Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Shpory_po_ist_psi.docx
Скачиваний:
12
Добавлен:
01.03.2025
Размер:
268.58 Кб
Скачать

67. Развитие психологии в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война существенным образом изме¬нила жизнь страны. Промышленность и сельское хозяйство, транспорт и строительство, культура и образование перестраивались на во¬енные рельсы в соответствии с требованиями времени. Есте¬ственно, что наука и научная интеллигенция также не оста¬лись в стороне от этого процесса. Изменения затронули прак¬тически все аспекты существования и функционирования науки: организационную структуру, способы руководства на¬укой и координации научных исследований, их направления и тематику, формы связи науки с практикой, требования к научным разработкам и критерии их оценки, подготовку на¬учных кадров и т. д.

Соответствующие изменения происходили и в области пси¬хологической науки. Что же означал перевод психологии на «военные рельсы»?

Основные направления деятельности психологов в годы войны

Начавшаяся война поставила каждого ученого перед необ¬ходимостью определения его места во всенародной борьбе с вра¬гом. Вспоминая о первых днях войны, А.Р.Лурия писал: «Чув¬ство общей ответственности и общей цели охватило всю стра¬ну. Каждый из нас знал, что мы обязаны объединиться с нашими соотечественниками,чтобы противостоять смертельной опасности. Каждый из нас должен был найти свое место в этой борьбе — или непосредственно защищая свою страну, или работая в оборонной промышленности, которая была эвакуиро¬вана в отдаленные районы страны, или восстанавливая здоро¬вье и трудоспособность раненых».

Основной задачей, безусловно, являлось активное и масштаб¬ное применение психологических разработок и результатов ис¬следований в решении важнейших прикладных задач, обуслов¬ленных нуждами военного времени; изучение негативных пси¬хологических феноменов, вызванных войной и разработка рекомендаций по их нейтрализации; осуществление психоло¬гической консультационной работы и др.

Конечно, на разных этапах войны задачи изменялись в со¬ответствии с возрастанием значимости тех или иных аспектов практической работы. Например, если в начале войны главные усилия врачей и психологов, работавших в эвакогоспиталях, направлялись на рационализацию лечения во второй фазе ра¬невого процесса и максимально быстрое восстановление боес¬пособности раненых бойцов и командиров, то в 1945 г. перед работниками эвакогоспиталей были поставлены новые задачи: лечение последствий ранений, обеспечение медицинской по¬мощью инвалидов, восстановление их трудоспособности, сохра¬нение для истории материалов об организации госпитального дела. К концу войны изменились и ориентиры в области пси¬хологии воспитания и педагогической психологии: «Герои¬ка войны, ратного подвига, самоотверженной защиты родины» должна была быть дополнена героикой мирного созидатель¬ного труда .

Ответом на практические запросы военного времени стала многогранная самоотверженная деятельность советских психо¬логов, включающая: проведение научных исследований по обо¬ронной тематике; работу в эвакогоспиталях по восстановлению здоровья раненых бойцов; обеспечение психологической под¬готовки кадров для тыла и армии и учебно-воспитательного процесса; проведение научно-просветительской, санитарно — гигиенической и профилактической работы; непосредствен¬ное участие в боевых операциях, работа в тылу. При этом очень часто одному человеку приходилось реально совмещать разные функции.

Среди тех, кто с оружием в руках защищал Родину находи¬лись уже тогда известные психологи, а также будущие специ¬алисты: Г.М.Андреева, В. В.Богословский, А.В.Веденов, А.И.Га¬лактионов, М.В.Гамезо, А.Д.Глоточкин, М.И.Дьяченко, П.И.-Зинченко, В.И.Кауфман. Д.Луков, Н.С.Мансуров, P.M.Мещерский, Е.А.Милерян, А.В. Петровский, К.К.Платонов, Я.А.Пономарев, Ф.Н. Шемякин, Д.Б.Эльконин и др. Многие психологи не подлежали всеобщей мобилизации по возрасту или по состоянию здоро¬вья. Однако они записывались добровольцами в народное опол¬чение, формирование которого началось в первые недели вой¬ны в Москве, Ленинграде и других городах страны.

Продолжалась работа ученых в учебных и воспитательных учреждениях. Так, например, Г.Л.Соболев, автор труда о дея¬тельности ленинградских ученых в годы войны, описывая со-бытия первой блокадной зимы 1941/42 гг., пишет, что «работ¬ники Педагогического института им.Герцена, среди которых нужно в первую очередь назвать проф. В.Н.Вернадского, С.Л.Рубинштейна и др., делали все возможное, чтобы жизнь в институте не замирала» [130, с. 94]. И жизнь продолжалась: в 1942/43 гг. в институте обучались 287 студентов и 26 аспи¬рантов; в 1943/44 гг. — 811 студентов и 32 аспиранта, в том числе окончили институт в 1943 г. 79 студентов и 5 аспиран¬тов, в 1944 г. — 120 студентов и 6 аспирантов [137]. Нередко научную и учебную работу приходилось совмещать с «непси-хологической» практической деятельностью. Например, изве¬стный психолог А.В.Ярмоленко, являясь помощником дирек¬тора по научной части института слуха и речи в Ленинграде, одновременно с 1941 г. работала медсестрой в эвакогоспитале. Воспитателем одного из детских домов блокадного Ленинграда являлась А.А.Люблинская.

Безусловно, не прекращалась и научно- исследовательская и научно-практическая деятельность психологов. Несмотря на изменившиеся требования к научным разработкам, советские психологи сумели оперативно и эффективно перестроить свою деятельность. Этому способствовали: опора на богатый истори¬ческий опыт; осознание ответственности и высокая самоотдача ученых; уменьшение в годы воины идеологического давле¬ния на науку.

Еще одной формой практического участия психологов в деле защиты Отечества являлась консультационная работа и прове¬дение военно-врачебной экспертизы. Так, А.Л.Шнирман являл¬ся консультантом Наркома здравоохранения РСФСР, а специ¬алист в области авиационной психологии и медицины К.К.Пла¬тонов выполнял обязанности председателя Военно-врачебной летной комиссии 16-й Воздушной армии.