, искони бо створи Бог небо, тоже землю». Если только верно мнение М.И.Сухом­линова, что приведенное летописное место русское, а не заимст­вованное из византийских источников [185, с. 69], то, можно думать, летописец латинянам приписал верование языческих русских, с тем чтобы пред христианскими читателями летописи еще более оттенить заблуждения латинян. На особенное значение для женщины земли указывает следующая свадебная песня из Моложского уезда Ярославской губернии:

Выйдзи ты на цыстб поле, Падзи-ткё ты своей грудзью белою На маць-ту ли на сыру землю Возмоцы-ткё ты сыру землю

Своем горюцьмй слезми

И раскажи про свор жицьjo неудашнор...

[153, с. 148].

В Галиции по Збручу и в Буковине родители молодых, бла­гословляя их, высказывают желание, чтобы они были счаст­ливы, здоровы, богаты и «ситни, як свята земля ситна»28 [35, с. 10; 96, с. 484].