Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Karabanova_O_A_psikhologia_semeynykh_otnosheny.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.04.2025
Размер:
1.08 Mб
Скачать

7. Субъективная удовлетворенность браком

Субъективная удовлетворенность браком, представляя собой оценочную характеристику семьи, далеко не всегда соответствует объективному уровню эффективности функционирования семьи. Субъективную удовлетворенность браком можно представить по аналогии с известной формулой Джемса, раскрывающей содержание самооценки личности как отношение реальных достижений к ожидаемым. Тогда субъективная удовлетворенность браком будет определяться как отношение реальности выполнения партнером своих обязательств к ожидаемым, а причинами низкого уровня субъективной удовлетворенности браком будут либо неудовлетворенность адекватных потребностей супругов, либо нереалистические, чрезмерно завышенные ожидания в отношении брака и партнера. В случае низкой субъективной удовлетворенности браком корректировать надо либо реальное ролевое поведение и межличностную коммуникацию, либо ожидания супругов, особенно если они неадекватно завышены.

Низкая субъективная удовлетворенность браком харатеризуется разной степенью осознания. В случае осознанной неудовлетворенности браком супруг открыто заявляет о своем желании что-то изменить в супружеских отношениях,

61

семейном укладе, распределении ролей, переживании чувства ненужности, обиды, несправедливости. Если неудовлетворенность браком недостаточно осознанна, существует в форме «тлеющей» неудовлетворенности (Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицикис, 1999), то жалобы выступают в форме переживаний страхов, тревоги, неуверенности, чувства фрустрации.

Субъективная удовлетворенность браком может быть полной, когда супругов полностью устраивает сложившаяся модель семейной жизни, и отсутствует желание что-либо изменить, и частичной, когда есть направленность на изменение каких-либо аспектов семейной ситуации.

К факторам, влияющим на степень субъективной удовлетворенности браком, относятся стадия жизненного цикла семьи, пол супругов и наличие детей в семье.

Существует связь между стадией жизненного цикла семьи и степенью субъективной удовлетворенности браком: минимальная удовлетворенность браком наблюдается в семьях с детьми младенческого возраста, максимальная — до рождения детей. Субъективная удовлетворенность браком снижается в переходные периоды жизненного цикла семьи и в семьях с маленькими детьми.

Гендерные различия проявляются в более высокой степени удовлетворенности браком у мужчин, чем у женщин (Rhyne, 1981.)

Наличие детей в семье положительно влияет на степень субъективной удовлетворенности браком.

Важным предиктором степени удовлетворенности браком являются стратегии совладающего поведения (копинга), используемые супругами при решении семейных проблем (M. Bowman, 1990, Cohan & Bradbury, 1994). Было показано, что позитивный подход, направленный на конструктивное разрешение проблем, и переговоры повышают уровень субъективной удовлетворенности браком, в то время как другие формы копинга — конфронтация, уход, избегание, настаивание на своих интересах, конфликт, подчинение и селективное игнорирование — приводят к снижению степени удовлетворенности браком. В исследовании G. Bouchard (G. Bouchard et al., 1998), сочетающем метод “поперечных срезов” и лонгитюд, было обследовано более 500 супружеских пар. Полученные результаты обнаружили существенные гендерные различия в стратегиях копинга при столкновении с семейными проблемами. Во-первых, оказалось, что вопреки традиционным представлениям о том, что женщинам свойственны более пассивные стратегии, на самом деле мужчины чаще используют стратегии отрицания и ухода, в то время как оба супруга в равной степени используют проблемно-фокусированные стратегии. Вместе с тем не было выявлено существенных различий в общем соотношении эффективных и неэффективных стратегий копинга между мужчинами и женщинами. Во-вторых, существуют гендерные различия в характере связи между используемой стратегией копинга и удовлетворенностью браком. Так, например, для мужчин использование стратегии отрицания негативно сказывается на степени удовлетворенности браком, а у женщин — нет. Полученные в исследовании результаты свидетельствуют также о необходимости учета соотношения копинговых моделей партнеров, взаимодействие которых определяет, в конечном счете, эффективность разрешения проблем семьи.

8. Дисгармоничные (дисфункциональные) типы семей

К дисгармоничным относят семьи, в которых в силу нарушения различных аспектов функционирования семьи систематически не удовлетворяются базовые потребности членов семьи и не реализуются основные задачи семьи, специфические

62

для каждой стадии жизненного цикла. Известны различные подходы к классификации дисфункциональных семей (D. Olson, А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер и Юстицкий В., Сталин В. В., Черников А. В. и др.)

На основании характера эмоциональных связей, степени гибкости и пластичности управления семьей, а также характера взаимодействия семейных подсистем Олсон выделяет следующие типы дисфункциональных структур семьи:

— несбалансированная семья, характеризующаяся разобщенностью либо чрезмерной эмоциональной связанностью, ригидностью или хаотичностью;

— коалиционная семья, т. е. семья в которой в рамках подсистем или в отношениях подсистем возникают коалиции, находящиеся в конфронтации, противостоянии, антагонизме в отношениях друге другом, нарушая баланс и функционирование семьи в целом. Видами коалиций могут быть межпоколенная коалиция (коалиции образуются в результате объединения членов семьи, принадлежащих к разным поколениям) и скрытая коалиция. Примерами межпоколенной коалиции могут быть противостояния внутрисемейных групп по типу “родитель и ребенок против второго родителя”, “прародитель и ребенок против родителей”, “родитель и прародитель против второго родителя” (известные противостояния тещи и жены против мужа и свекрови и мужа против жены!) и т. д. В отличие от открытых, скрытые коалиции внешне солидарны, однако реальные отношения строятся по принципу скрытой враждебности и противостояния. Для скрытых коалиций типична коммуникационная проблема и нарушения межличностного общения. Здесь четко выделяются два плана общения: внешний, соответствующий социальным ожиданиям, и подтекст, раскрывающий подлинный характер взаимоотношений членов семьи;

— коалиционная семья, основой стабилизации которой является приписывание патологизирующей роли одному из членов семьи, получившему в семейной психотерапии название “идентифицированного пациента”, носителя дисфункции семьи. Коалиция выполняет в такой семье важную функцию сплочения и сохранения целостности семьи;

— дисгармоничная семья с аутсайдерами, чей социометрический статус крайне низок;

— семья с “перевернутой иерархией”, характеризующаяся инверсией ролей в семье. Например, за ребенком закрепляется статус родителя.

А. Е. Личко определяет гармоничную семью как семью, характеризующуюся теплой эмоциональной привязанностью, отсутствием конкуренции и противостояния, эффективным выполнением ролевых обязанностей и демократическим управлением без узурпации власти. Что касается дисгармоничных семей, то здесь можно говорить о таких вариантах, представляющих собой последовательность нарастания дисфункциональности семьи на пути к распаду, как собственно негармоничная семья, деструктогенная семья, распадающаяся и распавшаяся семья. Еще одним особым вариантом дисгармоничной семьи является ригидная псевдосолидарная семья. (Личко А. Е., 1989).

Характеристиками собственно негармоничной семьи являются “семейный перекос” как доминирование в семье отношений власти-подчинения, существование эмоциональной зависимости и несимметричности эмоциональных отношений; игнорирование одним из членов семьи своих обязанностей и функций, связанных с семейной ролью, в ущерб интересам других членов семьи; отсутствие сотрудничества, партнерства, взаимопомощи. Отличительной особенностью негармоничной семьи является фактическое неравноправие, отношения принуждения: одни (один) члены семьи как бы “эксплуатируют” возможности других, ограничивая возможности их личностного роста.

63

“Предназначение” деструктогенной семьи — порождение семейных проблем и конфликтов. Характеристики такой семьи включают неравномерность и невзаимность эмоциональных привязанностей; чрезмерную автономию и независимость членов семьи и отсутствие сотрудничества и взаимопомощи в решении проблем.

Ригидная псевдосолидарная семья сохраняет внешнее благополучие, сплоченность и видимость успешного выполнения функций семьи: достаток в семье, налаженный быт, забота о детях. Однако за внешней благостной картиной семейного благополучия обнаруживается отсутствие или дефицит сущностных характеристик семьи: отсутствие эмоциональной теплоты, поддержки, эмпатии; отсутствие демократического управления — отношения власти строятся по жесткому типу доминирование/подчинение; высокая степень ригидности семьи в регламентации норм и правил поведения членов семьи, включая строгие санкции за их невыполнение. Отношения в семье строятся не на основе любви и привязанности, а на основе зависимости и подчинения. Ригидная псевдосолидарная семья может сохранять стабильность достаточно долго, поскольку члены этой семьи, в силу неудовлетворенностей потребности в любви и эмоциональном взаимопонимании, испытывают постоянную высокую тревожность, что вынуждает их подчиняться властному давлению главы семьи взамен на приобретение определенной стабильности и чувства безопасности.

Еще два типа семьи представляют по сути две последовательные стадии распада семьи: распадающаяся и распавшаяся семья.

Распадающаяся семья характеризуется хроническим состоянием высокой конфликтности, захватывающей все более широкую область жизнедеятельности семьи; прекращение выполнения членами семьи широкого спектра ролевых обязанностей и функций. Зачастую “единство” семьи сохраняется лишь за счет общей жилплощади, вынуждающей супругов к совместному проживанию, и отсутствия юридического оформления прекращения брака.

Распавшаяся семья — это семья, осуществившая юридическое прекращение брака и фактическое разделение супругов. Однако, даже оформившая развод семья сохраняет определенные функции, такие, как воспитание детей и материальная поддержка детей и бывших супругов.

На фоне определения типов дисгармоничных семей особое значение приобретает вопрос о том, каким требованиям должна отвечать гармоничная семья. Всестороннее описание гармоничной семьи представлено в работе F. Walsh (1996). Модель эффективной гармоничной семьи включает следующие базовые элементы, соответствующие ключевым аспектам функционирования семейной системы:

— разделенное членами семьи семейное самосознание, основанное на близких эмоционально позитивных отношениях заботы и взаимопомощи (“Мы — одна семья”, а не “Я в семье”). Характер семейного самосознания определяет то, как личность строит свои отношения с другими членами семьи;

— уважение автономии и индивидуальных различий, учет интересов и потребностей, обеспечивающих успешное развитие и самочувствие членов семьи, включая все поколения от самых молодых до старых;

— взаимоуважение, поддержка, равное распределение прав и обязанностей супругами;

— эффективное авторитетное родительство обеспечивающее защиту и безопасность ребенка, процесс его воспитания и социализации на основе уважения и принятия прав ребенка. Оказание необходимой защиты и поддержки другим уязвимым членам семьи;

64

— наличие адекватных ресурсов, обеспечивающих экономическую безопасность и психологическую и социальную поддержку семьи в контексте расширенной (прародительской) семьи; социальной группы (друзья, знакомые, коллеги); системы социальных институтов (общество в целом). Поскольку семья испытывает нужду в поддержке извне, особенно в переходные кризисные периоды своего развития и в период ненормативных кризисов, очень важное значение для жизнестойкости и толерантности семьи приобретает социальная политика государства;

— организационная стабильность, характеризующаяся ясностью, последовательностью и предсказуемостью моделей поведения и взаимодействия в рамках семьи;

— адаптивность как гибкость и готовность к изменениям в соответствии с внешними требованиями и внутренними запросами; адаптивность к нормативным и ненормативным кризисам жизненного цикла семьи; адаптивность в направлении готовности справляться со стрессами и высокой эмоциональной напряженностью в семье за счет эффективной реализации психотерапевтической функции семьи;

— открытость коммуникации, характеризующаяся четкостью и ясностью правил коммуникации и ролевых ожиданий (опосредующие процесс коммуникации образы должны быть достаточно ясными). Коммуникация должна обеспечивать возможность свободного выражения чувств эмпатии, эмоциональной поддержки, преобладание позитивного эмоционального тона;

— эффективное решение проблем и разрешение конфликтов;

— разделенная система убеждений и ценностей в рамках всех трех поколений семьи, обеспечивающая доверие, близость и возможность успешно разрешать проблемные ситуации.

F. Walsh указывает, что все выделенные базовые элементы составляют целостную систему, где каждый элемент выступает в неразрывной связи и взаимодействии с остальными, определяя общую эффективность функционирования семьи. Степень выраженности элементов и их конкретные характеристики определяются также видом семьи (нуклеарная, расширенная, семья с приемными детьми, гомосексуальная, двух-карьерная и т. д.) и стадией жизненного цикла семьи (семья супругов без детей, семья с подростками, стареющие родители и молодой одинокий взрослый и пр.). Вместе с тем каждая семья уникальна и выбирает свой собственный путь достижения гармонии и баланса. Перефразируя Л. Н. Толстого, можно сказать: “Все счастливые семьи счастливы по-своему!”

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]