Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Античка Ответы.doc
Скачиваний:
25
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
517.63 Кб
Скачать

33. Миф о Прометее и его трактовка в трагедии Эсхила “Прометей Прикованный”. Особенности поэтического языка трагедии о Прометее.

Трилогия Эсхила основывается на древнем мифе, согласно которому Прометей — защитник людей от произвола и несправедливости богов. Ради спасения людей от гибели, он похитил огонь с Олимпа, за что грозный Зевс приказал приковать его к скале, обрекая тем самым на вечные мучения. Каждый день к скале прилетал орел и выклевывал печень Прометея, которая затем снова восстанавливалась. Муки героя продолжались до тех пор, пока Геракл не освободил его, убив стрелой орла. По различным версиям легенды, эти страдания длились от нескольких столетий до тридцати тысяч лет. Эсхил взял данный миф за основу своего произведения, однако значительно расширил и углубил его смысл.

Трагедия “Прометей Прикованный” входила в состав тетралогии вместе с “Прометеем Огненосцем” “Освобождае­мым Прометеем” и ещё одной сатировской драмой. В полном объёме до нашего времени дошла лишь трагедия “Прометей Прикованный”. Идейная основа этой трагедии близка цен­тральной мысли, заключённой в “Орестее” — выражение симпатий автора демократическому методу правления и осу­ждение деспотической единоличной власти.

Упомянутая идея обозначена, прежде всего, образной структурой пьесы, определяющей и конфликт трагедии: дес­поту Зевсу и трепещущим при одном только его имени Океа­ну, Океанидам, Гефесту, Ио противопоставлен образ тирано­борца Прометея. Мятежный титан сознательно идёт на стра­дание, ничуть не сомневаясь в своей правоте. Похищение священного огня и принесение его в дар людям — только часть протеста героя. Основное внимание автора сосредото­чено на оппозиции титана тирании громовержца.

Интересно представлен в трагедии образ Зевса. Он ни разу не появляется перед зрителями. Он всё время “за ка­дром”, хотя его присутствие чувствуется постоянно. О нём все говорят. Все герои прямо, а большей частью опосредованно характеризуют его как законченного деспота. Эсхил, согласно довольно рвспространённому в его время пантеизму опреде­ляет олимпийского тирана как Зевс-эфир, Зевс-земля и т.д. Здесь можно увидеть не только отклик поэта на философские

веяния его современности, но также вездесущность деспотиз­ма и определённую тревогу за судьбу демократии в Афинах.

В лице своего героя автор утверждает благородство, смелость, силу духа, а также веру в прогресс человеческой культуры, в творческие возможности человека. Его произведение пронизано духом протеста против насилия и тирании. В нем наиболее полно отразились проблемы, волновавшие самого поэта и весь народ. Трагедии Эсхила передают наиболее актуальные явления и события политической и духовной жизни Афин. Они отличаются особой возвышенностью и торжественностью. Недаром К. Маркс ставил поэта в один ряд с Шекспиром, называя их двумя величайшими гениями, «которых породило человечество».

34. Поздняя древнегреческая литература и творчество Лукиана. Критика религии и мифологии, пародийность и стиль его произведений.

Творчество Лукиана, «богохульника и сплетника», как назвал его один из античных ученых, довольно метко означив идейное направление произведений этого писателя, — оригинальное явление в древнегреческой литературе.

Лукиан родился в сирийском городе Самосата в семье бедного ремесленника. Биография его осталась бы совсем неизвестной, если бы он сам не привел факты личной жизни в своих произведениях. Лукиан окончил школу, потом учился философии в Ионии, получил специальность ритора, но продолжал бедствовать. Лишь когда начал выступать, как это делали софисты, с речами, к нему пришло благосостояние. Побывал во многих странах — Италии, Галлии, Македонии, Афинах, возвратился в Сирию. Именно в это время, разочарованный риторикой, которая лишь «предъявляла обвинение тиранам и восхваляла героев», он начал писать литературные произведения.

И в течение жизни, и в более поздние периоды Лукиан был неизменно популярен. К нам дошло свыше 70 произведений Лукиана, преимущественно небольшого размера, большинство из них — в диалогической форме. Во всех его произведениях возникает сложная, противоречивая, преисполненная идейной борьбой и безобразными искривлениями современность, разные стороны которой Лукиан высмеивает чаще всего в сатирических диалогах.

Первые произведения Лукиана отмечены увлечением автора риторикой, в сущности, они написаны согласно ее правилам («Тираноубийца», «Лишенный наследства»). Но со временем возникают и прямые пародии на риторическое искусство, приемы которого автор показывает по степени глупости. Показательным примером есть «Похвала мухе» — прямая сатира на эпидидактичные речи: с чрезвычайной серьезностью Лукиан восхваляет это надоедливое насекомое, используя характерные правила риторики.

Неоднократно Лукиан направлял свою сатиру против устаревших понятий, предрассудков, разоблачая их с помощью разных сатирических средств. В частности, он высмеивает мифологические представления о богах. В «Разговорах богов» они целиком теряют свой божественный ореол и, изображены в грубо «очеловеченном» виде, превращаясь в типичных обывателей, которые спорят, ссорятся, одурачивают друг друга, цинично похваляются своими любовными приключениями, врут, завидуют и т.п..

Любовные интриги богов превращались в открыто карикатурные сцены. Лукиан язвительно высмеивал представление о могуществе богов, возможности их перевоплощений, подводя читателей к мысли, что все эти выдуманные истории делают смехотворной слепую веру в традиционные божества.

Лукиан выступил против распространенного мнения о божественном промысле, который будто определяет судьбу человека и руководит его жизнью. Разоблачает Лукиан и многочисленные лжеучения, шарлатанство во всех проявлениях, его проповедников. Особенно популярным во времена императора Марка Аврелия был один из таких «пророков» Александр. Его мошенничество и «чудеса» писатель разоблачил в памфлете «Александр, или Лжепророк». Особенно остро Лукиан подвергал критике многочисленных представителей разных псевдофилософских школ, которые выдавали свое учение за единственно правильное, а также поведение многих из них, когда они нескромно провозглашали себя учителями добропорядочности («Банкет», «Рыбак», «Продажа жизней»).

Смех, сатира, ирония в разнообразнейший формах присущи почти всем произведениям писателя. Они были направлены на критику и дискредитацию всего того, что Лукиан считал вредным для людей и общества, и разрушали веру в старые традиции и представления. Но писатель никогда не использовал свое испытанное оружие против бедных и обездоленных тружеников, к которым относился с неизменным уважением и приязнью. Его идеалом было справедливо устроенное государство, в котором все граждане могли бы ощущать себя свободными людьми, независимо от социального положения или национальности.