- •1. Предмет и структура философского знания
- •2. Человек как предмет философии
- •Философия и мировоззрение. Исторические типы мировоззрения (миф, религия).
- •4 Проблема субстанции (первоначала) в античной философии
- •5 Этика и педагогика Сократа
- •7 Теоретические и практические аспекты философии Аристотеля
- •8. Этические школы эпохи эллинизма.
- •9 Соотношение веры и разума в средневековой философии. Номинализм и реализм
- •10 Проблема человека в философии средневековья
- •11. Проблема человека и гуманистические идеалы в философии эпохи Возрождения
- •12. Философия как учение о научном методе (ф. Бэкон, р. Декарт).
- •13. Учение о субстанции в новоевропейской философии
- •14. Социально-политические и антропологические концепции Нового времени.
- •15 Альтернатива рационализма и эмпиризма в философии Нового времени (ф. Бэкон, д. Локк р. Декарт, г. Лейбниц)
- •16. Антропология и теория познания Канта
- •17. Система и метод в философии Гегеля.
- •18. Антропологический принцип в философии (л. Фейербах, н.Г. Чернышевский).
- •20. Основные направления развития западной философии XX века.
11. Проблема человека и гуманистические идеалы в философии эпохи Возрождения
Термин humanitas означал то же, что воспитание и образование человека. Считалось, что в становлении духовного мира основная роль принадлежала словесности, т.е. поэзии, риторике, истории и философии. Действительно, ведь эти дисциплины изучают человека с точки зрения его общих особенностей, и поэтому оказываются наиболее пригодными не только в том, чтобы давать человеку специальные знания в узкой области, но также способствуют его общему развитию и возвышению; из всех других дисциплин они оказываются более пригодными для формирования человека, развития его духовной природы.
Во 2-й половине XIV века обнаружилась, а затем все более возрастала (достигнув высшей точки в XV веке) тенденция придавать изучению гуманистической литературы самое большое значение и считать классическую латинскую и греческую древность единственным примером и образцом для всего, что касается духовной и культурной деятельности.
Для гуманистов тема противопоставления «свобода» и «судьба» была очень важной. Многие полагали, что судьба движет событиями, и поэтому бесполезно напрягаться, стремиться противостоять ей, и лучше прекратить попытки бороться с ней. Но решение проблемы в следующем: одна половина всего человеческого зависит от судьбы, другая – от добродетелей и свободы.
Первым гуманистом считается Франческо Петрарка (1304-1374 гг.). Собственный метод философствования Петрарки заключается в следующем: истинная мудрость есть знание пути как метод достижения этой мудрости, которая заключается в искусстве быть свободным.
Хотелось бы отметить поучение Поджо Браччолини о добродетели как о ненуждающейся ни в чем и имеющий единственный источник – истинное благородство. «В нем истина, приносящая много полезного нашей жизни. Поскольку если убедимся, что люди становятся благородными в почестях и в благе и что истинное благородство завоевывается собственными силами, а не чужой работой, - получим тем самым представление о том, что в добродетели нет побежденных». Здесь содержится одна из ключевых мыслей гуманизма: истинное благородство завоевывается в действии.
12. Философия как учение о научном методе (ф. Бэкон, р. Декарт).
Индукция путем элиминации. Для восприятия природных форм следует посмотреть, какими путями, с помощью каких процедур и какого метода достижима эта цель. Поиск форм, по мнению Бэкона, происходит следующим образом. Прежде всего, исследуя какое-либо природное явление, например тепло, нужно перечислить все случаи, отмечаемые в природе в самых разных материях. Таким образом, изучая природу тепла, мы должны составить «таблицу присутствия»: лучи солнца, особенно летом в полдень; пылающие молнии; любой тип пламени; животные и т.д. Затем составляется «таблица отсутствия», где регистрируются случаи, в которых данное явление (тепло) не присутствует: это лучи луны (как и лучи солнца, яркие, но холодные) и т.д. Закончив составление «таблицы отсутствия», переходят к «таблице степеней», где отмечаются все случаи, в которых данное явление представлено с большей или меньшей интенсивностью. В нашем случае следует обратить внимание на изменение тепла в одном и том же теле в разных средах или при разных условиях.
Имея такие таблицы, Бэкон переходит к индукции, следуя процедуре исключения или элиминации. В таблицах присутствия, отсутствия и степеней исследователь должен исключить, или элиминировать, как свойства присущие, так и не присущие теплому телу, свойства, присущие холодному телу, и свойства, остающиеся неизменными при увеличении тепла. Процесс исключения опирается на аргументацию. Тепло небесный феномен? Нет, ведь и лучи земного происхождения обладают теплом. Может, это исключительно земное явление? Нет, и солнце источает тепло. В примере с теплом Бэкон приходит к следующему Заключению: «Тепло – экспансивное, вынужденное движение, распространяющееся малыми частями».
«Цель и назначение этих трех таблиц, - пишет Бэкон, - воспроизвести в уме все возможные случаи явления. Бог – творец форм, и, может быть, также ангелы и небесные силы имеют возможность воспринять формы непосредственно и с самого начала. Однако человек не обладает этой возможностью, и ему дано идти вначале путем отрицания, и только в конце, по завершении процесса элиминации, перейти к утверждению».
Декарт говорил, что всю философию можно сравнить с деревом, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветки – все остальные науки, которые сводятся к трем основным: медицине, механике и этике. Так как плоды собирают с ветвей, так и главная полезность философии зависит от тех ее частей, постижение которых возможно лишь в самую последнюю очередь. Декарту важно добраться до корней, чтобы впоследствии можно было собрать зрелые плоды, для чего и послужит метод.
Правила метода. 1. Правило очевидности: никогда не принимать ничего на веру, в чем с очевидностью не уверен. 2. Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения. 3. Располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших, и восходить до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди них
Правила подчеркивают необходимость полного осознания этапов, на которые распадается любое исследование.
