- •Московский государственный институт международных отношений (университет)
- •«Российская специфика процессов элитообразования: исторические и актуальные измерения. Основные когорты политического класса в постсоветской России»
- •Оглавление:
- •Теоретические аспекты изучения элит.
- •Исторические процессы формирования элит в России.
- •Современная система рекрутирования элитных групп.
- •Основные когорты политического класса в постсоветской России
- •Особенности региональных элит.
- •Заключение:
- •Список использованной литературы:
Современная система рекрутирования элитных групп.
В начале 1990-х годов началась глубокая трансформация элитных групп. Во-первых, усиление роли исполнительной власти в политическом процессе привело к тому, что остальные группы были отстранены от реальных рычагов управления и вынуждены были подчиняться новым правилам, продиктованным представителями исполнительной власти. Во-вторых, слом старых структур и слабость нового институционального дизайна создали предпосылки для укрепления неформальных отношений в элитной среде и провоцировали свободу действий. В-третьих, разрушение советской модели государства, коренная трансформация системы управления привели к ускоренной циркуляции политических элит, которая набирает высокие темпы именно в переломные моменты развития политической системы. Кроме этого обострилось соперничество внутри элит, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Сейчас политическая элита в России представляет собой разнородную социальную общность, не разделяющую единых идеалов и представлений о дальнейшем развитии общества.
Современная система рекрутирования элиты сохранила определенные черты советского периода. Около 60-70% новой элиты составляют партийные руководители и представители бюрократии6. В настоящее время критериями нахождения во властных структурах являются не профессиональные качества и компетентность в выполнении возложенных обязанностей, а способность сохранять неформальные отношения с вышестоящим руководством.
Современный политический класс имеет закрытую форму элитной ротации, что определяет ее самовоспроизводящийся характер. Более того для политической элиты характерно доминирование патрон-клиентных отношений. «Нынешний клиентелизм предстает как универсальное основание вертикальной мобильности»7. Личные заслуги не являются фактором карьерного роста в российской действительности, где связи и неформальные коммуникации обеспечивают доступ к структурам государственной власти.
Главными каналами рекрутирования политической элиты выступают бюрократический аппарат, политические партии, органы местного управления, силовые структуры. Новой чертой современной элиты является вхождение в нее представителей бизнес кругов, что говорит о сращивании политической и экономической элит. Сейчас ряд предпринимателей, владельцев крупнейших предприятий и банков, обладающих многочисленными финансовыми и экономическими ресурсами, оказывает значительное влияние на процесс принятия политических решений. Некоторые из них имеют непосредственное отношение к власти (Б. Березовский, В. Сурков, В. Потанин, М. Прохоров).
Основные когорты политического класса в постсоветской России
Анализ структуры политического класса в современной России показывает, что механизмы легитимации элиты строятся на основе сращивания экономического сектора и политики. Самым ярким тому примером является наличие в системе государственного управления большого числа выходцев из предпринимательской сферы (в их числе депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители исполнительной федеральной и региональной власти)8.
Г. Ашин и Е. Охотский предлагают следующую типологию экономической элиты9, которая сегодня входит в элиту политическую:
Комсомольцы. Комсомольские лидеры и молодые аппаратные функционеры, стоявшие во главе крупных холдингов, банковских структур, масс-медиа в середине 90-х;
Физики. Выходцы из семей служащих и партийной номенклатуры среднего звена;
Управленцы. Представители среднего звена управления советской экономикой, половина которых являются выходцами из сельской местности;
Банкиры. «Профессионалы-финансисты», ранее служащие банковской системы СССР;
Директора. Кадровые управленцы крупных производственных объединений, акционированных в результате приватизации;
Представители элитных семей;
Свободные художники. Маргиналы советской системы;
Экономические диссиденты.
Вышеприведенная классификация, хотя и отражает специфику политического класса в нашем государстве, тем не менее, больше подходит для описания элиты в 1990-х годах и начале 2000-х. В настоящий момент основой бизнес-элиты являются банкиры и директора. После прихода В. Путина к власти, который проводил курс на укрепление вертикали исполнительной власти, происходит формальное отдаление бизнес-элиты от политической власти через реализацию принципа «равноудаления» олигархов. ««Равноудалили», однако, не всех. К 2004 г. суммарное влияние крупного бизнеса осталось практически прежним»10. Приближенными к структурам власти неизменно остаются руководители таких крупных предприятий, как «Газпром», «Сибнефть», «Лукойл», «Норильский никель» и другие.
Другой тенденцией рекрутирования российского политического класса стало вхождение в нее выходцев из силовых структур, влияние которых на протяжении периода с 1993 по 2009 годы распространилось на сферу государственного управления11.
Таким образом, к главным сегментам политической элиты относятся сегодня традиционно государственные чиновники, бизнес-элита, а также руководители и работники силовых структур (ФСБ, МВД, УВД и др.). К элитным группам современной России относится лица различных профессий, социальный и образовательный статус которых может сильно контрастировать. Например, в последние годы депутатами Государственной Думы становятся деятели культуры, искусства и спорта.
