Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
экзамент.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
591.62 Кб
Скачать

27. Франция накануне революции. Особенности абсолютистского строя.

Ста́рый поря́док — полит. и соц.-эк. режим, существовавший во Франции приблизительно с конца XVI — начала XVII вв. до ВФР. Сложившееся во Франции общество до ВФР довольно сильно отличалось от того, что было в соседних государствах. Марксистские историки полагали, что это было феодальное общество. Однако подавляющее большинство немарксистских историков с этим не согласно, прежде всего, по той причине, что в нём отсутствовали основные признаки феодализма. Так, крепостное право во Франции повсеместно исчезло уже к концу XIII в., система вассально-ленных отношений (феодальная лестница) также исчезла задолго до Старого порядка. Сильный удар по феодальным пережиткам был нанесён кардиналом Ришелье в начале XVII в. Как указывает историк Р. Мандру, кардинал уничтожил замки-крепости французских герцогов и баронов, сохранившиеся со времен Средневековья, распустил их частные армии, запретил дуэли и ввёл полицейские ограничения на свободы французской знати. С этого момента во Франции окончательно сформировался абсолютизм — сильная неограниченная власть монарха, которая также нехарактерна для феодализма с его системой рыхлой вассальной зависимости («вассал моего вассала — не мой вассал»). Вместе с тем, Старый порядок имел мало общего и с капитализмом, который бурно развивался в соседних Англии, Голландии, Германии и Италии. В отличие от этих стран, Франция той эпохи характеризовалась неразвитостью товарно-денежных отношений и преобладанием натурального обмена. Характерной чертой Старого порядка являлась сословность. Всё французское общество делилось на три сословия — католическое духовенство, дворянство и т. н. третье сословие. В политической сфере делался упор на божественное право королей править своими подданными. Абсолютный монарх (самым знаменитым из которых был «Король-Солнце», Людовик XIV) обладал неограниченной властью. Старый порядок соответствовал нескольким историческим периодам в истории Франции. Окончательно сложившись к концу эпохи сословной монархии, он в основном существовал в течение эпохи Ришелье и французского абсолютизма. Период до заключения Утрехтского мира (1714), пока могущество Франции шло вверх, принято называть великим веком, а последующее время — веком галантным. После революционных потрясений многие французы с ностальгией вспоминали «старые порядки». Талейран как-то заметил, что не жившие при старом режиме не могут знать, что такое сладость бытия.

Аграрные отношения Крупное помещичье землевладение наряду с мелким крестьянским землевладением. Большинство крестьян владели собственными маленькими участками земли и одновременно арендовали землю у помещиков. Лишь на самом юге (в Лангедоке) господствовали крестьянские хозяйства; крупное помещичье землевладение там было полностью уничтожено в ходе гугенотской революции XVI века. Характерной особенностью аграрных отношений эпохи Старого порядка стали баналитеты — «феодальные» обязательства крестьян перед помещиками. К ним относились, например, плата за проезд по дороге, требование в обязательном порядке молоть муку на помещичьей мельнице (за высокую плату), запрет на торговлю вином в пиковый сезон спроса на него, отработка определенного количества дней на помещика (барщина) и т. д. Отмена баналитетов стала одним из первых решений ВФР. Характерной чертой Франции той эпохи являлись периодически повторявшиеся голодоморы («кризисы вы-живания»). Во время сильных голодоморов, повторявшихся приблизительно раз в 15 лет и охватывавших зна-чительную часть страны, смертность среди населения достигала 10-20 %; но мелкие локальные «кризисы вы-живания» в тех или иных провинциях происходили практически ежегодно. Одну из причин историки видят в существовании крупного помещичьего землевладения.

Франция эпохи Старого порядка характеризовалось крайне слабым развитием торговли и денежного обращения. Внутри страны существовало множество внутренних таможен, что препятствовало внутренней торговле. В области внешней торговли с начала XVII в. и вплоть до середины XVIII в. существовала гос. монополия, препятствовавшая её развитию.

Первое и второе сословия (дворянство и духовенство) были освобождены от уплаты любых налогов, имели исключительные политические права и ряд других привилегий по отношению к остальному населению. Большинство гос. должностей могли занимать только дворяне, они же формировали парламенты, куда практически невозможно было попасть представителям третьего сословия. Одновременно с продажей государственных должностей во Франции широко распространилась и практика продажи дворянских титулов. Этим широко пользовались нувориши из третьего сословия, которые через данный механизм превращались в дворян. Новый слой дворянства, образовавшийся посредством покупки титулов, называли «дворянство мантии» (noblesse de robe), в то время как старую потомственную аристократию называли «дворянством шпаги» (noblesse d’épée). В результате указанной практики в течение существования Старого порядка произошло очень сильное «разводнение» французского дворянства разбогатевшими выходцами из третьего сословия. Третье сословие включало около 98 % населения Франции и было неоднородным. Наиболее крупными социальными группами в его составе были крестьянство (более 85 % населения) и буржуазия. Под «буржуазией» во Франции понимали средний класс, имевший свой «буржуазный» стиль жизни, соответствовавший его довольно скромному уровню доходов; а те буржуа, которым удавалось разбогатеть, как правило, спешили купить себе дворянский титул и покидали ряды буржуазии, примкнув к аристократии. Самым тяжелым было положение крестьян, которые несли основное бремя налогов и сборов, страдали от произвола помещиков и бюрократии и не имели никаких полит. прав. По оценкам, совокупное налоговое бремя крестьян по отношению к помещикам, государству и церкви (налоги, арендная плата, десятина и т. д.) составляло в среднем 30-40 % от валового урожая (или порядка 45-50 % от нетто-урожая, за вычетом семенного фонда). Помимо этого, крестьян часто привлекали к принудительным неоплачиваемым работам на государство (строительство дорог и т. д.) и на помещиков.

Развитие общества и общественные институты Неразвитость торговли и денежного обращения была одной из причин крайней статичности населения. Как показали исследования историков, подавляющее большинство французских крестьян XVII — первой половины XVIII вв. никогда в своей жизни не выезжало за пределы своей деревни на расстояние более нескольких километров. Почти в каждой провинции существовали свои единицы мер и веса, несопоставимые с единицами, применяемыми их соседями. Около 80 % французского населения было неграмотным. Судебная система была крайне сложной и запутанной — так, только в одном районе Парижа существовало порядка 40 различных судов и трибуналов. Судьями являлись исключительно представители первого и второго сословия. Все судебные должности продавались и наследовались, что предопределяло большое представительство среди судей крупной аристократии. Законы были сложны и запутаны, их выполнение отнюдь не было обязательным, а из любого закона было множество исключений. Церковь являлась не только самым крупным землевладельцем, но и полит. институтом: все третье сословие было обязано платить спец. церковный налог (церковную десятину), достигавший в некоторых провинциях 10-12 % от валового урожая. Уплата церковного налога не давала права крестьянам пользоваться услугами священников — они должны были им платить отдельно (за крещение ребёнка, проведение мессы, венчание и т. д.), что вызывало постоянное недовольство населения и требования отмены десятины, которая воспринималась как несправедливый налог на третье сословие. Во время революции церковь, наряду с аристократией, подверглась нападкам, преследованиям и террору.

Одним из первых деяний французской революции, — писал А.Токвиль, — было покушение на Церковь, а среди порожденных ею страстей безбожие зажглось первым и угасло последним. Такую ожесточенную ненависть христианство разожгло не как религиозное учение, а как полит. институт; не потому что священники брались улаживать дела мира иного, но потому что в мире этом они были собственниками, сеньорами, сборщиками десятины, администраторами; не потому что Церковь не могла занять место в новом обществе, которое собирались основать, но потому что она уже занимала самое привилегированное и самое сильное место в том старом обществе, которое собирались обратить во прах.

Многие черты гос. устройства Франции имели внешнее сходство с другими европейскими странами. Во главе государства стоял король, которому подчинялись министры; в провинциях существовали губернаторы и парламенты, в городах — местные муниципальные органы. Однако были и важные отличия, делавшие Францию непохожей на её соседей. Важнейшее из них состояло в системе продажи гос. должностей (paulette), охватывавшей весь гос. аппарат как в Париже, так и в провинциях. Практика продажи гос. должностей появилась во Франции ещё в начале XVI в. при Людовике XII, но в окончательном виде сложилась в начале XVII в. при Генрихе IV, когда эта система стала всеохватывающей, пожизненной и наследственной, и просуществовала до 1789 г. Стоимость высших государственных должностей в последние десятилетия перед ВФР достигала 200—300 тыс. ливров (фунтов) и более, что было эквивалентно стоимости роскошного отеля с полной обстановкой. Указанная практика являлась одной из важных причин неэффективности и крайнего бюрократизма французской гос. машины, которые сохранялись до самой революции 1789 г. В 1771 г. Людовик XV попытался отменить куплю-продажу и наследование ряда должностей, но этот план встретил сильное противодействие со стороны аристократии, и после смерти короля о нём забыли.

Успехи Англии и других соседних государств в эк. области вызвали у французских королей Людовика XV и Людовика XVI и их окружения желание начать реформы, которые могли бы способствовать развитию Франции. Попыткам осуществления этих реформ во второй половине XVIII в. способствовало распространение либеральных взглядов в эк. (физиократы) и полит. области (энциклопедисты). В политической области наряду с неудавшимися мероприятиями Людовика XV по отмене продажи государственных должностей (1771 г.), отражением этих взглядов явилась реформа муниципальных советов 1787 г. при Людовике XVI. В результате этой реформы впервые в истории страны были сформированы местные органы власти, составленные в основном из представителей третьего сословия. Более того, этим органам было предоставлены беспрецедентные права по управлению местными делами, урезавшие полномочия королевских интендантов, которые ранее были полновластными хозяевами в провинциях. Смелые инициативы Людовика XVI во многом предопределили дальнейший ход ВФР. Население Франции внезапно осознало, что у него тоже есть политические права.

В XVIII в. во Франции происходило развитие капиталистических отношений. В середине столетия ускорилось развитие промышленности, торговли, в меньшей мере – сельского хозяйства. Происходили и связанные с капиталистическим развитием изменения в социальной структуре общества, общественной мысли и общественном сознании. В середине и второй половине XVIII в. усилилась социальная дифференциация крестьянства. Из его среды выделилось меньшинство зажиточных крестьян, которые вели крепкое хозяйство на своей и арендованной земле, нанимали работников из возраставшей массы безземельных крестьян. В XVIII в. ускорилось развитие торговли и капиталистических отношений в промышленности. Накануне 1789 г. рассеянная мануфактура стала преобладающей формой промышленности. Росли также размеры и число крупных централизованных мануфактур. Обогащению французской буржуазии содействовал рост оборотов внутренней и внешней торговли. Монополии привилегированных компаний, внутренние таможенные сборы и различия в мерах веса, длины и объема в разных провинциях задерживали дальнейшее развитие торговли и промышленности, развитие внутреннего рынка. Развитие капиталистического уклада сопровождалось ростом экономической силы и социальной значимости буржуазии. Но во второй половине века заметно возросла роль и наиболее экономически передовой торгово—промышленной буржуазии. К концу XVIII в. выросла и численность рабочих, среди которых преобладали «домашние рабочие» рассеянной мануфактуры. Наемные рабочие концентрировались в городах, где они имели все возможности для существования. Дальнейшее капиталистическое развитие все более настоятельно требовало уничтожения феодальных отношений, утверждения буржуазной земельной собственности. Этот закономерный процесс приходил в растущее противоречие с господствовавшим феодально—абсолютистским строем. Углубление и обострение этого конфликта – важнейшая черта французской истории XVIII в. Абсолютизм не смог выработать в XVIII в. экономическую политику, отвечавшую новым условиям. Складывание общефранцузского рынка наталкивалось на остатки феодальной раздробленности, которую абсолютистская монархия оказалась неспособной преодолеть: запутанность и хаотичность административной и судебной системы, особые права и привилегии отдельных провинций, отсутствие единой системы мер и весов, внутренние таможни на сухопутных и речных путях. В противоречии с потребностями буржуазного развития была сохранявшаяся система гражданского неравенства и сословных привилегий, которая ставила в исключительное положение духовенство и дворянство, освобождая их от уплаты основных налогов. Отражением общего кризиса феодально—абсолютистского строя был глубокий упадок французского абсолютизма. В течение XVIII в. оживилась и приобрела большой политический вес аристократическая оппозиция абсолютизму. Ее проводниками стали парламенты во главе с парижским. В 50–60–х гг. XVIII в. они потребовали предоставления парламенту права прямого контроля над законодательством; по существу это была программа ограничения абсолютизма в пользу привилегированных сословий. В итоге Семилетней войны Франция лишилась почти всех своих колоний. А правление Людовика XV усилило финансовый кризис государства. Большинство реформаторских попыток потерпели полную или частичную неудачу. Итогом противоречия между абсолютизмом и капиталистическим развитием явилась Великая буржуазная революция, начавшаяся в 1789 г.