
6 Экономика и торф
Добыча и переработка торфа в мире является высокорентабельным и перспективным видом бизнеса. Рентабельность производства колеблется в среднем от 30 до 40% годовых (без учета стоимости доставки продукции до потребителя). Торф может использоваться в различных областях народного хозяйства - в сельском хозяйстве, химии, медицине, нефтепереработке, экологии, топливной промышленности и т.д.
Особенно выгодно использование торфа в качестве топлива: стоимость 1 Гкал, полученного от сжигания торфа, ниже, чем у всех других видов топлива, кроме газа. Помимо энергетического направления использования торфа, в последнее время широкое развитие получило сельскохозяйственное применение торфа, зарекомендовавшего себя как ценный органический материал.
Торф является также предметом экспорта. Мировая потребность в торфе имеет четко выраженную тенденцию к неуклонному росту.
Наиболее "емкими" потребителями торфа являются Япония, США, страны Европы и Ближнего Востока, а также другие страны, в которых развернуты работы по повышению плодородия почв, предотвращению эрозии земель, осуществлению экологических программ.
Сравнение цен на торфяное топливо с ценами на другие виды топлива свидетельствует о преимуществе торфа. Например, для северных районов России, если принять стоимость на торф за 100 процентов, цена на кузнецкий уголь составит более 190 процентов, на воркутинский уголь - 130-185 процентов, на мазут топочный - 180-252 процента.
Стоит отметить: запасы природного газа и нефти ограничены, а потому цены на природный газ на внутреннем рынке в 2006-2008 годах будут расти опережающими темпами. Так что задача вовлечения в хозяйственный оборот местных энергетических ресурсов, и в частности торфа как доступного, дешевого и экологически чистого вида топлива, становится очень актуальной для оптимизации топливного баланса страны.
В качестве топлива применяются: фрезерный топливный торф, кусковой топливный торф, торфяные топливные брикеты и полубрикеты. Одна тонна торфобрикетов заменяет 1,6 тонны бурого угля.
Применение торфяного топлива экономически целесообразно, поскольку по данным ТЭК Ленинградской области уже в 1997 году стоимость одной гигакаллории тепла, полученной в муниципальных котельных уступала лишь стоимости тепла, полученного на газе. Необходимо учитывать, что цены на углеводородное сырье постоянно растут. Поэтому не только экологически, но и экономически более целесообразно использовать торфяное топливо в системе децентрализованных котелен ЖКХ.
7 Экология и торф
Основные экологические проблемы до 2030 года будут связаны с использованием углеводородного сырья, сообщил заместитель руководителя Ростехнадзора Николай Кутьин, выступая на встрече руководителей органов защиты окружающей среды и технологической безопасности энергетики "Группы восьми" (G8). "До 2030 года углеводородное сырье останется основным источником энергии, поэтому экологические проблемы будут в основном связаны с использованием углеводородов", - сказал он. Руководитель департамента государственной политики в сфере охраны окружающей среды Минприроды РФ Александр Ишков, выступая на встрече, сообщил, что для обеспечения глобальной энергобезопасности необходимо внедрять возобновляемые источники энергии. А.Ишков одним из перспективных источников энергии назвал биоресурсы. Кроме того, по его словам, необходимо внедрять использование торфа для получения энергии, общие запасы которого в РФ оцениваются в 188 млрд. тонн.
Более активное использование торфа целесообразно для Свердловской области. Площади болот в области велики, торф накапливался здесь тысячелетиями. При сжигании торфа в атмосферу попадает меньше вредных веществ, а зола, которая остается после переработки, может быть использована в сельском хозяйстве.
Около 15 проц территории Свердловской области занимают болота. Больше всего их на северо-востоке, на низменных равнинах. Торфяно-болотные экосистемы играют существенную роль в экосфере являясь регуляторами климата и накопителями углерода и влаги. В настоящее время они испытывают самое большое за весь период цивилизации антропогенное воздействие. Это в значительной мере относится к традиционным центрам торфодобывания, к промышленно развитым регионам. В этой связи актуальны вопросы охраны и рационального использования ресурсов торфяных болот. Однако следует еще раз подчеркнуть, что торф относится к возобновляемым природным ресурсам. Ежегодный прирост запасов торфа на месторождениях, незатронутых разработкой, превышает 60 млн. тонн. За годы промышленной разработки торфяных залежей использовано не более 10% всех торфяных ресурсов. Обычно скорость накопления торфа находится в пределах 0,5-1,0 мм/год, хотя на отдельных заболоченных территориях достигает уровня 5-7 мм/год. В масштабе России валовой ежегодный прирост торфа на болотах достигает внушительной величины-252 млн. т (в 50 раз выше уровня годовой добычи).
Использование торфа в качестве топлива при его сжигании более экологически безопасно, чем угля, мазута и сланца. Например, при замене угля сланцев и мазута на торф снижение загрязнения атмосферного воздуха выбросами оксидов серы происходит по сравнению с углем в 4-24 раза (в зависимости от зольности и угольного бассейна), сланцем - в 9 раз, мазутом - в 6 раз, а выброс твердых взвешенных частиц в 2-19 раз по сравнению с углем и в 36 раз по сравнению со сланцем. Оставшаяся от торфа зола прекрасно утилизируется как удобрение. При сжигании торфа, даже в несовершенных для этой цели котлоагрегатах, канцерогенный бенз(а)пирен практически отсутствует по сравнению с мазутом и углем. Выбросы оксидов углерода полностью компенсируются его аккумуляцией торфяно-болотными экосистемами. Таким образом, Россия даже частично при переводе на этот вид биологического топлива будет выполнять подписанный ею Киотский протокол. Следует подчеркнуть и тот факт, что при этом отсутствует другая экологическая проблема - загрязнение почвы тяжелыми металлами (кадмием, ванадием, никелем, цинком и др.). Помимо этого решается вопрос утилизации торфяной золы, поскольку она является хорошим минеральным удобрением, содержащим необходимые микроэлементы для роста сельскохозяйственных растений.
При сравнении с традиционными для России биоресурсами - дровами, следует иметь в виду такой важный аргумент, что разработка 1 га торфяного месторождения на топливо спасает от вырубки от 50 до 100 га леса.