
- •38. Понятие сознания и бессознательного в психоанализе.
- •76. Структура культуры
- •Культурные формы
- •75. Философия культуры
- •Фундаментальные характеристики культурного бытия
- •74. Философия любви
- •73. Проблема смысла жизни в философии. Смерть и бессмертие.
- •72. Способы бытия человека в обществе: человек как функционер и человек как личность.
- •71. Утверждение личности
- •Идеал личности
- •Перекрестки судьбы
- •Дантовы координаты
- •70. Определение человека в понятиях сущность и существование в экзистенциальной философии.
- •68. Человек как предмет философии
- •Проблема сущности человека
- •67. Феноменологическая модель.
- •66. Деятельностная модель.
- •65. Проблемы взаимосвязи природы и общества в натуралистических концепциях социального.
- •64. Реалистическая модель
- •62. Социальный институт и его характеристики
- •61 Проблема социальной дифференциации и социального равенства. Теория элиты. Закрытое и открытое общество.
- •60. Социальное пространство: горизонтальные и вертикальные различия. Социальное время. Социальная мобильность.
- •Горизонтальные и вертикальные параметры социального пространства
- •59. Сфера общения и ее формы. Социальная структура общества. Типы социальных групп и социальных общностей.
- •57. Экономическая сфера общества. Хозяйственная жизнь общества и ее общественные формы.
- •55. Типологизация обществ: общество традиционное, индустриальное (модерн), постиндустриальное (постмодерн).
- •53 Общество как предмет социальной философии. Классический и неклассический образы социальной реальности. «я» и «Другой». Предмет социальной философии.
- •52. Наука как социальный институт. Специфика научного знания и проблема демаркации (принципы верификации и фальсификации).
- •Принцип верификации в позитивизме
- •50. Классическая концепция истины
- •1.2 Когерентная концепция истины
- •1.3 Прагматическая концепция истины.
71. Утверждение личности
Личность есть там, где человек утверждает свое бытие, а акт утверждения может принимать и принимает разные формы. Обратим внимание на три фундаментальные для бытия человека как личности формы проявления акта утверждения личности.
Идеал личности
Первая из них характеризует принцип отношения личности и общества. Личность рождается в процессе овладения культурным опытом как в его содержательном аспекте, так и в его формальном аспекте - овладение самой способностью выделять и утверждать значимое бытие. Эти два аспекта культурного опыта становятся основанием двух типов отношения человека к общественной действительности в процессе реализации своего бытия как личности. Личностное развитие человека предполагает, как было отмечено, отношение человека к обществу как целому, что дает человеку способность свободно распоряжаться своей жизнедеятельностью. Свобода - пространство бытия личности. Здесь и на этой основе рождается идеал развития человека как личности. Этим идеалом становится всесторонне развитая, а потому свободная личность.
Но как достичь этого идеала? Как известно, существует множество социальных, культурных и педагогических "рецептов" его достижения, которые могут быть сведены, в конце концов, к двум полюсам, порожденным двумя аспектами культурного опыта. Один из них - понимание всестороннего развития как разностороннего (экстенсивного), другой - как творческого (интенсивного) развития в определенных сферах.
Точка зрения на целостное развитие личности как на разностороннее развитие предполагает максимально широкое образование и максимально широкое вовлечение человека в различные виды деятельности. В пределе, индивид должен овладеть, должен сделать своим достоянием все общественное достояние - преодолеть разделение труда, познать все науки и искусства, быть вовлеченным во все виды общественной деятельности и т.д. К такому представлению о гармоническом развитии человека склонялись многие социалисты-утописты (например, Т. Кампанелла, Ш. Фурье с их учением о перемене труда). В конечном счете, такое понимание всесторонности личности приводило к непреодолимым противоречиям. Во-первых, по мере роста культуры, развития знаний, техники, усложнения общественной жизни и т.д. возможность присвоения индивидом всего социального богатства, объективирующего сущность человека, становится все более проблематичной или просто нереализуемой. Во-вторых, стремление лично испытать и постигнуть все неминуемо приводит к неравенству индивидов или даже к их столкновению: всегда окажется у кого-то больше того или иного (пусть даже это будут личные библиотеки), всегда есть в культуре и обществе уникальные образования, доступ к которым всех людей просто невозможен (невозможно, чтобы все пришли в Лувр или Эрмитаж). Потребительское отношение человека к своей сущности - по принципу "Все мое!" - не может дать идеала всестороннего и гармоничного развития личности, ибо оно изначально сопряжено с неравенством и столкновениями людей. Хотя это не означает, что подобный подход к полноте и целостности развития человека совершенно должен быть отброшен. Образование всегда опиралось именно на этот принцип отношения индивида и общественного богатства, и система образования, особенно в новое время, строилась на том, чтобы максимально охватить все достижения науки и культуры, и, конечно, трудно себе представить систему образования без разносторонней подготовки учащихся.
Другое понимание гармоничного и всестороннего развития человека видит достижение этого идеала на путях продуктивного (творческого) отношения индивида к своей сущности. Конкретный человек всегда занимает определенное место в системе общественных отношений, но, если он действует в этом месте не как функционер, а творчески, привносит в это место нечто новое, то вся система общественных отношений, именно потому, что она система, переходит в другое состояние. И тогда это новое состояние всей системы становится достоянием данного индивида не потому, что он носит его в своем кармане, а потому, что без него оно не могло бы появиться. Человек вправе по отношению к этой системе сказать: "Это мой мир!" Здесь реализуется теоретическая модель целостности личности: человек отождествляется со всей совокупностью общественных отношений и всем богатством культуры, творя их. Становясь действительным событием истории благодаря своей деятельности, человек достигает полноты своей сущности. Именно творчество является путем к личности, ибо оно вводит человека во время, в историю. В продуктивном действии человека коренится историчность социокультурного бытия.
Конечно, прежде всего, индивид должен приобщиться к общественному богатству, должен освоить накопленные достижения культуры, но не здесь он находит свое подлинное содержание, а тогда, когда он это богатство превосходит. Абсолютно прав был Сартр, когда писал, что главное "не то, что сделали из человека, а то, что он делает из того, что сделали из него" [46]. Творчество не только реально открывает индивиду полноту его бытия: ситуация вдохновения, творческого увлечения и проникновения в тайну своего дела награждает человека ощущением абсолютного совершенства, но оно также вводит человека в мир социального равенства при абсолютном индивидуальном различии людей. Человек на уровне творчества или на уровне мастерства достигает вершин индивидуального развития - каждый мастер своеобразен и не похож своим мастерством на другого, но все мастера и творцы неразличимы в состоянии творчества. О неравном равенстве говорил в этом случае русско-украинский философ ХVIII века Г.С. Сковорода: "Бог богатому подобен фонтану, наполняющему различные сосуды по их вместимости. Над фонтаном надпись: неравное всем равенство... Меньший сосуд меньше имеет, но в том равен есть большому, что равно есть полный" [47].
Таким образом, первая форма проявления акта утверждения личности реализует принцип отношения к культурному и социальному богатству. И здесь еще раз мы убеждаемся, что сущность человека неотделима от активности человека, причем активности социально и культурно значимой, т.е. имеющей смысл в этих условиях жизнедеятельности человека. Оба выделенные типа понимания человеком своего отношения к обществу, а тем самым к своей социальной сущности, исключая, дополняют друг друга, и это снова показывает нам, что не может быть однозначного определения и подхода к человеку. Если посмотреть на принципы отношения человека к своей сущности как на методологические основания всякой педагогической и воспитательной деятельности, то отсюда вытекает следующее важное требование: всякое педагогическое действие должно строиться на принципе дополнительности "потребительского" и "продуктивного" понимания сущности человека. Этот принцип должен пронизывать и каждую конкретную систему упражнений, и каждый урок, и логику построения предмета, и логику следования дисциплин в учебном плане и т.д.