Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Доклад.доработка.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
76.58 Кб
Скачать

§3. Причины неприятия реформы

Реформа середины XVII века была воспринята в штыки. Ощущалось влияние иноземных традиций, преобразования рассматривались как результат воздействия католического Запада. Особенно это усугублялось образцами книг, по которым следовало исправлять русские - они были напечатаны в Венеции, в Италии- лоне католичества. А с другой стороны, православная Византия была завоевана Османской империей. Флорентийская уния и падение Константинополя рассматривалось как наказание за отступничество. В умах народа данная реформа тоже воспринималась отступничеством, из-за этого до сих пор старообрядцы ждут прихода антихриста и конца света.

В западных традициях теперь все святыни превращаются в товар, нет запрета на количество браков, отпускаются грехи без исповеди и покаяния. Такое нравственное поведение еще больше подкрепило отрицательный взгляд на греческое православие. 28

Падение Константинополя стало не только событием мирового масштаба в политике и экономике, но и покачнуло опоры христианских православных устоев. Русь должна была стать наследницей Византии, единственным оплотом и защитником Балканского полуострова и Грузии от вторжения католичества. С заменой обрядов ее роль принижалась, а границы с католичеством стирались.

Против нововведений сыграла и закрытая политика ее проведения. Движущие силы реформы были скрыты от глаз непосвященных, простолюдин был в полном неведении о происходящем. Еще одним фактором, повлиявшим на мнение народа стали недоимки и аресты, которые совершала официальная церковь и государство. В сознании сложился вполне логичный протест « неприятие церкви и государства- неприятие реформы». Такой позиции придерживались и посадские люди, обязанные нести непосильное тягло, и бояре, чьи права постепенно ограничивались с XVI века, и стрельцы, недовольные возникшей конкуренцией с полками иноземного строя.

Конфликт между старообрядцами и никонианами предстает как конфликт между восточной и западной культурной традицией. Поэтому реформа XVII была противоестественна, она перечеркивала все то, что складывалось и утверждалось столетиями, с самого дня принятия Русью христианства. Такое массовое неприятие реформы придавало ему «прогрессивные черты и большой общественный резонанс»29

Глава II. Протопоп Аввакум.

§1. Аввакум Петров и его жизненный путь.

Аввакум- самый яркий и влиятельный старообрядец за все четыре столетия раскола. Он был настоящим фанатиком и страдальцем за веру, хотя не вел монашеский аскетический образ жизни, а был примерным семьянином.

Аввакум Петров родился в 1620 году и происходил из семьи нижегородского священника, который был «прилежаше пития хмельного»30. Он рано осиротел, но мать, инока Марфа, удачно его женила на дочери обедневшего кузнеца Анастасии Марковне. Жена стала в последствие его надежным соратником и опорой, терпеливо переносила все невзгоды, упавшие на плечи Аввакума, делила с ним ссылки в Сибирь, холод, голод и мучения. В «Житие…» отражена вся горечь изгнанников в ссылке. Умерли двое сыновей от голода, маленькой дочери приходилось просить пропитание в соседней деревне. Условия жизни и непростые отношения с воеводой Пашковым доставляли немалую трудность. Во время заточения отца семейства, жене с детьми приходилось жить в полуземлянке, самим себя обеспечивать.

Важна роль Анастасии Марковны после возвращения семьи на Русь. Аввакум понимал, что теперь у него есть шанс стать одним из лидеров старообрядческого движения, открыто проповедовать свои идеи, принимать духовных чад. Но тем самым, он подвергал опасности свою жену и детей. Протопопица же благословляет его на проповедь, чем совершает важный переворот в истории всего раскола: « Аз тя с детьми благословляю: дерзай проповедати слово божие по-прежнему, а о нам не тужи; дондеже бог изволит, живем вместе; а егда разлучат, тогда нас в молитвах своих не забывай;… Поди, поди в церковь, Петрович, -обличай блудню еретическую!»31

В 1639 году он был рукоположен в диаконы, а затем и в священники села Лопатицы Макарьевского уезда Нижегородской губернии. С первых лет служения Аввакума, когда он еще был попом, вокруг него происходили мистические вещи- танцующий стол в избе, открывающаяся крышка гроба. Там же впервые проявляется и его бунтарский характер. Народ был недоволен слишком праведным священником, поэтому Аввакуму приходиться устраиваться протопопом в Юрьевец- Повольский, но и здесь рьяный приверженец веры, он не мог допустить любого отступления от церковных правил и был вынужден уйти в Москву. В столице он попал в «кружок ревнителей благочестия», познакомился с Иваном Нероновым, будущим патриархом, своим противником Никоном и был лично представлен царю Алексею Михайловичу.

Вскоре после принятия нововведений один из видных деятелей оппозиции Иван Неронов был арестован, и Аввакум ненадолго, до своего скорого заключения в Андронников монастырь в августе 1653 года, возглавляет старообрядчество. Однако по мнению Лобачева С.В., никоновский циркуляр был разослан в 1654 году, а на тот момент Аввакум возглавляет не движение раскольников в целом, а всего лишь является сторонником Ивана Неронова в конфликте с Никоном32.

Вставал вопрос о расстрижении, но его спасло заступничество царя. Однако Алексей Михайлович не мог допустить нахождения протопопа в центре событий с развязанными руками. Аввакум был отправлен в ссылку в Тобольск, а затем еще глубже в Сибирь, в Енисейск. 11 лет он скитался по безграничной тайге, пока не пришло направление вернуться в Москву. Раскольники усиленно пытались его вернуть, хотя Аввакум своей чрезмерной ревностью навредил им, и раскольников стали сильно притеснять.

В Москве его ждали, но не как защитника старого обряда, а как противника Никона. К 1664 году Никон давно потерял доверие царя и самовольно покинул должность патриарха. После возвращения из ссылки Аввакум поначалу снискал расположение царя и его приближенных. Он был популярен среди народа, царь просил его благословления, звал в свои духовники. Аввакум писал, что царь «в походы ходя мимо двора моего, благословляя и кланяяся со мною, сам о здоровье меня спрашивал часто… И давали мне место, где бы я захотел, и в духовники звали, чтоб я с ними в вере соединился» 33, а бояре «преизобильно того имением награждаху»34. Но со временем Алексей Михайлович осознает, что Аввакум хочет не только окончательного свержения Никона, но и продолжает настаивать на отмене реформы. Тогда к протопопу ходят многие видные люди, например Родион Стрешнев, с деньгами и просьбами прекратить агитацию. Царь пытался подкупить Аввакума и должностью справщика на Печатном дворе. 35

Аввакум придерживается светского образа жизни, ведет прения о вере с архиепископом Илларионом, царским духовником Лукьяном и «к Федору Ртищеву бранитца с отступниками ходил»36 . Активно спорил в письмах с Андреем Плещеевым, покорным церковным распорядителем Никона и своим хорошим знакомым. Плещеев убеждает его не противиться церкви, хотя и наслышан о его долговременных страданиях, просит его послушаться новых божественных писаний. Главным аргументом он приводит незначительность произведенного, отсутствие радикально нового. Он указывает на недостатки и ошибки, говоря что некоторые исправления даже лучше, с ними «погибшее обретается, кривое исправляется, косвенное отметается». На что Аввакум отвечает: « Вы считаете, что вы исправляете, но под видом исправления, чем далее. Тем более вводите себя в адово дно»37.

В Москве же в этот период он завоевал внимание своих самых значительных последовательниц- Феодосии Морозовой и ее сестры Евдокии Урусовой, а также родственницы царицы Анны Петровны Милославской Они предоставляют свои имения под приюты для скитающихся старообрядцев, ищущих крова, жертвуют деньги на поддержание других общественных поселений.

Но не забывает он и о своем важнейшем назначении- проповеди. Силой слова он смог переубедить многих прихожан церкви Софии Премудрости Божией, монахинь Вознесенского девичьего монастыря. Они внесли раздор в церковную службу, принуждали удаляться от службы по исправленным книгам. Простой люд прислушивается к нему, нагнетая тем самым непростую обстановку в столице.

В 1666 году состоялся Большой Московский церковный собор, решивший судьбу не только патриарха Никона, протопопа Аввакума, но и тысяч других простых людей. Были привлечены не только русские церковнослужители, но и греческие- Макарий Антиохийский и Паисий Кесарийский. Был принят ряд важных решений: низложение Никона, выбор нового патриарха; расстрижение Аввакума и предание его проклятию; наложение клятв на тех, кто хотел продолжать пользоваться старорусскими богослужебными книгами, по сути- объявление старых обрядов еретическими, а всех старообрядцев еретиками в рамках официальной церкви. К тому же начавшиеся гонения касались и материального имущества: еретики должны были подвергнуться «царским сиречь казнениям по градским законам»38.

После собора протопопы Аввакум, Лазарь, священнослужители Никифор и Епифаний и многие другие были заключены в Пустозерский острог. В 1670 году были проведены казни некоторых тюремных сидельцев, Аввакуму же пока удается избежать наказания. В Пустозерск сослали и монахов Соловецкого монастыря, долго оборонявшего от введения новых церковных обрядов ( в том числе и протопопа Логгина). В 1682 году Аввакум, Лазарь и Епифаний были сожжены на костре за «великие на царский дом хулы»39.